Почему в России литературные агенты не работают с новыми авторами на процентах

Иногда мне кажется, что работа литературного агента опаснее работы врача в психиатрической клинике. По крайней мере, у доктора есть подручные-санитары и охранники, а у литературного агента их нет.

Почему в России литературные агенты не работают с новыми авторами на процентах

Вчера утром звонок

- Алло! Вы Елена? Зотова?

- Да, я слушаю.

- Расскажите о себе поподробнее.

Я давлюсь кофе. Отличное начало дня, не так ли?

- Да вы кто? Что вы хотите?

- Я писатель, Иван Иванов. Я решил вас нанять своим литературным агентом, но мне надо получить больше информации и уже точно определиться, беру вас или нет. Вы в Москве живете? Давайте сегодня встретимся, познакомимся. Мне важно лично увидеть человека, по телефону не то. Я живу рядом с метро Перово. Сможете подъехать к 15.00? Я буду ждать у второго выхода, в светлой куртке. (Господи и где же он взял мой номер телефона?)

- Подождите. Во-первых, прежде чем встречаться, что-то обсуждать и договариваться о совместной работе, мне надо изучить, что же вы пишете. Насколько ваши книги могут быть интересны издательствам, читателям, да и мне, в конце концов. Работа всегда начинается с экспертизы. Подписывается договор, оплачиваете, присылаете рукопись. Я читаю, советуюсь с редактором, маркетологом. И если сочтем книгу коммерчески успешной в продажах, то будем обсуждать условия дальнейшего взаимодействия. Если нет - то получите отчет с описанием слабых мест и рекомендации по их устранению.

- Договор? А просто так встретиться не можем?

- Нет, я не езжу ни в Перово, ни в Медведково. Я не встречаюсь с незнакомыми людьми.

- Ну хорошо. Я пришлю вам свою книгу. Почитайте, скажите, что думаете. Она была издана в издательстве Ридеро полгода назад. Сейчас мне нужен человек, который будет заниматься ее продвижением и продажами.

- Вы не поняли. Я не занимаюсь продвижением самиздата и продажами, это абсолютно бесполезная затея. Я работаю только с крупными издательствами. И не читаю книги без договора на экспертизу и без оплаты.

- Оплата? А за что я должен платить? Вы не поняли? Я - писатель! Я уже сделал свое дело, я написал книгу. Теперь ваша забота - продать ее!

Почему в России литературные агенты не работают с новыми авторами на процентах

К сожалению, это не единичный, а очень даже типичный представитель "писательского" сообщества. Они пишут книги, размещают на платформах самиздата или на Прозе.ру и начинают себя называть писателями. Слава и миллионные гонорары близко-близко. Осталось найти литературного агента, который займется продажами произведения и все. Можно считать, что жизнь удалась.

Главная ошибка всех начинающих авторов состоит в том, что они не понимают, что продать книгу значительно сложнее, чем написать, а еще не оценивают объема конкуренции, которая сейчас существует среди новичков.

Если зайдете на сайты Ридеро, Литрес самиздат, Прозу.ру и прочие ресурсы для самостоятельной публикации и посмотрите количество зарегистрированных авторов и выложенных книг, то цифры могут слегка ошеломить. Даже по скромным подсчетам в России сейчас более 800 000 самодеятельных авторов, которые уже написали свои книги. Причем, их число увеличивается с каждым годом.

Откуда столько писателей? Литература - одно из самых доступных и дешевых хобби. Можно сказать, бесплатных. Для того, чтобы заняться рисованием, надо купить краски, кисточки.. Для выращивания тюльпанов иметь приусадебный участок. А для того, чтобы стать "автором книг" не надо ничего, ведь нас учили писать в школе, да и компьютеры есть у всех. К тому же, перенос своих мыслей на бумагу - это отличный способ избавления от негатива или накопившихся эмоций. В США люди идут к психотерапевтам, ложатся на кушетку и за 500 долларов в час выливают весь свой эмоциональный мусор чужому человеку. который за деньги служит "помойкой". У нас институт психотерапевтов и психологов среди широких слоев населения пока не прижился и отличной заменой как раз служит писательство. И это прекрасное хобби, ни чуть не хуже, чем рисование по номерам или разведение цветов. Проблемы начинаются тогда, когда результаты хобби хотят продать.

