{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему крупные издательства не любят фантастику

Да, к сожалению. Тиражи писателей-фантастов неуклонно падают. 2000-3000 экземпляров. И те не продать. Разумеется, авторы чихвостят издателей за то, что те не вкладываются в рекламу, не заваливают их книгами все магазины и не хотят продвигать. Вишенкой на торте - аааа, все пропало! Бумажные книги уходят в прошлое! Мы электронкой больше зарабатываем!

Собственно, в этом и дело. Фантастика плотно ушла в сеть и увела с собой читателей. Все знают про порталы Автор.тудей, Литнет и проч. Созданные авторами-фантастами всего лет 7-10 назад, они стали центром притяжения читателей этого жанра. И уже вернуть людей из сети обратно, в реальную жизнь, к бумажным книгам - не под силу никакой рекламе. Приучили читателей этого жанра к электронным книгам, проде прямо из-под пера, и свежачку каждый день. Будет ли кто-то, при таких возможностях и скоростях, ждать выхода бумажной книги полгода? Конечно нет. Вот и получается, что издательству совсем не выгодно вкладываться в бумажный тираж, который никому особо не нужен. Продать его все сложнее и сложнее. А объем читателей - конечен. Ну нельзя усидеть на двух стульях - и там, и там. Если у тебя в издательстве было верных 5000 почитателей и ты увел их в сеть, то новых пять издательство тебе из-под полы не вытащит. Да и нужно ли ему это? Вкладываться в продвижение автора для того, чтобы он свеженабранную публику тут же увел к себе на страничку Автор.тудей?

Конечно же, все не совсем так печально. Отделы фантастики крупных издательств работают и книги выпускают. Но основной упор - на авторов, сделавших себе имя лет 10 - 15 - 20 назад и имевших ум не уводить своих читателей из бумаги в интернет. Их мало. Лукьяненко, Глуховский, Вагнер, Панов. Ну и еще 3-5 имен. И то, у мэтров тиражи тоже потихоньку снижаются. А уж про раскрутку новых авторов мечтать не приходится. Это будет в десятки раз сложнее, чем 10 лет назад.

Собственно, вот и ответ. Будущее для фантастики не особо радужно, если говорить о бумажных книгах. Но сотворили это будущее своими руками те, кто хотел и там, и там. Кстати, такая штука работает с фэнтези. Хорошо продается и в сети, и в бумаге, но дело в том, что совсем другая аудитория. Подростки и молодые люди, сначала читающие в сети и следом покупающие книгу уже на "сувенир" от любимого автора. С читателями фантастики, мужчинами лет так за 30, такая сентиментальность не проходит. Им "сувениры" не так важны, да и денег на бумажные книги бывает жалко. . Но из позитивного - авторы-фантасты зарабатывают в электронке очень пристойные деньги. И пусть дальше будет еще лучше.

Что касается "все пропало и бумажные книги никому не нужны", то это не правда. Сейчас идет резкий рост тиражей направлений янг-эдалт, фэнтези, и прочей литературы для молодых людей до 25-27 лет. У подростков и молодежи вошли в моду бумажные книги. Модно ходить в книжные, снимать ролики для тик-тока с книжками, становиться книжным блогером в инстаграм и вести обозрения новинок.. Знаете, какая книга сейчас бьет все рекорды? "Лето в пионерском галстуке". Уже более двухсот тысяч бумажных экземпляров продано за полгода. Из зарубежного - китайское фэнтези Мосян Тунсю "Благословение небожителей". Стартовый тираж первого тома был 120 000 экземпляров. С момента релиза (с февраля этого года) продано уже около 300 000 экземпляров. Заметьте, в рекламу обеих книг издательства вложились минимально. Продажи раскрутили сами читатели.

Еще для примера - в ЭКСМО одни из самых успешных авторов сейчас - это группа девушек, пишущих фэнтези. Совсем молодые девчонки, лет по 20-25. Ворочают стотысячными тиражами и на встречи с ними приходят тысячи поклонниц. Там и продажа мерча, и переводы.. В общем, все хорошо у девушек в финансовом плане и на доходы от книг можно жить, и жить прекрасно.

А вы говорите, бумажные книги умерли.. А вот и нет. Просто нельзя судить по всему рынку лишь по одному жанру, плотно ушедшему в сеть.

Продолжение следует. А пока зазываю на сайт нашего литературного агентства. www.litpassword.ru

Посмотрите кейсы, которые выстреливают сейчас. Те книги, которые хватают издательства и выпускают хорошими тиражами. За свой счет и с рекламной поддержкой.

0
126 комментариев
Написать комментарий...
Vladimir Medvedev
основной упор - на авторов, сделавших себе имя лет 10 - 15 - 20 назад и имевших ум не уводить своих читателей из бумаги в интернет. Их мало. Лукьяненко, Глуховский

Это Глуховский не уводил своих читателей в интернет? Сразу видна компетенция автора.

Глуховский бесплатно раздает свои электронные книги, а начало его карьеры ваще было в ЖЖ

Ответить
Развернуть ветку
Елена Зотова
Автор

А это плохо? Начинать карьеру в сети? Тем более, когда еще не было ни литпорталов, ни соцсетей толком. И да, Глуховский не сидит на Автор.тудей и не кормит читателей своей продой.

Ответить
Развернуть ветку
Dima Dyakonov

Ну правильно. У него есть свой отдельный сайт (да у него практически под каждую книгу сайт есть), свои сообщества в соц.сетях. Зачем ему пиарить стороннюю площадку?

