{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Детское предпринимательство: как помочь ребенку развить в себе навыки, помогающие быть успешным

Адаптивность – зачем она нам нужна? Экономическая, политическая, эмоциональная ситуация в стране и мире говорит о том, что сейчас в топ 5 важнейших качеств входит адаптивность – навык, который важно развивать как взрослым, так и детям.

Адаптивность — это способность человека подстраивать свое поведение под меняющуюся внешнюю среду.

Адаптация – процесс взаимопроникающий, следовательно, меняются и личность, и среда, в которой данная личность существует.

В чем разница между адаптивностью и способностью социализироваться? Человек может социализироваться (т.е. «приспособиться» к обществу), но так и не адаптироваться под него. Если адаптации не произошло, то нравственные, моральные, этические ценности, установки и нормы человека кардинально расходятся с обществом, в котором он существует. В такой ситуации человек принимает решение, что ему необходимо изменить определенные ценностные и поведенческие модели. Когда изменения состоялись, и индивид чувствует себя комфортно в окружающей реальности – адаптивность состоялась.

Основные черты адаптивности:

  • анализ и адекватное восприятие окружающей среды,
  • умение оставаться целостной личностью,
  • способность преобразовывать действительность в соответствии со своими этическими и моральными представлениями.

Адаптивность важна, т.к.:

  • она облегчает привыкание к переменам в жизни,
  • помогает ориентироваться в неожиданных ситуациях,
  • человек с адаптивностью обладает высокой эмоциональной устойчивостью, его не пугают перемены, он открыт новому.

Как можно развивать адаптивность?

У некоторых людей эта способность развита сильнее, у других — слабее.

На способность адаптироваться влияет 2 вида факторов:

Психофизические:

Особенности высшей нервной деятельности.

У всех есть свои специфические черты, например - скорость протекания психических процессов у каждого человека различна.

Темперамент.

Например, флегматики чаще всего не готовы к изменениям.

Характер.

Его особенности, доминирующие черты;

Возраст.

Чем старше человек, тем ниже адаптивность.

Наличие травм.

Психологические и эмоциональные травмы негативно влияют на адаптивность.

Социальные факторы:

Условия воспитания, детские установки.

Если с детства заложен конкретный сценарий поведения, а любое отклонение от него вело к наказанию – человек любые изменения воспринимает негативно.

Школьная система обучения.

Если основным методом обучения была зубрежка, то адаптивность автоматически сведена к минимуму.

Консервативное окружение.

Взгляды близкого окружения влияют и на ваше восприятие (и, как следствие, на способность адаптироваться).

Независимо от условий, в которых формировалась личность, адаптивность можно (и нужно) развивать. Несколько советов, как это сделать:

Меняйте привычки!

Начните с простого: идите на работу другим маршрутом, поменяйте завтрак и т.п.

«Нет» страху трудностей.

Усложняйте задачи. Например, увеличьте объем поставленной задачи и уменьшите срок ее выполнения.

Здесь и сейчас.

Займите активную позицию по отношению к проблемам: приступайте к их решению сразу, не ждите помощи или что «все само разрешится».

Успех заразителен!

Окружайте себя прогрессивными людьми. Наше окружение влияет на наши взгляды.

Мозг – тоже мышца?

Постоянно осваивайте новые навыки. Чтобы мозг находился в тонусе, его нужно постоянно тренировать.

Чем больше вариантов – тем лучше.

Учитесь думать вариативно. Для каждой ситуации разрабатывайте несколько сценариев поведения.

Неудачи приближают к успеху.

Воспринимайте любой кризис как этап, который нужно преодолеть, и который способствует вашим изменениям и росту. Задумайтесь, чему он вас научил.

Без перемен нет развития.

Перемены – это нормально и необходимо. Учитесь действовать в соответствии с меняющейся реальностью, а не избегать перемен.

К новым целям!

Развивайте целеустремленность. Для этого ставьте небольшие реальные цели, и в конце каждого для отмечайте, что получилось осуществить. Обязательно хвалите себя за каждый сделанный шаг!

Лучшая версия себя.

Занимайтесь саморазвитием. Это не только делает вас образованнее и интереснее, но и повышает уровень самооценки и уверенности в себе.

Любить себя – нужно!

Относитесь к себе положительно, подбадривайте и поддерживайте себя в трудных ситуациях. Не нужно быть себе строгим критиком, ругать и винить.