Именно поэтому ни один опытный литературный агент в нашей стране не будет читать книги начинающих авторов бесплатно, да и работать на процентах тоже не будет. Платой за "вход" агенты отсекают от себя сотни тысяч графоманов, которые не ценят чужое время и своими неисчислимыми запасами способны парализовать работу любого литературного агентства.

Кто такие графоманы? Это люди с невысоким интеллектуальным уровнем и отсутствием таланта. Они либо плодовиты и годами рассылают свои опусы по всем инстанциям, включая издательства, агентов, редакции журналов и СМИ, благотворительные фонды и проч. в надежде, что их заметят и они проснутся знаменитыми. Либо носятся с одной единственной книгой, мечтая продать ее за миллион (а лучше за два). Именно графоманы сидят на писательских форумах и жалуются на злых и жадных издателей, на агентов, которые не хотят работать бесплатно, на читателей, которые не желают покупать их книги, а также поливают грязью всех, кто добился успеха. От Донцовой до Пелевина. Если глаза - зеркало души, то тексты - зеркало интеллекта и психического здоровья. Соответственно, книги графоманов не имеют никакой ценности для издателей и читателей. Их невозможно продать.

Три года назад, когда мы открывали агентство и надо было набрать портфель авторов, я сделала большую глупость и дала объявление в одной социальной сети. О том, что месяц будем рассматривать книги начинающих авторов бесплатно. Маленькое объявление спровоцировало вал рукописей. Две нанятые студентки разбирали письма с 10 утра и до позднего вечера и настроение падало с каждым днем. Мы даже не представляли, что можно ТАК и ТАКОЕ писать. С лексическими и синтаксическими ошибками, оборванными фразами или наоборот, с цветистыми оборотами, растягивающимися на абзац. Один автор хвастался "Я учусь писать у Льва Толстого!", другая бабушка жалилась "Ой, мне помирать скоро. Единственное желание перед смертью - подержать свою книжечку в руках! Вы уж меня не подведите, продайте в самое лучшее издательство, а все денежки вам". Блин, бабушка... Твое последнее желание стоит минимум 800 000 рублей. Это столько должно вложить издательство в подготовку, издание, дистрибьюцию. А потом списать тираж в утиль, потеряв все вложенное, так как фантастический роман, написанный в стиле школьного сочинения, абсолютно неликвиден. У меня тоже есть последнее желание: хочу перед смертью съездить на Бали, обнять пальму и на фоне голубого моря сфотографироваться. Странно, что нет желающих мне эту поездку оплатить. И, кстати, это раза в четыре дешевле, чем выпуск бабушкиной книжки.

Ах да, еще один из признаков не очень умного пишущего человека - это непоколебимая уверенность в том, что любой книге найдутся читатели и что продать можно все, главное - правильно разрекламировать. Но это не так. Если книга слабая, если у нее нет потенциала, то можно вложить миллионы в рекламу, развешать щиты по Садовому кольцу, заказать десятки публикаций в СМИ, но все равно, при всех усилиях, книга "не полетит" и никогда не отобьет затрат. Такие примеры уже были.

Почему в России литературные агенты не работают с новыми авторами на процентах

Но вернемся к шквалу рукописей. Наше объявление быстро попало в перепосты на графоманских форумах и к нам потянулись все обитатели рунета. Кто-то слал по 4-5 рукописи одновременно, один непризнанный гений прикрепил сразу 16 романов по 400-500 страниц и мы впали в меланхолию - вот откуда у человека столько времени все это писать? Неужели ему не надо работать, содержать семью и детей? Зачем он это делает? Просто прое...ная жизнь в файлах на рабочем столе и электронных книжках на платформе Ридеро.

Но самый ад начался через недели две. Все писатели, отправлявшие нам рукописи, начали интересоваться, как там идут дела? Прочитали ли мы их произведения? Что думаем, какая оценка? Что переделать или поправить? Если что, есть еще запасы, могут прислать. Вот как не понимают люди, что вступать в переписку, что-то объяснять - на это уходит времени больше, чем на чтение их книг. Не даром раньше всегда была приписка в редакциях "Рукописи не возвращаются и не рецензируются".

Пришлось сочинять стандартный ответ с вежливым отказом. Какой поток грязи на нас полился! Что мы - мошенники и вся эта операция была задумана лишь для того, чтобы украсть их бессмертные творения, издать от собственного имени и заработать на них миллионы. Что ничего не понимаем в литературе и проча, проча. В общем, не делай добра - не получишь зла. Пришлось прикрыть лавочку и срочно выставить на сайте новость, что все необходимое набрано и далее все рассмотрения рукописей лишь на платной основе. Горшочек перестал варить, а наш почтовый ящик переполняться письмами. Публика полностью поменялась. Теперь авторы получают полный расклад и анализ - что же они написали и можно ли это продать, а также, в случае, если книга сильная, быстрый вход в холдинг ЭКСМО-АСТ и издание на гонорарной основе. Мы - оплату за потраченное время, силы и знания. И все довольны.

Что касается графоманов, то они никуда не делись, кажется, их стало даже больше. Много ли графоманов в нашей стране? К сожалению, очень много. Полагаю - около 90% от всех пишущих людей. Еще 9% - вменяемые авторы и с их книгами можно работать и "один золотой процент" - это состоявшиеся и успешные люди, с хорошим образованием и кругозором. У этих авторов насыщенная событиями жизнь, они обладают знаниями и уникальным опытом. Все это, прямо или косвенно, делает их книги интересными читателям и, соответственно, издателям. Тексты золотого процента практически всегда имеют высокий коммерческий потенциал и именно у них самые большие шансы стать бестселлерами.

В России не более десяти реальных литературных агентов со связями в издательствах, поэтому у них нет недостатка в подобных клиентах.

Графоманы, верящие в волшебников, которые будут делать все для них бесплатно, остаются на форумах и в самиздате.

Почему в России литературные агенты не работают с новыми авторами на процентах

Так откуда взялась голубая мечта начинающих авторов - проценты, за которые якобы обязан работать литературный агент?

Эта система уходит корнями в 20-30 годы прошлого века. В США был бум книгоиздания, книги разлетались, как горячие пирожки, а писатели в одночасье становились миллионерами. Если есть спрос, то будет и предложение. Половина молодых людей грезила Голливудом и отправлялась в Лос-Анджелес, а вторая половина мечтала покорить нью-йоркские издательства и увидеть себя в числе известных и богатых авторов. Молодые люди собирали последние деньги, платили редакторам за исправление ошибок, машинисткам за перепечатывание черновиков набело и покупали билет в Нью-Йорк. Рукописи берегли, как зеницу ока, ведь технические возможности печатной машинки сильно отличались от современных принтеров. И напечатать за один раз можно было не более 4-5 копий.

Там, где много денег, всегда будут пастись темные личности. Мошенники представлялись литературными агентами, под предлогом "устройства в издательство" забирали у наивных авторов рукописи... и пропадали. Потом перепечатывали первый лист книги, ставя другую фамилию и продавали как свою в издательство. И автор уже ничего не мог доказать, ведь, зачастую, остальные копии он также уже раздал в издательства и по агентам. Да и доказать что-то в доцифровую эпоху было сложно. По США прошла волна самоубийств начинающих авторов, которые потеряли деньги, свои книги и, главное, надежду на славу и богатство. Кроме того, страдали и настоящие литературные агенты, на которых падали подозрения в мошенничестве. Поэтому они решили объединиться в ассоциацию, которая бы давала авторам гарантии порядочности ее членов, а также отстаивала как профсоюз права литературных агентов на рынке труда. Так, в 1928 году в США была создана the SAR (Society of Authors’ Representatives). Уставом предписывалось литературным агентам- членам ассоциации работать с авторами на условиях процентов. В принципе, для США эта система жизнеспособна и по настоящее время. Хотя многие американские агенты уже давно не тратят время на чтение того, что приходит на почтовые ящики, а отбирают авторов на Амазоне, через платные питчинги, мастер-классы, лекции и т.д. Это намного продуктивнее, чем лопатить 24/7 сотни тысяч рукописей, пришедших со всего мира.

Почему в России литературные агенты не работают с новыми авторами на процентах

Но в России американская система невозможна, как бы этого не хотелось отечественным авторам:

  • Рынок русскоязычных книг в десятки раз меньше англоязычного. Почему, думаю не надо объяснять. К 360 миллионам населения США прибавляются жители Канады, Индии (один миллиард, на минуточку), Австралии, Великобритании, да и жители европейских стран, для которых английский второй язык и чтение книг на этом языке не представляет каких-либо проблем. Таким образом, если в США дебютная книга автора-новичка может выйти стартовым тиражом в 10 000 -30 000 экземпляров и автор за нее получит аванс после подписания договора на издание (а агент получит свою часть в несколько тысяч долларов), то в России стартовый тираж нового автора - 2000 экземпляров. Роялтиз с продаж составят порядка 60-80 000 рублей, которые будут выплачивать частями, по мере продаж книг. Более-менее нормальные заработки у автора начинаются года через 2-3. Когда уже издано несколько успешных книг, с каждой идут отчисления, что-то продается на экранизацию, что-то на переводы. Накапливаются читатели, тиражи растут. Но опять же, это при условии, что автор пишет много и хорошо, работает над продвижением. Как вы думаете, найдется ли святой человек, готовый работать с новичком сейчас, вкладывать в него много времени и сил, а деньги получить через несколько лет (в лучшем случае)?
  • А может и не получить. Так как в нашей стране кидать агентов - это традиционная национальная забава (агенты по недвижимости со мной согласятся). Автор с радостью принимает помощь, а потом, когда приходит время расплачиваться, ему становится жалко отдавать хоть что-то. К тому же, за время совместной работы у него накапливаются претензии к агенту. Иногда реальные, иногда вымышленные, иногда гипертрофированные. Не выдвинул на какую-то литературную премию, не приложил максимум усилий для того, чтобы автор продал миллион копий, не ответил на звонок в субботу в полночь и т.д.. Все это он считает законными основаниями не платить. Вот что делать агенту, который пахал несколько лет, служил няней, другом и наставником? Идти в суд? Услуги адвоката будут стоить дороже. К тому же, отсудить, не значит получить. А может, книга и не выйдет вовсе по вине автора. Запьет, переругается с редактором и издательством, топнет ножкой - книгу снимут из плана и положат под сукно. Как можно работать за проценты, если успех или провалы книги на 90% зависят от другого человека, от автора? От его характера, психического здоровья, да и просто от таланта? Агент, рискнувший согласиться на такие условия - не просто святой, у него безусловные задатки мазохиста. Если честно, то среди российских агентов я таких точно не знаю. Поэтому они предпочитают работать по четко прописанным в договоре условиям, с авансами и оплатой каждой услуги после ее оказания. Собственно, как в любом другом бизнесе. Ведь репетитор не будет готовить к ЕГЭ школьника за мифические проценты от будущей зарплаты, которую тот будет получать после окончания вуза? . И парикмахер не будет стричь с условием, что дама очарует своей прической богатого жениха и расплатится только тогда, когда выйдет замуж. Уже молчу про родственный бизнес - пиар и маркетинговые агентства. Везде есть прайс, никто не работает бесплатно и дело клиента - пользоваться услугами или нет.

