Российские маркетплейсы: большой обзор

В этом обзоре мы перечислим бизнес-модели самых крупных маркетплейсов, какие комиссии берут с продавцов и возможности предоставляют. Оставляйте комментарии и реакции этой статье и мы будем больше писать по теме. Спасибо за ваш интерес!

Яндекс.Маркет. Низкая единая комиссия 2% для всех категорий товаров. Ресурсы Яндекс дают детальную аналитику с использованием своих сервисов, а также интеграцию с инструментом контекстной рекламы — комиссия 1 руб. за заказ с контекста. Изначально реализовывали электронику, бытовую технику и товары для дома, сейчас активно расширяют ассортимент категорий. Предоставляют продавцам множество вариантов сотрудничества — модели FBY и FBS, DBS, Express и др. Модель FBY расшифровывается как Fulfillment by Yandex. В FBY продавец размещает товары на витрине, привозит товары на склады, а служба маркетплейса собирает заказ, упаковывает и доставляет. FBS (Fulfilment by seller) предполагает, что продавец обязан хранить товары на своем или арендованном складе и осуществлять доставку своими силами. При работе по схеме DBS продавец хранит заказы у себя на складе или в магазине, выставляя их на продажу на маркетплейсе и, когда покупатель оформляет заказ, продавцу приходит уведомление.

Wildberries. Лидер по возможностям логистики в России. Покрытие складов кроме России — 17 стран СНГ, а также США, Европа. Комиссия для продавцов от 1 до 15%. Огромное количество пунктов вывоза, большие возможности оперативной доставки. По инструментарию для аналитики, впрочем, площадка уступает конкурентам. Также регулярные распродажи и акции в которых предлагается (достаточно навязчиво) принимать участие продавцам. Очень специфичный маркетплейс с точки зрения сотрудничества. Очень «закрытое» для взаимодействия руководство, медленно работающая пресс-служба и много недовольства от партнеров в разных сегментах бизнеса. Впрочем, маркетплейс пока остается №1 в России и очень популярен в регионах. Маркетинговый инструментарий фактически ограничивается акциями и медийной рекламой на главной странице по прямой закупке.

OZON. Самый удобный интерфейс для начинающих продавцов. Дает практически бесконечные возможности маркетологам. Логистика у сервиса очень хорошо развита — 1 млн. кв. м фулфилмента (комплекс действий и ресурсов для доставки товара покупателю) по России. Комиссия на товары для повседневного спроса — 5%. По товарным категориям в OZON FMCG входит в топ-10. Сервис работает по модели Amazon. Оставляйте комментарии, если интересно узнать подробнее про модель! OZON также отличается возможностью разного рода интеграция с техническими партнерами и лояльной коммуникацией с продавцами.

LaModa. Нишевой маркетплейс одежды, обуви и аксессуаров. Отличается большой комиссией в сравнении с другими — в среднем 40%, поэтому не каждый продавец сможет здесь зарабатывать. Бизнес требует серьезной аналитики, оптимизации и профессионального подхода к ценообразованию. Для клиентов отличается качественной быстрой доставкой, удобным и приятным интерфейсом. Работают только по модели FBM (Fulfillment by Marketplace) — продавец только поставляет товар на склады, а все остальные операции берет на себя маркетплейс. Сама площадка проводит множество исследований для оптимизации продаж, тестирования разных версий сайта, интерфейса и пр. В Москве также работают три точки оффлайн продаж.

СберМегаМаркет. Начинался с продажи электроники и бытовой технике, сейчас добавляют новые категории. GMV (Gross Merchandise Value, валовая стоимость товара) за 2021 год составила 29 млрд. рублей, что в 3,4 раза больше GMV за 2020 г. Учитывая еще и то, что 2020 год был пандемийным и доставка всех категорий товаров выросла в разы, маркетплейс не только сохранил, но и сильно вырастил эти рекордные показатели. Работают только с моделью 3P — продавец сам реализует товар напрямую покупателям, используя торговую площадку. Из плюсов для потребителей кэшбэк и использование баллов «СберСпасибо».

AliExpress Россия. Практически все возможные категории товаров, разве что исключая недвижимость, авто-, авиа-, космический транспорт. Хотя катер за 1 млн. руб. мы в продаже нашли. Комиссия для продавцов 5-8%, для новых продавцов есть специальные условия. Продавцам предоставляют подробную аналитику и большой инструментарий взаимодействия с покупателями. Большие объемы продаж и постоянные акции. Многовариантность доставки: почта, до двери, постматы и даже кассы магазинов «Пятерочка».

Вы работаете с маркетплейсами? Что думаете про эти площадки?

Начать дискуссию