Как мы организовали курсы дизайна для подростков в небольшом городе и что из этого получилось

Рассказываем о нашем опыте запуска офлайн-курсов.

Как мы организовали курсы дизайна для подростков в небольшом городе и что из этого получилось

Мы, дизайн-агентство ИКСА, находимся в городе Выксе Нижегородской области. Мы делаем сайты, книги, айдентику. Работаем с Московским гастрономическим фестивалем, оформляем конференции для Федеральной антимонопольной службы.

Выкса – небольшой город (50 тыс. населения), выросший вокруг металлургического завода. Город активно развивается благодаря градообразующему предприятию, тут проходит фестиваль современной культуры «Выкса-фестиваль».

Почему решили сделать курсы

Нашему агентству очень не хватает дизайнеров. Сейчас в штате 3 дизайнера, а нам нужно еще 2. Мы постоянно ищем новых, но в нашем городе сложно найти подходящие кадры. Поэтому мы подумали, что, для того чтобы они появились хотя бы через 5 лет, нужно что-то делать сейчас. Сначала мы хотели читать лекции о дизайне по выходным, но потом решили, что курс будет лучшим вариантом – более целенаправленным. Когда мы определились с формой, стало ясно, что ресурсов на создание курса нам не хватает. Поэтому мы решили принять участие в гранте.

Первое занятие проходит в игровом формате.
Первое занятие проходит в игровом формате.

В Выксе уже несколько лет действует грантовая программа развития социального предпринимательства «Начни свое дело». Мы приняли в ней участие с проектом «Школа дизайна IKSA». Весной 2021 года подали заявку на грант и выиграли. Сумма гранта — 200 000 рублей. Грант помог запустить этот проект.

Описание курса

Первый поток решено было организовать для подростков от 13 до 16 лет. Это возраст, когда они начинают задумываться о выборе профессии, многие хотят стать дизайнерами, но не понимают, чем занимается дизайнер. Мы хотели, чтобы наш курс показал, в чем заключается работа дизайнера, и ребята смогли бы понять, подходит ли им это, и если да, то показать направления для развития.

Курс рассчитан на 8 недель, 2 занятия в неделю по 2 часа: 1 день в неделю – занятие по дизайну, второй день – дополнительные темы. Кроме занятий по дизайну мы включили в курс темы про менеджмент, тексты, рекламу, брендинг, каллиграфию. Занятия были построены по классической схеме: первая часть занятия – теория, а вторая – практика. Преподавателями стали сотрудники агентства.

Так как наша цель в долгосрочной перспективе – это кадры для нашего агентства, то курс сразу решено было делать офлайн. Онлайн-трансляции мы включали для тех учеников, которые не могли присутствовать на занятии.

Мы планировали набрать не менее 9 и не более 12 учеников на первый поток, из них 3 – на бесплатной основе, чтобы на курс могли попасть дети, у которых нет возможности заплатить. В итоге мы набрали 10 человек, из которых 3 места были бесплатными, но один из «бесплатников» перестал ходить после первого занятия.

Команда проекта

Над проектом работали сотрудники нашего агентства: арт-директор Сергей Наумов вел лекции по дизайну, директор Катерина Карпова – лекции по менеджменту, редактор Александра Наумова – по брендингу и копирайтингу, дизайнер Александра Кузнецова координировала проект, общалась с учениками по оргвопросам, дизайнер Елена Назарова вела занятие по каллиграфии.

Как мы организовали курсы дизайна для подростков в небольшом городе и что из этого получилось

Этапы запуска курса

Первым этапом для нас стала подготовка документов на грант. Для гранта сделали презентацию про наши курсы, где были описаны в общих чертах: идея проекта, зачем мы это делаем, экономика, социальная польза. Когда стало ясно, что курсам быть, мы приступили к более детальной работе над проектом.

За 2 месяца

  • Мы определились, какие именно темы мы хотим затронуть на занятиях: по дизайну, менеджменту, текстам и брендингу. Затем распределили темы по количеству часов, зарезервировав часы на вводное и завершающее занятия. Составили расписание в notion.
  • Начали искать помещения для занятий. Нам нужны были компьютерный класс для дизайна и класс для лекций и игровых занятий. Мы рассматривали наш офис, но в нем было бы тесно, и занятия пришлось бы сдвигать на вечер, когда все сотрудники уходят домой.

