Как выбрать литературного агента?

Литературный агент - посредник между писателем и издательством. Он не только пристроит рукопись в издательство, но и "выбьет" для своего клиента тираж и гонорар побольше, бюджет на продвижение и маркетинг, номинацию на премии. Вычистит договор от "подводных камней" и будет следить за правильностью начисления роялтиз. Поможет продать права на экранизации и переводы. В общем, сделает все, чтобы оградить творческого человека от прозы жизни, дать ему возможность зарабатывать своим талантом и не тратить драгоценные ресурсы на самопиар и беготню по издателям.

Как выбрать литературного агента?

В США более 2000 агентов и книгоиздательский процесс уже много десятилетий немыслим без этих профессионалов. Каждый начинающий автор в первую очередь озабочен вопросом - как попасть в портфель топового агента. Ведь именно от этого будет зависеть будущая писательская карьера.

А что у нас? В России литературные агенты - крайне редкое явление. Впрочем, в последние годы, с приходом возможностей зарабатывать на рекламе в книгах, на продаже прав на экранизации и переводы, агентств становится больше.

Но, к сожалению, среди них есть и те, кто не обладает связями в крупных издательствах и просто предлагает за деньги услуги по редактуре и самоиздату. Сделать электронную книгу и выставить на Литрес, состряпать обложку или получить за деньги рецензию известного человека, организовать рекламу электронной книги в соцсетях. Слушайте, но это же ничего общего не имеет с профессией литературного агента! И никак не приведет вас к изданию бумажной книги на гонорарной основе, в хорошем издательстве.

А электронные книги (без поддержки бумажными), уж простите, но тупиковый путь, так как электронных книг - миллионы и пробиться в этой среде (даже при вливаниях в рекламу) практически невозможно.

Если агент может лишь предложить клиенту издание бумажного тиража за счет автора в какой-нибудь "типографии"- это тоже крайне странно и смахивает на мошенничество. И уж точно не приблизит автора к славе и популярности. Так как книги не будут на выкладках у касс в книжных сетях, их не будут представлять на центральных стендах книжных ярмарок и выставок. Да ничего не будет. По крайней мере, я не встречала еще ни одного автора, который бы сделал из своей самоизданной книги бестселлер.

Что такое бестселлер в нашей стране? Не менее 4000 бумажных экземпляров, проданных за год. Кажется, смешные цифры - а вот даже таких нет. Может, ошибаюсь, буду признательна, если подскажете уникумов. Но, по опыту, в наше время - все, что свыше 3000 экземпляров бумаги - это работа профессиональной команды крупного издательства, самостоятельно финансирующего выход книги.

Итак, агенты, работающие напрямую с такими крупными издательствами, конечно же есть. Как их найти? По рекомендациям и в интернете. Главное, на что надо обращать внимание - на уже изданные с помощью агента книги. На портфолио. Именно по нему можно понять, с какими издательствами работает агент. Изучите выпущенные книги. Тиражи, серии, авторов. Можете связаться с авторами и спросить, довольны ли они своим агентом.

Как правило, агенты работают с каким-то одним издательством и это сразу видно по портфолио. Подумайте, насколько ваша книга вписывается в концепцию. Бомбора, МИФ, Альпина Паблишер специализируются на нон-фикшн. Художественная литература - ЭКСМО и АСТ. В мелкие издательства, наверное, смысла уходить нет - так как страдает распространение книги. Именно топовые издательства владеют книжными сетями, арендуют лучшие стенды на книжных выставках, а значит, ваша книга получит максимальный охват и максимально возможные продажи.

Надеюсь, что информация будет полезна тем, кто только задумывается об издании собственной книги и поможет избежать недобросовестных товарищей, называющих себя литературными агентами, но предлагающих совершенно иные услуги.

11
2 комментария

Добрый день, смысл понятен. А где найти толкового литературного агента? Который дает гарантию на свою работу?

1
Ответить

Если честно, я не знаю агентов, которые работают с фантастикой. Именно по причине того, что ее продать в традиционное издательство и на хороший тираж крайне сложно. Но по остальным жанрам - проще. Я, например, подписываю договор на агентское обслуживание одновременно с договором на издание книги. А иногда и позже. Мне не принципиально. И буду работать лишь с той книгой, которая имеет потенциал стать бестселлером.

1
Ответить