Выводы.

  • Автору, начинающему работу над книгой, надо четко представлять, что он будет делать после завершения работы над текстом. Если есть цели чего-то добиться и коммерческий интерес (привлечь новых клиентов в свой бизнес, укрепить личный бренд, стать популярным, увидеть книгу на полках всех книжных магазинов страны, продать на экранизации и переводы и т.д.), то надо к книге относиться, как к проекту. Прежде, чем ввязываться в самостоятельное издание и вкладывать десятки и сотни тысяч в редактуру, корректуру, обложку, макет, иллюстрации и проч. - лучше показать книгу профессионалам и оценить ее шансы на успех и ориентировочные продажи. Так, чтобы не засесть с тиражом, который невозможно продать. Лучше все корректировать на нулевой стадии, готовую книгу уже не переделать.
  • если хочется быстро попасть в крупное издательство и выпустить книгу на гонорарной основе - закладывать в бюджет оплату услуг литературного агента. Помните, что никто в нашем мире не работает бесплатно.
  • Реальные литературные агенты, со связями в издательствах, в России есть. Достаточно вбить в поисковик запрос и изучить сайты.
  • Сколько стоят услуги литературных агентов? Расценки абсолютно разные, каждый агент просит столько, во сколько оценивает свой труд и свое время. Скажем, цена на чтение рукописи и анализ (или рецензирование) может варьироваться от 5 000 до 50 000 рублей. Пристрой рукописи в издательство - от 50 000 рублей до 500 000 рублей. С учетом того, что авторы часто тратят на самостоятельное издание книг намного больше, а потом не знают, как продать и где хранить тираж, цена не выглядит такой уж пугающей. Агентское сопровождение полного цикла - от 300 000 до 1 000 000 рублей за проект (за 1.5-2 года). Дорого? Нет никаких проблем, автор может делать все сам. Это реально, но значительно дольше и отнимает много сил. Напрашивается прямая аналогия с платными дорогами. Можно ехать на дачу 4 часа, через пробки и светофоры, потея на жаре и тратя бензин, а можно долететь с ветерком за час по бессветофорной скоростной трассе с отличным покрытием. Но первое бесплатно, а второе стоит денег. И каждый выбирает свое.
  • Как выбрать реального литературного агента и не попасть к мошенникам? В первую очередь - смотреть портфолио изданных книг. Обращать внимание на название издательства и успех в продажах. Если агент работает с издательствами крупнейшего российского холдинга ЭКСМО-АСТ, то это хороший показатель. Если у агента представлены лишь электронные книги или книги небольших издательств-типографий, где предлагают авторам издание за собственный счет, то овчинка не стоит выделки. Это абсолютно тупиковый путь, так как продать самиздат - крайне сложная задача.
  • Обязательно заключать договор с конкретным перечнем услуг и ни в коем случае не передавать авторские права. Как раз вот здесь может скрываться мошенничество. И об этом я обязательно напишу отдельную статью, так как уже несколько авторов, обращавшихся к нам в агентство, попались в эту ловушку.

Берегите себя и не верьте информации, которую можно подчерпнуть на "писательских" форумах. Как правило, там сидят графоманы, которые ничего не знают. Когда-то, в 2016 году, я сама была начинающим автором и шерстила интернет в поисках советов, что же мне делать со своей первой книгой. Пройдясь по всем граблям, я не только потеряла много времени, но и наделала ошибок, которые аукнулись спустя пару лет. Поэтому лучший совет новым авторам - не занимайтесь самодеятельностью, а обращайтесь к профессионалам. Хотя бы за консультацией, которая поможет сэкономить нервы, время и деньги.

Всем удачи!

11
Начать дискуссию