Ответить
Развернуть ветку
Елена Зотова
Автор

Абсолютно верно. Есть большая разница - поддерживать на сайте выход бумажной книги и интерес читателя или пахать на литпортале, выпускать проды, зарабатывать основные деньги там. И при этом, требовать от издательств, чтобы выпускали бумажные книги, оказывали пиарподдержку, искали ему новых читателей, которых он уведет на автор.тудей. Как понимаю, на двух стульях не усидеть и не все издательства готовы, чтобы их так использовали.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Medvedev

У него везде ссылки на литрес с возможностью купить электронную книгу, а еще он сам зачитывал аудиокнигу (что также уводит от бумажных издательств).

Ответить
Развернуть ветку
Елена Зотова
Автор

Вы, наверное, не очень хорошо понимаете работу издательства и автора. Литрес - дочерняя структура ЭКСМО-АСТ. Издательство, подписывая договор с автором, хочет права на бумагу, электронку, аудио. Именно это трио приносит максимальный охват и хорошо работает вместе. Могут отдать права на электронку автору, но на сторонний ресурс, Литрес забирают. И, разумеется, автору идет роялтиз, но через издательство. И с аудио та же история. Если автор начитывает сам - его роялтиз от издательства в 2 раза выше, чем бы начитывал их диктор. Но издательство оплачивает студию, запись и проч.. Автор, в данном случае, Глуховский, со своей стороны пиарит все три продукта. Электронку, аудио и бумагу, помогая издательству получить максимальный охват, а себе - заработать деньги.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Medvedev

Моя мысль в том, что и издательство, и автор активно продвигают электронные книги, а вы пишите, что он "не уводит аудитоию в интернет".

Я был не согласен именно с этим тезисом. Глуховский как раз очень любит интернет, раздает свои электронные книги бесплатно, пишет в ЖЖ и так далее.

Он вообще считает, что важна открытость и свобода.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Зотова
Автор

Возможно, я не так выразилась. А раздача старых электронных книг, которые уже "выжаты" продажами - отличный способ привлечения внимания к новым платным.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Зотова
Автор

Имею в виду, он не уводит на свои страницы на литпорталах, где работает на себя, ничего не отчисляя издательству.

Ответить
Развернуть ветку
Дима Дьяконов

Думаю, основное для автора "искали ему новых читателей". Какие они будут, бумажные или электронные, думаю, принципиально не всем - деньги и там и там

Если издатель берет большой процент и не справляется, зачем платить больше?
Может издательствам стоит слегка поумерить аппетиты?

Ответить
Развернуть ветку
Елена Зотова
Автор

Основной доход издательствам приносят именно бумажные книги. На них, собственно, структура и заточена - свои типографии, склады, книжные сети. Если автор не продается в бумаге, то зачем он издательству? Автор и сам может сляпать электронную книгу. Соответственно, и издательство вроде ЭКСМО таким авторам, тяжело продающимся в бумаге совсем не нужно. Но они упорно туда прут, учат издательства работать, критикуют на каждом шагу. Вот казалось бы, вот где гордость? Какое дело до "аппетитов" или принципов работы.. но нет. Каждый второй автор воспринимает издательство не как партнера, а как подконтрольную себе структуру, требует что-то, возмущается..

Ответить
Развернуть ветку
Where Filmed

Тут явно видна обида на конкретный портал))) но как раз таки Глуховский все то, что вы не любите и начал и популяризировал в России. Напомню, что его книга метро писалась по главам и выкладывалась на сайте и даже люди могли голосовать за направление развития книги. Именно таких онлайн подходом он и раскрутился, а уже потом выпустил бумажную книгу.
Беда тут не в конкретном портале и не в уведении туда аудитории, а в абсолютном неумении издателей популяризировать и раскручивать такие направления.

Я бы сказал так - если посмотреть, то просто большинство изданий не понимают молодых авторов, не понимают текущего языка общения с новой аудиторией, не интересно ведут соц. сети и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Зотова
Автор

Может, им это и не нужно? Фантастика - лишь одно из множества направлений художественной литературы. Ну ушли и ушли. Падения продаж в общем объеме издательства не случилось. Есть намного более прибыльные и тиражные жанры.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Medvedev
Я три дня скакал, чтобы сообщить о том, как вы мне безразличны.

Если вы равнодушны к фантастике, то зачем написали эту статью? Ну и такой подход не про бизнес, а как у обиженных детей.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Зотова
Автор

Это был совет новым авторам, которые хотят написать книгу, прославиться и заработать много-много денег. Через фантастику это сделать крайне сложно, есть достаточно других жанров, с минимальной конкуренцией. А что касается не про бизнес.. Знаете, со вчерашнего дня обиженные деды-фантасты обсуждают на форумах, какая бездарность Лена Зотова и какое у нее ужасное новое литературное агентство, заточенное на то, чтобы доить авторов. У меня резкий скачок посещений на сайте. Один легкий вброс - и эти дискуссии на форумах заменяют таргетную и контекстную рекламу на 100 тыс руб.

Ответить
Развернуть ветку
Where Filmed

Тогда зачем статья? К чему все эти обсуждения - занимайтесь прибыльными жанрами))
Ваш подход к статье - быстро накидать пост не углубившись в детали, кинуть в конце без вводной рекламку и ждать клиентов, а потом в комментах себе противоречить - только подтверждает мои тезисы из прошлого комментария.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Зотова
Автор

Я где-то в статье писала, что готова заниматься неприбыльными жанрами? Из любви к искусству? А так - да. Если немного расшевелить аудиторию - получаешь огромный охват, который работает на продвижение многие месяцы и приводит к новым клиентам. Та же самая ситуация, как с пиаром книг. Если немного хайпануть, то не надо будет вкладывать живые деньги в рекламу. Более того, чем больше хейтеров набегает, тем больше шансов, что книга станет бестселлером и лонгселлером.

Ответить
Развернуть ветку
123 комментария
Раскрывать всегда