Товаропроводящая цепочка в торговом маркетинге

Друзья всем привет. Это статья является частью серии коротких статей про торговый маркетинг. В этой серии я пишу про торговый маркетинг на кондитерских производствах, впрочем аналогичные и очень похожие механики можно применять производителям практически любых товаров из сегмента FMCG (товары повседневного спроса).

От оптовой торговли к розничным покупкам

Спрос на товары повседневного спроса всегда формирует конечный потребитель. Именно потребитель в конечном счете купит ваш товар, употребит и сделает выводы становится ли постоянным клиентов на вашу продукцию, но если вы производитель, то выходить с предложением на прямую к каждому отдельно взятому потребителю не представляется возможном (есть и такие товаропроводящие цепочки например маркетплейсы, но в этой статье мы будем рассматривать исключительно классическую схему сбыта).

Для того чтобы не работать напрямую с конечным потребителем на рынке существует ритейл и оптовая торговля. Тоесть вы продаете товар крупным оптовым игрокам например региональным дистрибьюторам. Региональные дистрибьюторы в свою очередь реализую продукцию более мелким игрокам например в торговые точки, а уже через торговые точки ваш товар доходит до конечного потребителя.

Так вот цепочка по которой движется ваша продукция, где звеньями являются игроки той или иной величины, и есть товаропроводящая цепочка. На этой ноте можно было бы закончить эту статью, потому что определение товаропроводящей цепочки дано, но мы этого делать не станем, потому что нужно разобраться, а что собственно с этой товаропроводящей цепочкой можно делать и как использовать эти данные, чтобы лучше работать с рынком и конечном счете максимизировать прибыль предприятия.

Цепочка или дельта?

На самом деле хоть в торговом маркетинге и принято использовать термин "товаропроводящая цепочка", движение всех товаров больше представляют из себя форму дельты. К примеру у Вас как у производителя 100 дистрибьюторов, у каждого их них в среднем по 1000 торговых точек, а в каждой торговой точке закупаются по 500 розничных покупателей. Получается на каждом следующем этапе количество игроков возрастает на несколько порядков. (рис. 1)

Рис. 1
Рис. 1

Получается привлекая всего одного среднестатистического дистрибьютора даже при небольших объёмах сбыта, Вы получаете потенциальный доступ к 1000 торговым точкам и 50.000 розничных покупателей.

Как потенциал превратить в реальный сбыт?

Можно симулировать дистрибьютора, к примеру предоставив ему скидку или пообещав ретро-бонус за выполнения определенного плана по закупкам, но если не позаботится о том, что с товаром произойдет на следующих этапах движения по цепочке и полностью переложить заботу об этом вопросе на дистрибьютора, то такая механика чревата уменьшением продаж в будущем, тем более если Вы примете решение снизить или вовсе прекратить стимуляцию.

Гораздо более эффективным методом будет обратить внимание на то кому дистрибьютор реализует Вашу продукцию. К примеру можно выплатить определенные премии торговым представителям дистрибьютора за размещение вашей продукции в торговых точках где до сих пор Ваша продукцию не продавалась. При таком подходе Вы значительно увеличите товарооборот дистрибьюторов, избежите значительных откатов в продажах, а самое главное не стане перегружать канал на этапе дистрибьютора.

Тоже самое можно делать и на этапе сбыта в самой торговой точке, а также работать на каждом этапе с такими показателями как товарный остаток и ассортиментная линейка, но об этом в следующей статье...

В следующей статье поговорим о том, что такое ширина ассортиментной линейки и товарный остаток, как эти величины можно измерять, а самое главное как это все использовать в связке к товаропроводящей цепочкой для достижения максимальных результатов.

Начать дискуссию