Бизнес в условиях неопределенности и повышенных рисков. Автобизнес

У многих собственников как никогда остро стоит вопрос как сохранить бизнес в столь сильно меняющихся макроэкономических условиях? Если формулировать проще и ближе к земле и дальше от диванных теорий, то – как не потерять имеющийся капитал? Возможно текущий бизнес уже потенциально мертв и проще выйти в кэш и разместиться на депозитах или вложиться в другой. Депозиты дадут 10%+- годовых, что меньше пусть даже «эфемерной величины» ожидаемой инфляции, но дает хоть какое-то сохранение части капитала. Соответственно важными параметрами для размещения капитала является:

1- доходность на оборотный капитал.

2- Стоимость капитала (если он заемный)

3- Ликвидность (скорость и дисконт оперативного вывода в кэш)

- Доходность явно должна быть минимум выше стоимости капитала и если мы хотим приумножить капитал, то выше инфляции.

- Стоимость капитала составляет примерно - ставка рефинансирования + 4-6% (если для вас больше, то не все виды бизнеса будут иметь приемлемые риски). Хотя безусловно каждый выбирает сам пределы риска.

- Ликвидность напрямую коррелируется с наценкой на товар, которой вы оперируете в рамках рыночной цены товара. Дисконт, с которым вы готовы будете избавится от товара должен быть для вас приемлем в рамках установленного времени распродажи. Сработает только в условиях наличия эластичности спроса по цене. В конце концов товар можно переуступить конкурентам (дисконт скорее всего будет больше)

В итоге для собственника первоочередным будет являться размер оборотного капитала, который он готов выделить топ-менеджерам для управления и необходимая годовая доходность на этот капитал, которую он хочет получить.

Руководитель же направления, будет оперировать:

1- Размером операционных затрат

2- Плановой/фактической рентабельностью

3- Оборачиваемостью капитала

Для бизнеса бу автомобилей создал простую модель оценки эффективности бизнеса. Хотя подойдет для многих других видов деятельности.

Бизнес в условиях неопределенности и повышенных рисков. Автобизнес

Ставка по кредиты выведена за пределы операционных затрат. Соответственно чистую доходность получим, вычитая из «годовой доходности» (см рис.) «ставку по кредиту на капитал»

На примере условий на рис. Это 75,8% - 14% = 61,8% Это была бы неплохая доходность если бы можно было удержать рентабельность на рынке бу авто 20% 😊. В условиях ежемесячного подорожания авто на протяжении первого и части второго квартала, авто стоя на складе могли прибавлять к рентабельности по 2% к моменту продажи. Но и ставки по кредиту на капитал выскакивала в марте за 24% (вслед за ставкой рефинансирования)

Битва сторонников Оборачиваемости и Рентабельности достигла апогея😊. В текущих условиях, когда покупатель выжидает. Количество авто на рынке категории «А,Б» значительно сокращается. И работа с оборачиваемостью 60-80 дней не выглядит уже столь кощунственно. Ведь, пожалуй, только в теории сейчас можно обернуть авто в 20-30 дней. При этом даже обнуление наценки не влечет за собой увеличение спроса. (тест проверки эластичности проводился боле чем на 120 авто) при этом если брать за 100% все проданные за этот период автомобили, то только у 12% имелось совпадение снижения цены и дальнейшей продажи. 88% авто были проданы без снижения цены.

Здесь встает остро вопрос управления ценой автоматическими системами и утвержденными сценариями ценообразования. Они не работают в текущих условия. Спрос по цене весьма условный. Ручные корректировки профессионалами работаю гораздо лучше и дают до 2-х кратного увеличения эффективности. Когда все уляжется и рынок придет к стабильному сбалансированному состоянию, системы будут вновь работать гораздо лучше, повторив кратность, но только в свою пользу.

Если у вас есть профессионалы в команде доверьтесь им, вы их для этого и брали, определите критерии размера капитала и годовой доходности отлеживайте их, остальными параметрами пусть оперируют они.

Ссылка для на модель в которой можете проверить свой бизнес

22
реклама
разместить
Начать дискуссию