Где взять силы, чтобы остаться "хорошим" родителем?

Наверное, все родители время от времени сталкиваются с бессилием, усталостью и родительским выгоранием. В такие непростые периоды остро встает вопрос: где взять силы, откуда черпать ресурсы, чтобы остаться «хорошим» родителем?

Давайте, немного поговорим об этом. Что же такое ресурсы?

Ресурсы — это средства, принадлежащие исключительно субъекту (личности или социальной группе), они соотносятся с поставленными целями и задачами.

А что такое родительские ресурсы?

Пока не существует понятия «родительские ресурсы». Попробуем его сформулировать, опираясь на определение «ресурсы личности».

Ресурсы являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов (стратегий) поведения для предотвращения или купирования стресса.

Родительские ресурсы – это совокупность, система внутренних и внешних условий, способствующих устойчивости личности в стрессогенных ситуациях, обеспечивающих качественное воспитание, и способствующих эффективному развитию детей и самой личности.

С. Хобфолл считает ресурсами то, что является значимым для человека и помогает ему адаптироваться в сложных жизненных ситуациях.

С появлением особого ребенка жизнь меняется кардинально и бесповоротно. Каждый свой шаг родитель должен соотносить с потребностями ребенка с ОВЗ. Многие родители согласятся, что наступает такой момент, когда, кажется, все силы кончились и не знаешь, что делать дальше. И порой родители бывают совершенно истощены и физически, и морально. Следствием постоянной усталости могут быть две вещи: агрессия и апатия. Порой они существуют параллельно, поочередно сменяя друг друга.

А где же, все-таки, взять силы, чтобы действовать, не срываться, оставаться достойным человеком и родителем?! Как же не погубить свое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка?

Лучший способ – это профилактика! Правильный режим дня, где есть место для отдыха всех членов семьи и совместного времяпрепровождения и, конечно, – обращение к тем ресурсам, которые дают Вам силу и положительный настрой.

Что это могут быть за ресурсы? Как они могут помочь и положительно повлиять на близких?

Разные исследователи классифицируют ресурсы личности, используют различные основания. В основном ресурсы можно разделить на:

· внешние (например, помощь родственников) и внутренние (гибкость, стрессоустойчивость);

· социальные (доступность помощи человеку) и психологические (навыки, психические особенности и способности человека);

· материальные (например, социальные выплаты) и нематериальные (новые знания и умения и т.д.).

Также ресурсы можно разделить на такие три группы:

1. Индивидуальные ресурсы человека (интрасубъектные), то, что имеет отношение к конкретному человеку,

2. Ресурсы взаимодействия людей (интерсубъектные), связанные с участием других людей,

3. Внесубъектные (ресурсы физической среды и ресурсы социальной среды), то есть, что напрямую не связаны с людьми.

Так, ресурсы можно черпать из положительных эмоций и чувств: вера, надежда, уверенность, любовь и др.

Определенные качества личности человека, его сильные стороны также являются его ресурсами: самоконтроль, оптимизм, чувство юмора и др.

Для многих людей становится ресурсом ближайшее окружение: взаимоподдержка близких, забота, общение, семейные традиции и т.д.

Также ресурсами могут стать: природа/животные, хобби, искусство, хорошая литература, творчество, обучение и саморазвитие, спорт и пр.

Иногда родители, чаще мамы, не в силах справиться с нахлынувшими отрицательными чувствами, и все перечисленное тоже не помогает. Тогда на помощь могут прийти специалисты. Пожалуйста, не исключайте подобную помощь из своей жизни.

Что же еще можно использовать для восстановления? Это семейные ресурсы.

Семейные ресурсы определяются как комплекс способностей и компетентности членов семьи, и используются в ответ на стрессы и кризисы, способны усиливать адаптивное функционирование семейной системы. Среди ресурсов называют сплоченность, семейную коммуникацию, саморегуляцию, навыки в разрешении проблем, ценности семьи, социальную поддержку семьи, материально-экономические возможности, состояние здоровья и др.

Сами по себе психологические факторы, социальные возможности, материальные средства, объекты и другое не являются ресурсами для преодоления семьей кризиса. Они должны стать для семьи ресурсами, осмысляться ею как ресурсы.

В социальном пространстве сегодня имеется множество проектов, программ, направленных на поддержку семьи с особым ребенком, но не каждая семья использует их в качестве средства поддержки, ресурса сплочения семьи, развития и социализации ребенка.

Например, выделенные государством меры материальной поддержки — денежные выплаты семье с ребенком с инвалидностью — могут стать ресурсом поддержки, а могут быть потрачены впустую.

К ресурсам семьи, нацеленной на решение задач социокультурной интеграции ребенка, отнесем:

• Единство ценностей родителей, позитивную осмысленность жизни в целом.

Травмирующее событие приводит к трансформации ценностно-смысловой сферы обоих родителей. Если ценности и цели расходятся, семья распадается. Если супруги вырабатывают новые смыслы, поддерживая друг друга, переживание (преодоление) травмирующей ситуации приводит к открытию (достижению) новых смыслов и ценностей как в отношении ребенка, так и в отношении своей семьи.

• Навыки совладающего поведения родителей.

Жизненные тактики и техники играют важную роль в начале внутренней работы с психотравмирующей ситуацией «боления и/или особости ребенка». В дальнейшем процессе ее переживания и преодоления важную роль играют социальная гибкость, умение учиться и осваивать новые техники решения проблем. Умение супругов распределить нагрузку в соответствии с возможностями каждого значительно усиливает ресурсы семьи по овладению новыми обстоятельствами.

• Способность родителей к самообразованию, социокультурная компетентность.

Ситуация незнания, неопределенности проблемы побуждает родителей к получению и осмыслению новой для них информации, формированию необходимых для воспитания особого ребенка социально-педагогических компетенций.

• Способность семьи к адаптации как ресурс

Изучение «особого» родительства позволяет отчетливо выделить семьи с разными типами адаптации. Одни семьи приспосабливаются к новым условиям жизни, приводя внутреннюю систему в равновесие с социальной средой (с существующими условиями, социальной инфраструктурой, образовательной системой), другие адаптируются, изменяя, преобразуя условия среды, инициируя и реализуя изменения в социальных и образовательных практиках согласно своим потребностям, выработанным смыслам.

Подводя итоги, можно сказать, что ресурсы представляют собой запасы или источники средств, используемых в необходимых случаях как «множество реальных условий решения реальных задач реальной деятельности», как физиологические и духовные возможности человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов поведения для предотвращения или купирования стресса.

Мы настоятельно рекомендуем родителям обращаться к своим ресурсам, а в сложных ситуациях обращаться за помощью к специалистам!

Материал написан психологом фонда «Гольфстрим» по итогам работы с родителями в проекте «Инклюзия в действии. Доступно всем».

Проект «Инклюзия в действии. Доступно всем» реализуется благотворительным фондом помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Гольфстрим» с 1 августа 2022 года в четырех регионах Российской Федерации: в Калуге, Владикавказе, Владимире и Московской области и поддерживается благотворительным фондом «Абсолют-Помощь».

Начать дискуссию