«Когда всё стабильно, мне становится скучно»

«Когда всё стабильно, мне становится скучно»

Медицинский бизнес – сложный, специфический и подразумевает большую ответственность. Это неслучайно, ведь речь идёт о самом важном и ценном – жизни и здоровье людей. Как создать хорошую клинику? Какими качествами должен обладать её владелец? Какие есть нюансы в этом виде бизнеса? Обо всём этом мы поговорили с директором частной медицинской клиники «1+1» Татьяной Тищенко.

Справка

  • Тищенко Татьяна Александровна, основатель и идейный вдохновитель проекта по созданию сети многопрофильных клиник для всей семьи «1+1».
  • Врач, предприниматель, эксперт, наставник.
  • Директор автономной некоммерческой организации «Содействия развитию медицинского кластера Новосибирской области».
  • Руководитель департамента цифровой медицины в Сибирском государственном университете телекоммуникаций и информатики.
  • Родилась 27 мая 1971 года в Новосибирске. В 1994 году окончила Московскую государственную медицинскую академию им. И.М. Сеченова по специальности «Лечебное дело», а в 1995-м интернатуру по специальности «Кардиология».
  • Прошла курсы профессиональной переподготовки по специальности «Организация здравоохранения».
  • Эксперт Всероссийского закрытого клуба MED Beauty club.
  • Член комитета по здравоохранению Новосибирского областного отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».
  • Обладатель титула «Лидер по внедрению инструментов управления» проекта «Школа Владельцев Бизнеса».
  • Лучший спикер 12-го потока проекта «Женщина в бизнесе – женщина».

Про выбор профессии

– Татьяна, почему вы решили стать врачом?

– Как-то с детства сложилось, что я больше нигде не смогла себя увидеть. Особых талантов у меня не было: петь, танцевать или рисовать я не умела. К техническим дисциплинам у меня тоже не было особых склонностей. Поэтому оставалась медицина.

– Расскажите про свой первый опыт работы в больнице.

– Я училась в специализированной школе № 130 в Академгородке (сейчас – лицей им. академика Лаврентьева). В восьмом классе у нас начались занятия в УПК (учебно-производственный комбинат. – Прим. ред). Тогда в лицее было всего два профиля: программирование и технический перевод с английского. Я выбрала второй. Специальность, конечно, хорошая, но хотелось попробовать что-то ещё.Неподалёку от лицея находится Национальный медицинский исследовательский центр им. академика Е.Н. Мешалкина. И мы вшестером, с одноклассницами, попросились туда на практику. В медцентре стажировались около года, и в конце нам даже выдали сертификаты младших медицинских сестёр.В итоге из шести человек четверо, включая меня, вышли с практики с намерением дальше развиваться в медицине. После окончания школы я поступила в медакадемию, отучилась и стала врачом.

– Чем именно занимались в центре?

– Мы с подругой работали в отделении реанимации, где находились пациенты после операций на сердце. В наши обязанности входило поддерживать порядок, перестилать постели, обрабатывать раны, раздавать лекарства больным. Персонал клиники относился к нам очень хорошо, иногда врачи или медсёстры даже позволяли выполнять простые медицинские манипуляции.

Про карьеру

– Как складывалась ваша карьера после окончания академии?

– Моим первым местом работы стало отделение неотложной кардиологии в первой Градской больнице им Н.И. Пирогова в Москве. