{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как мы перешли на Kanban и не уволились в процессе

Дмитрий Щегольков, руководитель инженерного отдела в Linxdatacenter, рассказывает об опыте перехода команды на Kanban-метод, выделяет этапы, с помощью которых внедряли новый рабочий инструмент и делится промежуточными результатами.

Для начала пару слов о специфике деятельности Linxdatacenter. Наши основные направления деятельности: ЦОДы в Москве и Петербурге; сервисы облачной платформы LinxCloud, развернутой на их базе. Помимо этого, есть отделы, без которых ни одна компания не может существовать — бухгалтерия, юристы, HR и др.

Чтобы оценить фронт работ команд, помочь сотрудникам стать эффективнее, а руководителю — управлять работой подразделений, было принято командное решение перейти на канбан и ввести новый инструмент для команды — таск-менеджер.

Сложности перехода заключались в том, что компания существует более десяти лет, а значит все ее бизнес-процессы были давно выстроены и налажены. Коммуникация между командами велась «по старинке»: через письма и сообщения в мессенджерах. И отучить сотрудников от такого формата — задача не из простых.

Что мы делали, чтобы переход произошел максимально гладко и изменения «прижились».

Этап 1. От беспорядка в почте к четкой структуре

Из-за того, что все задачи приходили в команду по нескольким каналам связи, было сложно определить занятость членов команды. Мы не понимали, какой объем задач поступает в команду, кто выступает в роли заказчика, в какой день начинает сгорать дедлайн и т.д. Желание структурировать работу команды стало первой причиной «за» переход на какой-нибудь таск-трекер.

Помимо беспорядка в потоке входящих задач, нужно было «причесать» задачи изнутри.

Приведу небольшой пример. Допустим, кто-то из менеджеров решил, что продукту нужна новая фишка, потому что: этого нет у конкурентов → мы становимся уникальными → можем заработать сто-тысяч-миллионов. В команду прилетает срочная задача, ребята вкладывают в реализацию огромные силы, но… В результате эта фишка просто не нужна клиенту и покупки не происходит. Что компания имеет в итоге?

  • Упущенную прибыль.
  • Зря потраченное время.

Получается, что для эффективной работы нужно было ответить на вопросы:

  • что мы делаем;
  • для чего мы это делаем;
  • почему решили делать именно эту задачу и др.

Из-за всего этого большая часть времени уходила на вещи, которые не приносили долгосрочной ценности. И подобных задач «в никуда» было достаточно много — они сменяли одна другую. Нам нужна была единая система, которая позволила бы увидеть всю картину целиком.

Было необходимо, чтобы вся команда четко понимала, над созданием каких продуктов и услуг она работает в определенный момент. Также канбан был полезен для внедрения новых продуктов. Прежде чем начать создавать что-то новое, команда могла бы оценить востребованность продукта, собрать статистику и сделать кастдев:

  • Понимаем, что игра стоит свеч → берем задачу в работу.
  • Понимаем, что задача не актуальна для рынка → не тратим на нее время.

Именно по результатам подобной аналитики мы сможем получать продукт, который легко поддерживать и масштабировать, который принесет прибыль.

Этап 2. Выбор инструмента

В прошлом я активно изучал канбан и знал несколько таск-менеджеров. На момент внедрения нового инструмента в работу ситуация на рынке была нестабильной — зарубежные сервисы могли в любой день уйти с рынка. Поэтому командой приняли решение искать инструмент от российских разработчиков.

Так я вспомнил про Кайтен — таск-менеджер для управления проектом по методологии канбан и скрам.

В интерфейсе все интуитивно понятно. Основа сервиса — это канбан-доски, визуально отображающие весь рабочий процесс. Пространство команды можно менять, как конструктор лего: добавлять колонки, столбцы или новые доски. Но главная фишка в том, что можно расположить несколько досок на одном пространстве или продублировать доску в нескольких рабочих пространствах.

Еще один плюс в том, что разные сотрудники имеют различный возможности доступа. Например, члены нашей клауд-команды могли редактировать доску, а коллеги из других команд, выступающие в роли заказчика, имели возможность только создавать карточки.

Рассказал о Кайтене команде и предложил поработать в нем — ребята поддержали.

Этап 3. Постепенное внедрение Кайтена

Решение использовать новый инструмент было на уровне нашей технической команды, а не компании. Мы с ребятами собрали бэклог (очередь) задач и попытались перенести всё это на доски.

Первое время, конечно же, мы меняли доску, добавляли и убирали дорожки, столбцы. Изначально доска выглядела максимально просто. Было три основных столбца:

  • бэклог,
  • в работе,
  • готово

В процессе работы мы столкнулись с небольшой проблемой — задачи накапливались в общей очереди, потому что каждый специалист отвечал за определенный тип задачи. Получается, что карточка просто ждала своего исполнителя.

