Сопроводительное письмо в издательство. Почему оно решает судьбу автора?

Два примера из жизни.

Первый. Я попала в издательство ЭКСМО как раз через самотёк, отправив письмо на ящик издательства. Кажется, с моей книгой был поставлен рекорд всех времен и народов. Отправила заявку (письмо + текст) в пятницу вечером, в понедельник утром, через 2.5 дня у меня в почте уже было письмо от ведущего редактора с предложением тиража, серии, даты выхода.

Я до сих пор не знаю, как такое могло случиться. И кто там ночью в пятницу (а письмо отправила ближе к полуночи) разбирал самотёк. И как мой ведущий редактор, Тата Кальницкая, смогла за выходные не только получить рукопись от бета-ридера, но и утрясти тираж, определить меня в серию, и найти место в плане. Причем, на самое лучшее время выхода. На осень. Сказать, что была потрясена, когда открыла утром почту и увидела письмо - не сказать ничего. Я потом пытала Тату, как??? Как она все успела? Тата посмеялась и сказала, что у нее хорошие отношения с бета-ридерами и ради хорошей рукописи она готова получить от них сообщения даже в 3 ночи. А за выходные поднять всех на уши и все согласовать.

Да, книга вышла через 4 месяца после моей отправки в издательство. Это был "Дневник стюардессы".

Сопроводительное письмо в издательство.  Почему оно решает судьбу автора?

Стала бестселлером. Сейчас продано уже 5 тиражей и готовим шестой. Так что Тата Кальницкая поработала в выходные не напрасно. Причем, я совершенно не считала себя писателем, текст был сырой, написанный на коленке, но свежая тема и УТП в виде юмора. Мне говорили - ну надо же, повезло. Нашли в ящике, прочитали, оценили. А чьи-то рукописи просто теряются..

Нет, не в везении дело. Уже сейчас, находясь по другую сторону баррикад и сама вычитывая рукописи, поступающие на ящик нашего литературного агентства, я понимаю, что дело было в сопроводительном письме. 7 лет опыта в бизнесе не пропьешь и не забудешь. Семь лет я читала коммерческие предложения от потенциальных партнеров и семь лет писала их сама. По сути, сопроводительное письмо - это и есть коммерческое предложение. Вкусное, короткое и дающее понять редактору, что автор в теме и успех его книг очевиден.

И вот пример номер два.

Где талантливого, реально неимоверно талантливого автора чуть не сгубила эта самая многословность и расплывчатость в сопроводительном письме.

Итак, Александра Нарин. Клиентка нашего агентства.

Сопроводительное письмо в издательство.  Почему оно решает судьбу автора?

Четыре года назад Александра, начинающий автор из Воронежа, написала дебютный роман про любовь между разведенной европейской женщиной и нищим индийским актером, пытающимся пробиться в Болливуд. Этакая смесь Шантарам, Пелевина и астрелевского Фарфора.

Роман неимоверно прекрасен. На основе Сашиного опыта поездок по Индии, на основе реальной истории. Потрясающий язык, где нельзя убрать ни одного слова. Удивительный и уникальный (и да, это не только мое мнение, но и руководства (и редакторов) Первой редакции ЭКСМО.

Но это сейчас. Когда под Александру открыли собственную серию, номинировали на Ясную поляну и НОС, зацеловали, захвалили, выделили солидный бюджет на продвижение.

А вот четыре года назад, Саша рассылала этот роман по всем возможным издательствам. От ЭКСМО и до совсем мелких. Если кто-то и откликался, так это издательства "за деньги автора". Они да - уговаривали, присылали коммерческие предложения. А крупные молчали. Саша терпеливо ждала год. Потом рассылала снова. И снова тишина. За это время авторка успела написать еще один серьезный роман "Бухта девочек", который тоже остался в столе. Взялась за третий.

Конечно, выставляла сама на Литресе в электронном виде. Вкладывалась в продвижение. Даже продала штук 100 за все эти годы. Начала вести соцсети.. Но когда нет нормальных продаж - нет ничего. Ни денег, ни популярности, работа - как в колодец. И уже настолько отчаялась, что решила с писательством завязать. Последняя и совершенно спонтанная попытка - это отправить на какой-то литресовский конкурс книг о путешествиях. Как раз ей пришла рассылка.

Через 2 месяца ее книга добралась до шорт-листа этого конкурса. А на финише шорт-листа ждала я. Как член жюри, отвечающий за эту категорию. Мне пришло 7 книг, надо было прочитать, выбрать победителя. Первая - ну такое.. Вторая - тоже.. Третья, Сашина, настолько потрясла, что на следующее утро нашла автора в соцсетях, через неделю книга с новым сопроводительным письмом, аннотацией и синопсисом уже лежала на столе у зам главреда Первой редакции.

И понеслось. Для Саши - и персональный редактор, и приглашение на авторскую конференцию ЭКСМО в числе ограниченного количества топовых авторов. И тираж в 4000 стартовый, что нынче редкость для новичка. И приглашение на фестиваль Красная площадь спикером. И предложение поучиться бесплатно в закрытой сценарной школе при канале Россия 1. И презентация книги в Посольстве Индии в Москве. В общем, много издательских плюшек, которым даже я позавидовала.

Так в чем было дело? И почему такую талантливую книгу футболили 4 года?? Я поняла, когда прочитала Сашино письмо. Вот реально ни о чем. Вот реально вода-вода, не выделены главные УТП, не понятно, что там с сюжетом. И, главное - на два листа. Как понимаю, бета-ридеры, не уловив сути после первых двух абзацев, приклеивали гриф "Графомания" и отправляли все вместе с текстом в корзину.

Так что вот такие дела, друзья мои. И если вы отправляете рукопись по издательствам и не получаете ответа - посмотрите в первую очередь свое сопроводительное письмо и прежде чем отправлять - покажите его профессионалам.

33
Начать дискуссию