За 1 месяц

  • Запустили посадочную страницу на сайте с формой анкеты.
  • Параллельно преподаватели готовились к первому потоку, писали лекции, составляли презентации вместе с дизайнером.
Все кто позвонил, заполнили заявку-анкету, стали учениками.
Все кто позвонил, заполнили заявку-анкету, стали учениками.

За 3 недели

  • Разместили рекламу и пресс-релизы о запуске курсов в местных СМИ, собственных соцсетях.

После этого начали звонить родители потенциальных учеников. Они спрашивали, чему именно будем учить, какому дизайну, как и где будут проходить занятия, кто будет вести занятия и получат ли участники сертификат. Мы быстро набрали группу.

За 1 неделю

  • Разработали и изготовили рабочие тетради и другие печатные материалы, закупили футболки и маркеры для занятия по каллиграфии.
  • На последнем этапе подготовили шаблон договора для учеников.

У нас был небольшой опыт преподавания, и поэтому все лекции мы сначала «прогоняли» перед коллегами, а потом корректировали на основе полученной обратной связи. Например, первую лекцию по дизайну пришлось полностью переделать, так как она была предназначена скорее для подготовленных слушателей, чем для новичков.

Лекции проходили в пространстве Ex Libris
Лекции проходили в пространстве Ex Libris

С какими проблемами столкнулись

Место

Лекционное пространство мы нашли легко, а вот с компьютерным классом было сложнее. Мы думали, что проще всего договориться о занятиях в компьютерном классе с общеобразовательной школой, и сразу же пошли к ним. Но оказалось, что заключить коммерческий договор со школой практически невозможно.

Тогда мы обратились к коммерческим образовательным центрам, которые ведут занятия по программированию, и быстро нашли подходящее место. Хотя там тоже есть свои минусы: их компьютерам минимум нужна цветокоррекция, мощность маловата даже для работы в Figme.

Нагрузка на преподавателей

На подготовку одной лекции уходило около 3-4 часов. Также наши преподаватели всегда лично проверяли домашние задания и давали обратную связь ученикам в виде развернутых комментариев. Для преподавателей это стало дополнительной нагрузкой, помимо основных проектов. Где-то в середине курса мы уже начали ждать его окончания, хотя вести занятия нам нравилось. С другой стороны, мы понимали, что в первый раз писать лекции тяжело, а к следующему курсу подготовки будет меньше.

Промежуточные итоги

В самом начале мы боялись не набрать группу, боялись, что ученикам будет скучно и наши лекции им ничего не дадут. Но ребята не пропускали занятия, и фидбэки были хорошими: понравились и темы, и подача материала, и практические занятия, и мы как преподаватели.

После каждого занятия мы собирали обратную связь в специальном чате и корректировали лекции с ее учетом. В некоторых темах решили укоротить теоретическую часть и дать больше практики, в других – наоборот.

После окончания потока мы получили хорошие отзывы от ребят и их родителей. Многие из наших учеников задумались о том, чтобы получить образование в сфере дизайна, а кто-то понял, что это совсем не то, чего он хочет. Для нас это хороший результат.

Мы сразу понимали, что этот проект социально-инвестиционный, а не приносящий дополнительный доход.

Сейчас вакансия дизайнера в штате остается открытой. Мы понимали, что один курс не решит проблему кадров, так как он не дает достаточно знаний и навыков. Эта работа на долгосрочную перспективу. Возможно, кто-то из наших учеников заинтересуется дизайном и в будущем станет нашим сотрудником.

Доход от курса покрывает прямые расходы: аренда, оплата лекторов, реклама. Для нас это социально-инвестиционный проект.
Доход от курса покрывает прямые расходы: аренда, оплата лекторов, реклама. Для нас это социально-инвестиционный проект.

Апдейт

Между первым и вторым потоком прошло 8 месяцев. Когда начался второй поток, мы обратились к прошлым лекциям и поняли, что вспомнить, о чем рассказывали в лекциях по презентациям и даже по записям тезисов очень сложно. Решили, что надо записывать лекции на диктофон или видео.

Летом мы завершили второй поток и думаем сделать курс для взрослых.

Как мы организовали курсы дизайна для подростков в небольшом городе и что из этого получилось
8
2 комментария

Классная инициатива, было интересно прочитать, фото тоже порадовали!

3
Ответить
Автор

Спасибо, это особенный для нас проект.

Ответить