Ушли, но не обещали вернуться

Практически каждый день приходят новости о планах очередной иностранной компании покинуть российский рынок. О том, чем это грозит экономике, я уже рассказывал. При этом многие по-прежнему считают, что уходящие компании очень скоро вернутся, ведь они «потеряли такой огромный рынок, что выжить без него не смогут, или на их место придут другие». Однако, это далеко не так.

С началом так называемой спецоперации многие иностранные компании приостановили деятельность, чтобы осмотреться и оценить обстановку. Запад начал вводить новые санкции, которые требовали времени для адаптации; возникли логистические проблемы, как следствие санкций и добровольного отказа крупнейших международных логистических компаний работать с Россией; сразу же появилась угроза репутационных рисков из-за работы на российском рынке. Тогда же мы наблюдали первую волну окончательного ухода некоторых компаний из России, работать которым не позволяли введенные санкции или собственные моральные принципы.

При этом многие все же рассчитывали на скорое разрешение кризиса тем или иным способом (например, Макдональдс) и поэтому были готовы платить зарплату персоналу по всей цепочке поставок своих товаров, чтобы сохранить организационную структуру. Но с течением времени им стало ясно, что война затягивается, бизнес-среда изменилась надолго, а введенные санкции останутся как минимум до окончания срока существования путинского политического режима. И, вероятно, даже после его смены будут действовать еще долго (вспомним поправку Джексона-Вэника, которая на 21 год пережила государство, против которого была введена).

В результате сомневающиеся компании приняли решение окончательно свернуть работу в России, и теперь мы наблюдаем вторую волну ухода зарубежного бизнеса. И ждать их возвращения не стоит. Препятствовать этому или приходу вместо них других компаний в Россию будут те же причины, которые вынудили их уйти.

Во-первых, сейчас в России колоссальные политические риски. Развитие политической ситуации в России непредсказуемо, страна находится в состоянии войны, а слухи о мобилизации и, как следствие, о переводе экономики на военно-мобилизационные рельсы, ходят с марта. Высоким риском является вероятность национализации Россией бизнеса иностранных компаний: в результате иностранные компании делают выбор в пользу продажи российского бизнеса с дисконтом, чтобы не нести на себе риск полной потери инвестиций в Россию. В таких условиях ни одному менеджеру или владельцу бизнеса не придет в голову решение об открытии бизнеса в России.

Во-вторых, сейчас в России абсолютно не просчитываемые экономические риски. Правительство России приостановило или существенно ограничило публикацию экономической статистики, без которой невозможна оценка и прогнозирование рынка, а соответственно и составление хоть сколь-либо вменяемого бизнес-плана. Угрозу дальнейшего ужесточения санкций также можно отнести в категорию экономических рисков. Не надо быть провидцем, чтобы понимать, что санкционная политика в отношении России будет лишь ужесточаться.

В-третьих, финансовые риски. В стране сейчас постоянно меняются ограничения на финансовые потоки, как внешние, так и внутренние, что усложняет как инвестирование в Россию, так и вывод потенциальной прибыли – бизнес создается, все-таки, не в благотворительных целях. Подписанный вчера Путиным указ о запрете на вывод за рубеж дивидендов лишний раз подтверждает обоснованность подобных рисков. Без свободно торгуемых финансовых рынков невозможно оценить и стоимость риска: для его оценки используется безрисковая ставка по государственным облигациям и волатильность рынка акций. Невозможно без открытых финансовых рынков осуществлять и операции хеджирования, что ведет к неконтролируемому росту экономических рисков для инвестора.

В-четвертых, никуда не ушли, а наоборот по-прежнему усугубляются логистические проблемы. К ним же можно отнести и сложности приезда в России иностранного менеджмента для управления местным бизнесом. Не говоря уже о явном нежелании большинства иностранных специалистов ехать сейчас в Россию.

В-пятых, возвращению на российский рынок не способствуют и репутационные риски. Культура отмены грозит таким компаниям существенными потерями на развитых рынках, являющихся для них основными.

В-шестых, значение российского рынка существенно переоценено обывателем. Россия действительно занимает седьмую часть суши, однако ее роль в мировой экономике невелика и в ближайшие годы будет существенно снижаться. Возьмем статистику за 2019 год, чтобы избежать искажений из-за пандемии: так, ВВП России в 2019 г. составлял всего 1,9% от мирового. По итогам же 2022 г. ВВП снизится минимум на 10% и продолжит стремительно падать в следующем году на фоне мировой рецессии, падения цен на основные экспортные сырьевые товары, санкций и тяжелых экономических последствий войны в Украине. И хотя доля России в мировом ВВП по ППС (паритету покупательской способности) в 2019 г. была несколько выше и составляла 3,1%, оценка ВВП по ППС нерелевантна для иностранных компаний. Зарубежный бизнес интересует потенциал российской экономики, выраженный в твердых валютах, в которых осуществляется учет их финансового результата.

Таким образом, нет никаких оснований предполагать, что иностранные компании начнут возвращаться в Россию. Объем рисков российской экономики настолько велик, что отталкивает даже самых отчаянных инвесторов. Даже ведущие китайские компании не стремятся на российский рынок по тем же причинам, а также из-за угрозы вторичных санкций. В Россию действительно придут китайские компании второго-третьего порядка, называемые в народе «лавками дядюшки Ляо». С соответствующим качеством, уровнем сервиса, а главное по высокой цене в условиях отсутствия у россиян выбора.

Подписывайтесь на телеграмм канал и читайте свежую аналитику там:

11
1 комментарий

я придумал "в-седьмых": из России сбежали те, кто долгие годы крышевал, лоббировал и "инсайдерил" интересы иностранного капитала, а без такого иностранный капитал в непредсказуемых (для всех, кроме него) условиях, тщательно создаваемых им же во всяких банановых республиках, работать ой как не любит.

2