Метавселенные: что это и и как они будут влиять на наши жизни?

Метавселенные: что это и и как они будут влиять на наши жизни?

Согласно исследованию Gartner, к 2026 году четверть людей будут проводить в метавселенных не менее часа в день. Эксперты прогнозируют, что пользователи будут посещать виртуальные офисы и магазины, строить дома в цифровом пространстве и даже покупать землю. Давайте вместе попробуем разобраться, как устроено это загадочное пространство.

Что такое Метавселенная?

Можно ли сказать, что Метавселенная — это киберпространство? Возможно. Любые ваши мысли, ассоциации или предположения будут столь же верны, сколь и ошибочны, потому что никакой метавселенной на самом деле не существует!

Термин «Метавселенная» был придуман писателем-фантастом Нилом Стивенсоном в киберпанк-романе «Аватар» 1992 года для описания виртуального пространства, в котором люди могут взаимодействовать через свои аватары.

Киберпространство в книге воссоздано следующим этапом развития Интернета. В нем можно было жить, делать покупки, искать информацию, осваивать территории и смотреть почти на все с помощью аватара. Для постоянного пребывания в сети использовались шлемы виртуальной реальности, очки и другие атрибуты.

Собственно, о книге и самом термине вспомнили после заявления Марка Цукерберга в июле 2021 года. Тогда он сообщил о планах Facebook по созданию собственной метавселенной, а позже переименовал компанию в Meta и объявил о начале разработки идеи.

Конечно, эта метавселенная будет отличаться от миров, представленных в книгах и фильмах о киберпанке, но концепция очень похожа. По словам Марка Цукерберга, все будет выглядеть так, как будто вы не просто бродите по Интернету, а находитесь в нем прямо.

По оценкам Bloomberg, к 2024 году рынок метавселенной может составить 800 миллиардов долларов. Скорее всего, в ближайшие месяцы и годы мы увидим быстрый рост отрасли

Предлагаем сосредоточиться на 7 признаках метавселенной, которые выделил венчурный инвестор Мэтью Болл:

1. Непрерывность — метавселенная никогда не «приостанавливается» или «заканчивается», она продолжается до бесконечности.

2. Синхронность с реальным миром.

3. Отсутствие каких-либо ограничений для пользователей, а также индивидуальное ощущение «присутствия».

4. Полностью функционирующая экономика — частные лица и предприятия смогут создавать, владеть, инвестировать, продавать и получать вознаграждение за невероятно широкий спектр «работ», создающих «ценность», признанную другими.

5. Получение опыта, который охватывает как цифровой, так и физический миры.

6. Беспрецедентная совместимость данных, цифровых элементов/активов, контента.

7. Наполнение «контентом» и «опытом», созданным и управляемым широким кругом участников.

Аватары, VR-шлемы и NFT: как устроена и работает метавселенная

Вход в метавселенную похож на выход в интернет, только с дополнительным эффектом погружения. Чтобы попасть в виртуальный мир и получить полноценный опыт, вам потребуются шлемы виртуальной (VR) или дополненной (AR) реальности, тактильные перчатки и костюмы.

В интервью The Verge Марк Цукерберг рассказал, что метавселенная будет работать на VR-гарнитурах, мобильных устройствах и игровых приставках. По его словам, пользователи смогут ощутить то, что им не позволяют ощутить двухмерные приложения — например, присутствие людей.

По сути, Метавселенная — это удобный и хорошо оформленный термин, четко передающий для пользователей образ Интернета будущего.

Нужно просто объяснить сложный набор технологий, составляющих Web 3.0 — следующий шаг в развитии привычного нам Интернета и переход от централизованной системы к децентрализации. Многим удобно видеть трехмерный мир, построенный на блокчейне, конечным продуктом этого витка «сетевой» истории. В его рамках непрерывно развиваются социальные и экономические связи между аватарами пользователей.

Итак, Метавселенной может быть любое виртуальное пространство, неважно, кто его создает и контролирует, Facebook/Meta или независимая команда анонимных энтузиастов. Второй основан на концепции Web 3.0. — следующий шаг в эволюции Интернета, связанный с технологиями блокчейн и децентрализацией.

Цифровой аналитик Бенедикт Эванс дает краткое и лаконичное определение Web 3.0 — это Интернет, который создают пользователи, который пользователи контролируют, на котором пользователи зарабатывают. К счастью, появление криптовалют, блокчейн-платформ, NFT и децентрализованных организаций делает такую интернет-утопию потенциально достижимой.

Что можно делать в виртуальной реальности?

— Узнавать новую информацию о виртуальном мире, посещать цифровые музеи, участвовать в играх и других активных действиях.

— Менять свой аватар, придавая ему уникальный вид. Варианты создания аватаров разнообразны: от реальных личностей до нарисованных персонажей.

— Распространять свое творчество. Метавселенная дает для этого широкий спектр возможностей: вы можете выставлять свое творчество на продажу, а также приобретать работы других пользователей.

— Покупать и продавать активы. Приобретение активов — один из самых важных процессов в метавселенной. Благодаря этому вы можете изменить аватарку, свое личное пространство и многое другое.