В качестве решения мы начали классифицировать карточки по ответственному, а на доске выделили дорожки с именами сотрудников. Так было проще оценивать, когда конкретная задача пройдет все этапы до попадания в «Готово».

Этап 4. Организация процессов в таск-сервисе

Когда наша тех-команда освоилась в Кайтене, предложили поработать в этом инструменте продуктологам. Ведь они выступают в роли наших внутренних заказчиков. Ребята постепенно начали осваивать новый инструмент.

Важно отметить, что мы не навязывали коллегам работу в новом сервисе. Никто не ставил никаких ультиматумов в духе «либо в Кайтен, либо увольняйтесь».

Сотрудники переходили в инструмент исключительно из-за желания упорядочить задачи и упростить рабочие процессы. Для желающих мы проводили обучение и вебинары по работе в сервисе без глубокого погружения в канбан.

Здесь тоже все происходило через метод проб и ошибок. К примеру, изначально в карточки ставили достаточно крупные задачи-проекты где-то на 2 месяца работы. Из-за этого оценить продуктивность и скорость выполнения задач было достаточно тяжело.

Но мы не навязывали жесткие правила, чтобы люди могли постепенно адаптироваться к новому инструменту и сами приходили к более оптимальным решениям.

Со временем всё начало выравниваться само собой:

  • задачи стали уменьшаться,
  • коллеги стали понимать, как их лучше декомпозировать.

В итоге карточки перестали висеть на доске месяцами, а прогресс стал намного понятнее.

Можно сказать, что в наших двух командах появилась культура ведения задач.

Этап 5. Первые результаты

Следом за этим стала формироваться понятная картина по производительности подразделения. Один из показателей, который мы отслеживали — среднее время по выполнению задачи.

Используя показатель о скорости решения задач, мы планируем установить вип-лимиты — ограничения на входящий поток задач относительно нашей производительности. С их помощью мы сможем принимать от заказчиков ровно столько работы, сколько точно успеем выполнить в срок.

На сегодняшний день мы работаем в Кайтене и прокачиваемся в канбан-практиках уже 11 месяцев. Работа нашей команды стала прозрачной, мы имеем понятное окружение работы. Если посмотреть на доску, то видны все задачи, их дедлайны, чем занят конкретный сотрудник, и когда его работа с карточкой будет завершена.

Взаимодействие с коллегами также стало более прозрачным и комфортным. Сотрудников не перегружают бесконечным потоком, а все цели и приоритеты — понятны. Например, если на доску прилетает срочная задача, мы совместно решаем, какую задачу сможет подвинуть в очереди.

Работу с инструментом подхватили и другие команды, благодаря чему у нас появилось единое пространство для коммуникаций с хранением всей важной информации: от переписки до файлов, загруженных в карточку. И никакой больше простыни в чате.

Но самое главное, что руководство заметило наши усилия и сформулировало потребность в таком инструменте на уровне всей компании. Надеюсь, что дальше все наши подразделения полностью перенесут работу в Кайтен.

Продолжение нашей истории перехода на таск-трекер следует.

Если у вас есть вопросы или идеи о переходе на канбан — приглашаю в комментарии.

Больше полезного контента об ИТ-рынке, облачной индустрии и дата-центрах в нашем телеграм-канале "Сейф для данных". Подписывайтесь!

Читайте также:

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Kseniya

Интересно будет почитать, как в итоге прижился инструмент. Задокументирована ли обязанность его использовать и как проходит контроль, потому что вносить задачки куда-то - это ещё одна рутина, которую не всегда хочешь делать, легче по-старинке в телегу коллеге написать

Ответить
Развернуть ветку
Linxdatacenter
Автор

Сейчас каких либо корпоративных правил и требований нет. Качество ведения задач модерируется на уровне доски (сервиса) и ответственного за этот сервис (на текущий момент это тимлид команды). В этом и есть сила этой системы: она даёт все необходимые инструменты непосредственно локальному заинтересованному и он способен автономно организовать работу внутри этой ячейки максимально продуктивно, без необходимости писать ТЗ для специального подразделения на составление и настройку организационной бизнес логики.

Ответить
Развернуть ветку
Айгуль Ширяева

Прибавилось ли рутины по заполнению всей этой прекрасной системы? Она же не сама по себе ведётся, нужно обладать дисциплиной, чтобы её вести

Ответить
Развернуть ветку
Linxdatacenter
Автор

Коллеги отнеслись с пониманием к новому инструменту, а потом возникло привыкание)

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Gorbatov

Софтпауэр в действии)

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Tumakov

только сегодня читал как не стоит начинать статью🤣🤣🤣

Ответить
Развернуть ветку
Projecto

Хорошая статья и отличный кейс)

Мы тоже разрабатываем систему для корпоративного управления. Уже целых 7 лет, подумать только...

Сконцентрировались на проектном управлении, получилось что-то между ERP и таск-трекером. Будем рады, если протестируете систему и дадите обратную связь :)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда