Зачем Китаю скандал с Пелоси

С начала этого года Китай все больше и больше ведет себя агрессивно на международной арене, превращаясь из «наблюдающей обезьяны» в «тявкающую шавку». О том, с чем это связано я уже писал чуть более месяца назад. Сейчас же мы наблюдаем новый виток публичных выпадов КНР в отношении Тайваня и США. И вызвано это на самом деле не глубокими переживаниями за судьбу острова, а ничем иным, как значительным ухудшением состояния китайской экономики: Си Цзиньпинь вынужден все активнее перенимать опыт Пу Тина по отвлечению китайского обывателя от внутренних проблем с помощью угроз в адрес внешних врагов, на что в Поднебесной, как и в России, есть значительный спрос.

На самом же деле Китай сам искусственно создал проблему, когда вывел свое недовольство намечающимся визитом Нэнси Пелоси в публичную область. Казалось бы, намекни по дипломатическим каналам, что визит нежелателен, и Пелоси бы тихо отказалась от подобных планов. Однако резкие и публичные выпады в адрес США на фоне еще даже не утвержденного визита не оставили штатам выбора: Пелоси должна посетить Тайвань, иначе весь мир воспримет подобный отказ как слабость Америки. Интересно будет посмотреть, как будет выкручиваться Китай, если Пелоси все же посетит остров. И не получится ли так, что Китай сам загнал себя в угол: начинать военные действия он явно не готов.

Однако, вернемся к причине эскапад Китая в адрес США, а именно состоянию экономики Поднебесной. А там наблюдаются печальные последствия политики нулевой терпимости к коронавирусу. С начала года Китай вынужден регулярно вводить новые жесткие локдануны в разных частях страны, чтобы предотвратить распространение очень заразного штамма вируса «омикрон». При этом, уже давно очевидно, что Covid стал эндемическим вирусом, который теперь всегда будет присутствовать в человеческой популяции. Добиваться нулевого уровня заболеваемости им с помощью остановки экономической деятельности такая же безумная идея, как останавливать жизнь городов из-за нескольких жителей, заболевших простудой или гриппом. Однако, Си Цзиньпинь по-прежнему предан безумной идее доказать Западу, что тоталитарная система Китая способна этого достичь. И за ценой он не постоит. А ценой может стать крах китайской экономики.

В первом квартале жесткие эпидемиологические ограничения коснулись в основном только марта, и экономике страны еще удалось продемонстрировать рост в 4,8% г/г. Это были по-прежнему высокие темпы роста, однако еще в 2019 г., не самом удачном для экономики Китая, рост ВВП составил 6%. Но уже во-втором квартале китайская экономика выросла лишь на 0,4% г/г. При этом этот слабый рост был достигнут лишь за счет экспорта, как раз в те страны, на которые этот бумажный дракон и пытается рычать, в то время как секторы экономики, ориентированные на внутренний спрос, демонстрировали падение.

Так, экспорт товаров из Китая за 6 мес. 2022 года вырос на 13,3% г/г, в то время как импорт, на фоне падения внутреннего спроса из-за локдаунов, вырос лишь на 5,7%. И это в денежном выражении на фоне рекордных сырьевых цен, наблюдавшихся в этом периоде. В реальном выражении импорт Китая, в котором преобладают сырьевые и промежуточные товары, должен был продемонстрировать существенное падение. Именно слабый импорт в Китай и позволил стране во-втором квартале добиться небольшого экономического роста. Напомню, что в расчет динамики ВВП входит чистый экспорт: опережающий рост экспорта по сравнению с импортом позволяет увеличить динамику роста ВВП. Однако, как мы видим, во втором квартале этот рост искусственный и являлся следствием эпидемиологических ограничений, а не успеха китайских товаров на внешних рынках.

Динамика внешней торговли Китая
Динамика внешней торговли Китая

Промышленный сектор Китая (включающий строительство), составляющий около 39% экономики страны, за счет внешнего спроса вырос во 2-ом кв. всего на 0,9% г/г (5,8% г/г в 1-ом кв.), в то время как сектор услуг, на который приходится ≈55% ВВП страны, сократился на 0,4% г/г. Учитывая, что Китай в июле вновь регулярно вводил локдауны в разных частях страны и по-прежнему декларирует приверженность нулевому уровню заболеваемости коронавирусом, не стоит испытывать оптимизма относительно динамики экономики во второй половине 2022 г.