— Купить, построить или сдать в аренду. Виртуальная недвижимость сегодня находится на пике своего развития, поэтому купить или арендовать ее крайне выгодно.

Самые известные метавселенные

Сейчас многие компании объявили о создании собственных метавселенных. Их довольно много, но мы расскажем вам подробнее о нескольких основных.

Epic games

В интервью Bloomberg генеральный директор Epic Games Тим Суини заявил, что в ближайшие десятилетия метавселенная станет частью многотриллионной глобальной экономики. Еще в 1991 году будущий глава компании создал игру ZZT. Она стала популярной благодаря тому, что в ней игроки могли создавать собственные мини-игры с помощью редактора мира.

В 2011 году компания представила Fortnite, бесплатную игру в жанре королевской битвы с несколькими игровыми режимами. Из шутера он также превратился в виртуальный развлекательный центр, на площадке которого уже выступали мировые звезды.

Метавселенные: что это и и как они будут влиять на наши жизни?

Тим Суини представляет себе метавселенную как нечто, чем не может владеть ни одна компания — как Интернет. Он считает, что следующие несколько лет станут корпоративной гонкой за миллиард пользователей, и тот, кто получит их первым, станет лидером в установлении стандарта.

Roblox

Основатель Roblox Corporation и игровой платформы Roblox Дэвид Базуки также говорит о метавселенной как о возможности работать удаленно. Речь идет о виртуальных 3D-встречах, где можно вместе посмотреть презентации или завести деловые знакомства на коктейльной вечеринке. Он предвидит, что творческое сотрудничество будет расти по количеству и масштабу, от цифровой деятельности, такой как игровой дизайн, до моды и архитектуры.

Многопользовательская онлайн-платформа Roblox предоставляет инструменты для создания игр. По своей сути это близко к концепции метавселенной, а сама платформа уже привлекла миллионы игроков. Сам Дэвид Базуки называет это трехмерной социальной площадкой, где вместе с друзьями можно оказаться в разных местах и ситуациях.

Яркий пример — Decentraland, платформа, запущенная во второй половине 2010-х. По сути, это 3D-мир с криптографией, где можно устраивать встречи с деловыми партнерами, вместе ходить на выставки с концертами, делиться творчеством и так далее. Также у него есть своя валюта — МАНА. Это позволяет, во-первых, участвовать в голосовании по улучшению цифрового мира; во-вторых, приобретать не только «внутриигровые» предметы коллекционирования, но и целые наделы земли. Люди покупают недвижимость в квази-игре, и иногда цены достигают почти миллиона долларов. И на это есть резон, так как на купленных квадратах виртуальной земли можно разместить рекламные стенды, что будет очень дорого из-за высокой посещаемости и «кликабельности» рекламы (а пользователи с VR-шлемами не самые бедные люди). Среди компаний, которые сотрудничали с платформой, — Coca-Cola, Sotheby’s и другие.

Decentraland — не единственный в своем роде. Можно вспомнить также The Sandbox, Enjin Coin и другие. Они сочетают в себе перевод внутриигровых валют в блокчейн и внедрение системы, в которой каждому элементу соответствует токен, созданный в децентрализованной сети. Проще говоря: ваши сбережения в виртуальном мире становятся цифровыми активами, которые котируются в собственность и получают соответствующую правовую защиту.

Будущее метавселенных

Если посмотреть на уже существующие проекты метавселенных, становится понятно, почему пока нет возможности дать четкое определение этому термину. До концептуально целостного, простого и доступного для всех пользователей проекта еще далеко.

В Facebook говорят, что версию метавселенной, которую они представили на презентации, можно реализовать через 5–10 лет. Это и долго, и оптимистично. Потому что потребуются годы, чтобы построить инфраструктуру для метавселенной, внедрить лучшие практики и, самое главное, добавить возможность взаимодействия между платформами. Виртуальная реальность также далека от мейнстрима — VR-шлемы недоступны большинству интернет-пользователей, как обычный смартфон. А современные домашние ноутбуки или планшеты не могут с легкостью обрабатывать сверхдетализированные 3D-миры.

Тим Суини немного осторожнее в своих прогнозах: он надеется, что через 10 лет пользователи смогут играть в различные онлайн-игры в одном мире. Глава Epic Games уверен, что до появления метавселенной компаниям нужно решить, как перейти от закрытых экономик, таких как Fortnite, Minecraft, Roblox и десятков тысяч других игр, к общему пространству.

Тем не менее, по оценкам Bloomberg, к 2024 году рынок метавселенной может составить 800 миллиардов долларов. Мы, вероятно, увидим быстрый рост отрасли в ближайшие месяцы и годы. Вероятно, пройдет много времени, прежде чем мы действительно «поживем» в метавселенной, но уже интересно посмотреть, как она обретает форму.

11
2 комментария

Отличная статья! А напишите еще, пожалуйста, больше про способы заработка в метавселенных.

*** Планируют сделать метавселенную, но пока не получается сделать адекватно работающий сайт и приложение ***