Будущее ecom: прогнозы развития онлайн-торговли через маркетплейсы

Онлайн-торговля становится всё более крупным сегментом экономики. Особенно быстро развиваются B2C- и B2B-маркетплейсы: с 2022 по 2024 год количество заказов на онлайн-площадках увеличилось почти в 2 раза. Об этом рассказал Александр Логошенко, маркетолог B2B-маркетплейса BirdsBuild

Александр Логошенко, маркетолог B2B-маркетплейса BirdsBuild
Александр Логошенко, маркетолог B2B-маркетплейса BirdsBuild

Рост ecom обусловлен как увеличением числа интернет-пользователей, так и развитием технологий, ростом доверия к онлайн-шоппингу и расширением ассортимента товаров. По данным аналитического агентства Data Insight, с 2022 по 2023 годы доля интернет-торговли в ВВП России выросла на 1,8%.

Текущее состояние рынка

По данным аналитического агентства Data Insight, в 2023 году объём рынка розничной электронной торговли в РФ вырос до 7,9 трлн руб. Ожидается, что в 2024 году сумма возрастёт до 10,2 трлн руб., а количество выполненных заказов в ecom достигнет 7 млрд.

В декабре 2023 года объём рынка крупных российских маркетплейсов (Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет, Мегамаркет) достиг 4,4 трлн руб.

Интересно, что в 2023 году Wildberries и Ozon вошли в десятку популярных маркетплейсов мира по количеству посещений. Amazon, eBay и Rakuten. остаются ведущими игроками на рынке мировой онлайн-торговли: лишь один Amazon посещают 4,8 млрд пользователей в месяц.

Рынок электронной коммерции привлекает как малые и средние предприятия, так и крупный бизнес. Популярность маркетплейсов растёт, потому что они удобны. Они предлагают бизнесу готовые решения для эффективной торговли, а также стимулируют продавцов предлагать широкий ассортимент товаров, удобную доставку и выгодные цены, чтобы удержать всех участников на своей площадке.

Факторы развития маркетплейсов

Для того чтобы сохранить конкурентоспособность на рынке, маркетплейсы внедряют новые технологии: искусственный интеллект, машинное обучение и инструменты аналитики данных.

Технологии позволяют персонализировать выдачу коммерческих предложений, упростить фильтрацию необходимых товаров на маркетплейсе и улучшить пользовательский опыт. Новые инструменты площадки также предоставляют продавцам системы для управления складом, прогнозирования спроса и повышения эффективности логистики.

Другой фактор — омниканальность, которая необходима, чтобы увеличить доступность онлайн-торговли.

По данным Data Insight, в среднем россияне пользуются интернетом 257 минут в день. Из них 231 минуту они проводят в приложениях и браузере, используя смартфон. С помощью омниканальных, или синхронизированных, приложений пользователи могут совершать покупки в любое удобное время, где бы они ни находились.

Третий важный фактор — изменения в правовом регулировании интернет-торговли, которое обеспечивает защиту интересов покупателей и продавцов.

Как сообщают «Известия», правительство РФ планирует создать отдельный закон, который будет регулировать отношения между маркетплейсами, покупателями, продавцами товаров и владельцами пунктов выдачи заказов. Если подобный закон вступит в силу, он окажет существенное влияние на весь рынок онлайн-торговли.

Зоны роста в ecom

1. Рост количества заказов

Если в 2019 году на площадках совершили 465 млн заказов, то в 2023 их число увеличилось до 5,15 млрд. Прогнозируется, что в 2026 году количество заказов составит почти 11 млрд.

2. Увеличение доли регионов в онлайн-торговле

Улучшение инфраструктуры и расширение логистических возможностей способствуют увеличению онлайн-покупок из регионов, а значит, число покупателей на маркетплейсах продолжит расти.

3. Рост мобильной коммерции

Мобильные приложения стали удобными и для B2B-закупок, и для повседневного шоппинга. Главные тенденции — омниканальность и улучшение пользовательского опыта.

Сегодня приложения маркетплейсов синхронизируют активность на всех устройствах авторизованного пользователя, поэтому процесс выбора и приобретения товара может происходить сразу на нескольких девайсах. А различные способы оплаты позволяют покупать товары простым касанием или сканированием.

4. Повышение лояльности покупателей

Реферальные программы лояльности, акции и скидки, накопительные бонусы увеличивают шанс удержать покупателя для повторной покупки.

Различные возможности оплаты также стимулируют покупки: по данным Т-Банка, 49% покупателей откладывают покупку, так как не могут заплатить всю сумму сразу. Чтобы решить проблему, маркетплейсы уже внедряют систему сплит-платежей.

5. Развитие логистики и доставки

Отслеживание статуса заказа, оптимизация маршрутов доставки и новые технологии, такие как складские роботы, дроны и автономные транспортные средства, помогают ускорить и улучшить процесс доставки.

Перспективы для B2B-торговли

Важно, что маркетплейсы продолжают совершенствоваться, чтобы выделиться среди конкурентов на рынке и привлечь новых покупателей, в том числе из B2B-сферы.

Согласно опросу McKinsey & Co, в котором приняли участие 3700 бизнес-руководителей из 12 стран, торговые площадки становятся основным каналом для B2B-покупок. А исследование Commercetools показало, что 83% представителей B2B предпочитают заказывать или оплачивать товары онлайн.

Компаниям важны не только удобство и выгодные цены. Для того чтобы привлечь участников на площадку, B2B-маркетплейсы внедряют цифровые решения для автоматизации рутинных бизнес-процессов и проведения безопасных сделок. Например, инструменты для автогенерации документов в личном кабинете, системы управления складскими остатками, внутренние чаты продавцов и закупщиков и возможность онлайн-платежей через аккредитив.

Другое направление — гибкие настройки торговых сценариев для продавцов. Бизнес заинтересован в различных сделках, будь то стратегические или оперативные оптовые закупки. Сложно представить универсальное торговое предложение, которое закроет любую из этих потребностей. Поэтому B2B-маркетплейс должен предлагать поставщикам и производителям широкий спектр настроек.

Рынок e-commerce в России и в мире продолжит расти. Тем не менее стремительное развитие онлайн-торговли провоцирует трудности. Нарушение привычных логистических цепочек, сложности самостоятельного выхода на международный рынок, борьба за клиентов и растущие расходы на digital-маркетинг — это лишь часть испытаний, которые требуют постоянной адаптации.

В ближайшие годы конкуренция станет жёстче. Поэтому любому бизнесу и в рознице, и в B2B уже сейчас необходимо задуматься о выходе в онлайн. И прежде всего разработать такую стратегию, которая позволит удержаться на нестабильном, но крайне выгодном рынке ecom. В этом и помогают маркетплейсы: они берут на себя решение самых частых проблем.

44
1 комментарий

Согласен, в тоже время есть много юридических особенностей и рисков при торговле онлайн. Например, если использовать интеллектуальную собственность, то очень легко нарваться на взыскание компенсации, а поскольку на маркетплейсах есть возможность подсчета реализованного товара, то многие будут использовать взыскание компенсации 2х от продаж.

Продавцы будьте внимательны и проверяйте свой товар пред реализацией.

1
Ответить