Чем сложнее ситуация, тем важнее выводы.

Учитесь смотреть на проблемы под другим углом. Чему эта ситуация учит? Какие выводы можно сделать? Какие плюсы могут быть в будущем от этой ситуации?

Позитив всегда помогает!

Сохраняйте оптимистичный взгляд на вещи, учитесь искать хорошее в любых мелочах.

Рассмотрим на примере. Вот что рассказывает педагог бизнес-школы «Успех в твоих руках» о Тимуре:

«Тимур часто перебивал педагога и других детей, стараясь переключить внимание на себя.

Не понимал, что такое социальная помощь. Его основной задачей было -заработать деньги.

Умение соблюдать границы других решается с помощью командных упражнений во время занятий, а также проектной деятельности, где каждый ребёнок имеет свою важную и ответственную роль. Мы учим ребят не только зарабатывать деньги, но и помогать другим, поэтому ученики реализуют не только коммерческий, но и социальный проект. В итоге Тимур начал работать в команде, стал помогать ребятам в сложных моментах, проявляя инициативу. Активно участвовал в реализации социального проекта «Игрушки в радость».

Чтобы работа с детьми была наиболее результативной, важно формировать правильные нейронные связи у детей, пока у ребенка нет шаблонов и понимания как НЕ будет работать. У детей в формате ТРИЗа хорошо получается генерить новые креативные идеи - по методу Уолта Диснея, Илона Маска. Отсутствие шаблонов – ценное качество: многих программистов берут на работу в крупные компании без опыта, чтобы у них не было шаблонов как должно работать, это помогает заново «изобрести велосипед».

Что такое нейронные связи и как нужно с ними работать?

Нейроны — это электрически возбудимые клетки внутри головного мозга, которые ответственны за функции нервной системы: приём информации извне, её обработку, хранение, передачу и проявление этой переработанной информации вовне в виде наших действий, движений, слов, реакций, убеждений и т.д.

У ребёнка, родившегося на свет, уже имеется более ста миллиардов нейронов. Однако, связей между нейронами еще практически нет. Они формируются за счёт познания мира.

Однако к концу первых трёх лет их количество значительно уменьшается, так как те нейронные связи, которые не используются – исчезают. Кроме того, мозг активнее всего развивается как раз в период первых трёх лет жизни.

Нейронная связь — это соединение нейронов между собой в процессе получения новой информации, эмоций, опыта и т.д.

Все новые знания фиксируются в головном мозге в виде новых нейронных связей. Именно благодаря им у нас сохраняются все сформированные и уже закрепленные навыки, весь приобретенный интеллектуальный и эмоциональный опыт.

Поэтому, если вас не устраивает ваш образ мышления, реакции на определенные ситуации, есть ощущение, что живёте не своей жизнью, что всё, что вас окружает — это не то, чего по-настоящему хочется, важно:

  • нарабатывать новые нейронные связи;
  • Начать изменять уже имеющиеся нейронные связи.

Педагоги школы ставят перед собой глобальные цели – менять мышление. Вот чем делится Елизавета Николаева: «Мы даем детям ценности, и очень важно, что они это понимают. Я хочу менять мышление. Изменения в мышлении ведут к переменам в действиях. И на примере своих учеников я вижу, как меняются их ценности, восприятие действительности и, как результат, – поведение».

Вот пример ученицы бизнес-школы «Успех в твоих руках» Мирославы – она не имела представлений о том, как можно зарабатывать деньги. Стеснялась высказывать свою точку зрения. После обучения в своей группе стала лидером по количеству общего заработка и проданных товаров. Приняла активное участие в защите проекта в роли выступающего на публику члена команды. Проектный подход

Большое внимание мы уделяем работе над проектами, т.к. практически всё в нашей жизни является проектом. Семья – проект. Дружба, работа, карьера – это проект. Ко всему применим проектным подход – что мы сейчас имеем, к чему хотим придти, какие есть ресурсы, что мешает, какие конкретно шаги нужно сделать для достижения. Благодаря этому формируются правильные синоптические связи, которые складываются в нейронные связи.

Для успешной реализации любого проекта (неважно, это семья или бизнес), важно понимать – проект это или процесс.

Критерии процесса:

  • цикличность
  • есть четкие начало и конец
  • результат известен
  • известны все необходимые ресурсы
  • известны все необходимые затраты
  • известны все этапы
  • есть отработанный алгоритм

Пример – производство телевизора.

Критерии проекта:

  • единственный в своем роде
  • не может повториться
  • результат непредсказуем
  • ресурсы проекта ограничены и не всегда известны

Пример - съемка фильма.

Составляющие проекта:

Команда.

Важно, чтобы обязанности между членами команды были четко распределены и учитывали личные характеристиками каждого участника, личный опыт, имеющуюся экспертизу. Нужен тот, кто умеет администрировать, анализировать, генерировать идеи и воплощать их.

Формулирование цели и результата.

Цель формируется по критериям SMART (конкретная, измеримая, приемлемая, реалистичная, ограниченная по времени).

Ожидаемый результат (их может быть несколько). На каждый ожидаемый результат должен быть критерий успешности

Критерии успешности

Например, результат- создана обученная команда по внедрению стандарта качества.

  • На каждом отделении компании есть хотя бы один эксперт по внедрению стандарта.
  • Эксперты обучены порядку внедрения стандарта.

Заинтересованные стороны.

Это все те, кто может влиять на наш проект. Они также будут подвержены влиянию проекта на них, поэтому могут тормозить его.

Риски.

Важно уметь их видеть и анализировать.

Декомпозиция и график проекта.

Нужно разложить проект на этапы и подэтапы.

Например, вы готовите завтрак из сока и яичницы.

Стакан апельсинового сока. Подэтапы:

  • Достать стакан
  • Достать сок
  • Налить сок

Приготовление яичницы

Подэтапы:

  • Достать яйцо
  • Достать сковородку
  • Налить масло
  • Поджарить яичницу

Все поставлено на стол

  • Достать тарелку, вилку, нож
  • Поставить приготовленный сок и яичницу на стол

В основе школы «Успех в твоих руках» лежит методика, которая позволяет ребёнку научиться работать в проектном формате. Эта методика позволяет действовать независимо от чьего-либо мнения.

У проекта есть конкретные стадии. Если ребёнок научится проходить их сейчас, в сопровождении наставников, то он сможет применять эти знания потом в любых сферах жизни самостоятельно.

Расскажем о Руслане. Он не умел правильно распределять время на учёбу, важные дела и отдых. Не знал, как правильно рассчитать время, чтобы прийти вовремя. Тайм-менеджмент – один из ключевых навыков, которому мы обучаем детей в школе. Понять эту тему можно, изучая хронофаги, матрицу Эйзенхауэра, «1-3-5» и многие другие техники, а также постоянно практикуясь на занятиях благодаря заданиям на время, ведению авторского дневника и контролю со стороны педагога. Руслан научился правильно распределять время на важные дела и отдых. Стал больше успевать в течение дня. Стал более собранным!

Чем чаще получаются успешные действия, тем проще делать следующие шаги. Многие взрослые боятся что-то начать, т.к. сомневаются в успехе. Это так называемый эффект выученной беспомощности: мы самостоятельно отказались от успеха. В школе мы пытаемся привить детям, что даже если что-то пошло не так, принимаем это, анализируем и делаем иначе.

Еще один принцип нашей работы - один в поле не воин. В настоящее время команда очень важна. Важны эмоциональный интеллект, отстаивание границ, умение слушать и слышать, совместно принимать решения .

Много европейских компаний не работают в agile подходе, где ответственность разнесена на всех членов команды. Если кто-то один выпадает, его дела подхватываются коллегой.

В российской системе пока преобладают лидерство и патриархат. Для эффективного роста и развития необходимо менять приоритеты: действовать сообща, работать по принципу: «конкуренты могут быть партнерами», не делить кусок пирога, а делать масштабнее сам пирог.

Выводы

Для успешно работы, профессионального и личностного роста необходимо соответствовать стремительно меняющимся реалиям. Ситуация в стране и мире требует гибкости, адаптивности, наличие soft skills на высоком уровне и т.п.

Тем, кто хочет быть востребованным и ценным специалистом, необходимо:

развивать адаптивность, увеличивать и менять нейронные связи, прокачивать soft skills, учиться навыкам командной работы, развивать эмоциональный интеллект, избавляться от ограничивающих блоков и установок.

Мы не просто даем знания и навыки, мы учим менять мышление, адаптироваться к окружающим реалиям, выходить победителем из нестандартных ситуаций, раскрывать в себе новые возможности и способности.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда