{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Ошибаться — нормально, не ошибаться — не нормально

Интервью Славы Турмана, автора и сценариста Agenda Media Group

Слава, ты действующий автор и сценарист с 20-летним (!) опытом. Интересно узнать, с чего вообще ты начинал свой путь, целенаправленно ли ты шёл к позиции автора?

Наверно, глупо говорить, что я мечтал стать сценаристом с ранних лет. Потому что все дети моего возраста хотели быть космонавтами, работать в милиции или банке (сюрприз). Но именно так всё и было. Я очень вовремя открыл для себя эпоху VHS-кассет, и меня поглотил мир кино.

Мне было лет 6, может, 7. Я в запой смотрел всё, что мог купить легально (точнее родители) и не очень легально. Или, в конце-концов, записать с телика. Мне всегда было интересно, как это так: они по ту сторону экрана не могут меня с этой стороны от него оторвать. Наверняка это сложно, но очень интересно.

Я начал подражать этому. Я попросил у мамы купить мне тетрадку и туда записывал (а по сути переписывал) то, что я уже когда-то видел. Постепенно там начали появляться и свои мысли. Потом это начало приобретать форму, а не просто было потоком мыслей. И так и пошло.

Став старше, я занялся КВНом. Понимаю, как к этому сейчас относятся, но именно тогда я понял, что то, что я придумал, написал, может вызывать эффект, эмоциональное воздействовать на незнакомого мне человека. И мне это нравилось.

Примерно тогда же я понял, что существуют и более короткие формы творчества, типа рекламы и прочего, что сейчас принято называть диджитал-форматами. И я на местном уровне, там, откуда я родом, начал это пробовать. Это было несложно, интересно и на тот момент почти недоступно в регионах. А рынок ещё не был ничем практически ограничен (кроме бюджетов). Вот так я и оказался в сфере, стал автором.

Как ты попал в команду Agenda Media?

Тут всё прозаичнее. Я откликнулся на вакансию в тогда ещё молодую компанию (но я этого не знал, я ж пачками откликался). Мне ответили, дали тестовое. В нём нужно было смешно обыграть любую новость от того дня из сферы шоу-биза или культуры. Уже не помню, что было, что-то про певца Шуру. Я выполнил. И потом мне снова ответили (сюрприз № 2). Позвали на собеседование, я был на эйфории, уже не помню, что там спрашивали, но что-то про КВН точно было. Я пару раз пошутил (как мне кажется, удачно). Ну и спустя день мне ответили и мы договорились.

Через день я уволился с прошлой работы, ещё через день уже оказался в уютном (тогда ещё не очень, но таком же ламповом) офисе «Адженды».

Расскажи про трудности, с которыми ты сталкивался.

Их было много. Начиная с того, что до этого я не работал полноценно в этой сфере, чтобы это был не какой-то там фриланс. Поэтому я дико боялся, что меня раскусят :)

Ещё из трудностей было и то, что часто приходилось открывать в себе новые грани и работать с теми форматами и темами, которые не знакомы или не так интересны. И на всё это всегда было очень мало времени. То есть приходилось буквально за день-два становиться экспертом в какой-то совершенно далёкой от тебя области. И так было частенько.

Спустя пару лет компания уже очень активно росла, стало намного больше людей, и с некоторыми я даже не был знаком — впервые приходилось с ними работать уже на проекте. А это новые люди, нужно было найти к каждому подход и чтобы всё это было продуктивно. А люди разные по своему характеру и темпераменту, темпу работы и в целом отношению к делу. Иногда это вызывало дискомфорт. А в какой-то момент я просто сижу на каком-то очередном рабочем звонке и в голове вопрос: «Кто все эти люди?»)

Я решился на самые необычные для себя меры и со всеми познакомился в личных сообщениях и на личных звонках. Ведь когда хотя бы чуток знаешь человека, такого страха уже нет и работается лучше. Кто бы знал, что, если пообщаться с коллегой минут 5 на отвлечённые от работы темы, потом работается с этим человеком в разы лучше, проще, легче и даже приятнее, что ли.