Основным источником внешнего спроса для промышленности Китая оставались развитые страны. Однако, как мы помним, развитые страны сейчас стремительно ужесточают монетарную политику, чтобы ограничить спрос, обеспечивающий, помимо ускорения инфляции, и рост китайской экономики. Так, если за весь 2021 г. экспорт из Китая вырос почти на 30%, то, как я уже упомянул выше, рост за 1-е полугодие составил лишь 13,3%. Учитывая продолжающийся рост процентных ставок в развитых странах, есть все основания предполагать, что динамика экспорта Китая уже в течение 2-го полугодия перейдет в красную зону. Таким образом, экономика Китая скоро столкнется с двойным ударом – сохраняющимся из-за локдаунов падением внутреннего спроса и началом падения внешнего.

О глубине падения в КНР внутреннего спроса свидетельствует динамика розничных продаж: в первом полугодии они сократились на 0,7% г/г. И это в номинальном выражении. С учетом среднего уровня инфляции в Китае в первом полугодии около 1,7% г/г падение внутреннего спроса в реальном выражении составило около 2% г/г. И это в экономике, которая до пандемии демонстрировала темпы роста реального спроса выше 6%(!). Падение потребительских настроений в Поднебесной, наблюдаемое с марта этого года, не оставляет шансов на восстановление потребительской активности: индекс потребительских настроений в Китае упал ниже уровня в 90 п. и находится на рекордно низком уровне с начала публикации Китаем подобной статистики в 1991 г., в то время как еще в феврале он был выше 120 п. Таким образом, населению Китая явно известно нечто большее о состоянии своей экономики, чем мировым финансовым рынкам.

О печальном состоянии экономики КНР говорит и динамика налоговых поступлений в бюджет страны. Так, если еще по итогам 1-го кв. бюджетные доходы демонстрировали рост на 8,6% г/г, то уже по итогам 1 п. они упали на 10,2% г/г, при этом падение доходов в июне составило чудовищные 28,1% г/г! С учетом того, что расходы бюджета в 1 п. выросли на 5,9% г/г, 12-ти месячный скользящий дефицит бюджета Поднебесной вырос с 3,8% по итогам 2021 г. до 5,3% ВВП по состоянию на 30 июня текущего года. Как и во многих других странах, пик расходов бюджета в Китае приходится на конец года, в результате мы можем ожидать дальнейшего значительного роста бюджетного дефицита во втором полугодии.

Динамика бюджетных доходов
Динамика бюджетных доходов

Печально в Китае обстоят дела и с частными инвестициями: если еще по итогам 1-го квартала их динамика составляла 8,4% г/г, то уже к июню темпы их роста упали до едва заметных 1,3-1,6%, что в реальном выражении указывает на их сокращение. Стране еще удается демонстрировать рост совокупных инвестиций за счет вложений госкомпаний, но финансируются они за счет дальнейшего резкого увеличения долговой нагрузки, что несет колоссальные риски для экономики на фоне ее слабой динамики.

Учитывая, что экономика КНР страдает от чудовищных дисбалансов, о которых я расскажу в своих последующих постах, а в секторе недвижимости страны надулся невиданного размера пузырь, Китай рискует столкнуться с экономическим кризисом такого масштаба, из которого он будет выбираться дольше, чем находящаяся уже более 30 лет в состоянии летаргического сна Япония.

Таким образом, у руля Китая мы наблюдаем такого же неадеквата, как и в нашей любимой «родине слонов», который ради убогих геополитических целей готов жертвовать состоянием национальной экономики и благосостояния населения. Однако пожелаем Си Цзиньпиню успехов в его начинаниях: крах Китая приведет к завершению сырьевого суперцикла, что может похоронить в ближайшие годы не один авторитарный режим.

Подписывайтесь на телеграмм канал и читайте свежую аналитику там:

11
4 комментария

Комментарий недоступен

3
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Не будет никакого краха Китая. Инфа сотка.

1
Ответить