И в целом трудно было принимать масштабные изменения в компании. Особенно учитывая тот факт, что я практически с самого начала в ней. Видеть рост, безусловно, приятно. Чувствуешь себя частью всего этого. Но у медали две стороны, и вторая как раз та, что не все изменения радуют. Невольно вспоминаются те ламповые и небольшие проекты и небольшая команда специалистов. Но это ведь нормально.

С «Аджендой» ты сотрудничаешь уже 6 лет. Почему?

Сложно сказать однозначно. Тут куча факторов.

Во-первых, я за многое благодарен «Адженде». Например, за непредвзятость. До «Адженды» я отправлял своё портфолио, не соврать, но десяткам, может, сотням агентств. Мне даже не отвечали. А тут и тестовое дали, и сотрудничать стали) Но я же тогда был кот в мешке. С тех пор мы так больше не делали, кстати. Ахаха. Я был единственным котом в мешке. Надеюсь, удачным. Судя по всему.

Во-вторых, как бы это ни звучало слащаво, но тут уже второй дом. Первые полтора года я вообще в офис ездил каждый день. Зачем-то. Просто так воспитан. Сказали, работа с 10, значит, в 10 я на месте, ахаха. Ну и сколько мы времени проводим на работе? Четверть жизни точно, если ты уходишь в 19) Хочешь или нет, но ребята, с кем работаешь, становятся частью твоей жизни. С годами это ещё больше растёт. Ну и в-третьих. Тут всегда есть куда расти. Если думаешь, что дальше некуда, ты можешь сам придумать, куда тебе расти, лишь бы польза была.

Наверняка за всё это время тебе удалось попробовать свои силы на разных проектах и в разных ролях. Есть у тебя самый любимый проект?

Их масса. Вспоминаются первые, конечно же, на которых я учился. Это про туристическую привлекательность Калининграда. Простые, но душевные ролики для соцсетей.

Но самый любимый, пожалуй, это «История на экране», где мы рассказывали молодому поколению про реальную историю ВОВ. Сложная работа с информацией, с консультантами, и при этом была та самая художественная часть, которую я так давно хотел привнести (не в исторических фактах, конечно же, а скорее в подаче). Мы были ограничены лишь в хронометраже роликов, но всё остальное оставалось на авторах, в том числе мне. Особенно запомнился момент, когда один из медийных ведущих, который записывал текст, написанный мной, прослезился. Когда я просматривал материал, меня это задело. Было сильно.

И второй — это «Тур де Раша». На проекте была такая лёгкая атмосфера работы. Мы буквально со второго ролика со всей командой были на одной волне. Открывали новое в городах России не только для зрителей, но и для себя. Это прекрасно.

А если говорить про разные роли, то это, наверное, нормально, когда ты что-то написал и, если присутствуешь на съёмках, вставляешь свою лепту и туда. Не сказал бы, что это режиссирование, но что-то близкое к этому. Так что да, был и такой опыт. И даже актёра) Но это было давно. Не монтировал разве что ролики. Хотя нет, как-то собрал «рыбу», но лучше бы не делал этого. Моё дело — писать.

«Адженда» держит фокус на развитии лидеров проектов внутри команды. Пробовал ли ты себя в качестве лидера проектов?

Да, есть такое. Причём для всех. И можно расти по обоим направлениям. Я же не захотел развиваться в компании как лидер, руководить проектами и идти вверх по этим ступеням карьерной лестницы, где больше ответственности и административной работы. Это просто не моё. Я не такой сам по себе. Соответственно, становиться таковым у меня цели тоже нет. Человек на этой позиции должен обладать теми чертами характера, которые у меня не ярко выражены. Поэтому я решил не мучить себя и компанию со мной во главе проектов.

Тем не менее я сосредоточился на профессиональном росте и развитии команды авторов внутри «Адженды», для которых я сейчас, как мне кажется, уже какой-то староста класса или мудрый дед. Могу на их проектах со сценариями помочь или с направлениями креатива, просто прийти на какой-нибудь разгон, а могу и в трудную минуту поддержать и помочь по-человечески, поговорить и выслушать или просто поболтать ни о чём. И вот такое развитие меня устраивает. В этой роли мне комфортно, как и, надеюсь, самим ребятам-авторам.

Что тебе помогает сохранять work-life-баланс? Поделись своими личными лайфхаками от выгорания.

Говорить «нет». Хотя бы в двух случаях из трёх. Это первое. Поможет не только в работе, но и в жизни. Знаю, что сложно, но вы попробуйте.

Второе — не отвечать во время обеда. Я знаю, что люди на удалёнке часто этим пренебрегают. Едят на ходу или во время звонка или не едят вовсе. Остановитесь. В нашей сфере почти всегда всё горит и полыхает, но если вы нормально не пообедаете, то хуже будет всем. У меня так, по крайней мере. Почти уверен, что час точно подождёт почти что угодно. Но я всё равно всё читаю) Ахаха. Я не знаю, как это работает.

Ну и давай третий для комплекта — отдыхайте. Банально? Да. Но и я не коуч.

Вспомни какой-нибудь свой самый жёсткий факап за всё время твоей работы в компании или то, что не получилось, на твой взгляд.

Может прозвучать странно, но прям жёстких не было. Могу назвать только тот, что мне запомнился, а судя по всему, он и был самым жёстким.

Как раз таки в одном из самых первых проектов моих в компании мы делали вышеупомянутый проект про туристическую привлекательность Калининграда. И был какой-то ролик про небольшой город в области, и там была река. Название я сейчас не вспомню. Но суть в том, что диктор в ролике назвал её с неправильным ударением. В комментариях к ролику развелась полемика о том, что тот, кто делает, не шарит, не уважает и прочее. Это всё обрушилось на меня.

Что, как ты думаешь, помогло тебе выйти из этой ситуации? Какие уроки вынес для себя?

Я с этим пожил минут 15. Потом пошёл проверять. И выяснилось, что диктор прочитал не так, как нужно, моя ошибка была, что не проверил досконально — каюсь. Но самое забавное, что название реки можно и так и так произносить. Там нет ошибки. Просто местным жителям режет слух, они привыкли называть как удобно им. Но их же нельзя за это винить. Зато я усвоил урок проверки ударений в названиях на все 100. А по сути, кроме пары комментов под роликом, ничё и не было. И вы забудьте. ЗвОнит или ЗвонИт? В конце-то концов.

Если вспоминать, что не получилось, на мой взгляд, тут можно часами это обсуждать. Проблема в том, что, когда смотришь готовые проекты, вот именно в этот момент лезут в голову идеи и решения, которые надо было бы применить раньше.

А так всё, что мы делали, мне кажется, получилось. Можно ли было сделать лучше? Конечно. Всегда можно лучше. А вот так, чтобы что-то не получилось прям совсем, — это невозможно. Это бы не опубликовалось) Но да, сценарии такие были, которые были написаны в рамках проекта, но не увидели свет. Ну а если отвечать на вопрос, какие уроки я вынес, тут всё просто. Ошибаться — нормально. Не ошибаться — не нормально. Главное — не повторять своих же ошибок.

Как часто ты сталкиваешься с правками? Правдивы ли все мемы про правки? Как ты к ним относишься?

Правки — наше всё. Мне даже кажется, если нет правок, то существует всего два варианта: 1. Заказчик не прочитал. 2. Заказчик открыл не тот файл.

Насчёт мемов абсолютная правда. Иначе это не было бы так смешно. Это смех через боль. Но это нормально. Мне кажется, все авторы к этому относятся адекватно, если правок не 40 пакетов и 80% из них противоречат самому ТЗ. Ну а в целом мы между собой, авторами, поделимся болью и идём делать. Так же везде, нет? А лично я к ним отношусь даже хорошо. Конечно, супер, когда их нет. Чувствуешь себя героем. А когда есть и если они ещё и оказываются по делу, то совсем красота. Разве нет?

Чаще всего авторы сценариев роликов/документалок и в целом различных диджитал-форматов остаются далеко за кадром. Не обидно? Или это нормально?

Да нет, не сильно. Конечно же, хочется больше признания. Не тщеславия ради, а чтобы вклад и труд оценили. Но не всегда же в титрах это отражается. В нашей диджитал-сфере это просто как будто не принято. Было очень приятно и круто, когда лично я увидел своё имя в титрах на проекте, когда он уже был опубликован. Видимо, добавили уже на стадии, когда авторы ушли делать следующие выпуски и не видели финальный драфт. Ну и здорово.

Ну а в целом, мне кажется, нужно выводить таких людей из тени. Авторы уже давно не последние люди в индустрии, и их роль в проекте сложно переоценить. Начнём с того, что они придумали идею, написали и сделали всё возможное, чтобы это было снято. А потом ещё и монтаж, титры, графика и прочее-прочее, в чём они принимают участие. Так что, ну камон, титры-то можно) Ну а есть и абсолютно другие люди, другого склада характера и темперамента, которые хотят остаться в тени навсегда. Я где-то между двумя этими типами авторов.

Этот вопрос мы задаём всем. На твой взгляд, чем «Адженда» отличается от других агентств и продакшенов?

Вопрос хороший, ведь мне не с чем сравнивать из личного опыта. Могу судить только по мнению коллег, друзей и товарищей из других агентств. Как правило, проблемы примерно те же самые. Но вот как эти проблемы решаются — вопрос другой. Мне кажется, что «Адженда» отличается своей либеральностью (это же слово не запрещено?). Но вот тут я ощущаю именно это. Не всегда и не во всём, но в большинстве случаев я чувствую, что моё мнение может учитываться. Главное — его правильно подать, преподнести и защитить. Но это абсолютно нормально.

Сейчас ты не только пишешь сценарии, но и активно участвуешь во многих процессах компании: проводишь интервью с кандидатами, являешься наставником у новичков. Можешь рассказать, на что ты обращаешь внимание на интервью и в процессе адаптации новых ребят?

На личность. Причём всегда. Сюрприз № 3, но люди все очень разные. Достаточно сложно подобрать человека, который подходил бы, помимо профессиональных и личных скилов, ещё и под требования компании. Лично мне нужно 2-3 вопроса, чтобы понять, что человек подойдёт, за редким исключением. Не знаю, насколько это правильно, но я сравниваю с собой или с людьми, которых хорошо знаю на позиции автора в компании. И сюда же приходят другие аспекты: релевантный опыт, желание, стремление, чувство юмора, открытость. А в адаптации — на то же стремление, личную позицию, отстаивание мнения и то, как быстро человек в целом схватывает, что от него хотят. Этого хватает, как правило.

Идеальное портфолио автора/сценариста. Оно какое?

С примерами работ, ахаха) Ну а если серьёзно, то да, с примерами работ. В идеальном мире, конечно же, написать или презу простенькую собрать о проектах, которые реализовывали, с целями и задачами, которые ставились, и тем, как этого добились. Когда вижу такие портфолио — радуются глаза и душа. А ещё разноформатные проекты. Если делали что-то, что не относится к вакансии, упоминайте. Лишним точно не будет. Универсалы в цене сейчас.

Что можешь посоветовать или пожелать ребятам, которые только начинают свой путь в авторском ремесле?

Подумайте ещё раз. Хаха.

Я не коуч, опять же. Но не сдаваться точно нужно. Сфера сейчас нуждается в хороших авторах и сценаристах, поэтому пробуйте, мечтайте, делайте и не бойтесь. В конце концов, всему можно научиться. Вдохновляйтесь, больше всего смотрите и изучайте и не оставляйте попыток стать тем, кем хотите. Иначе зачем это всё?

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда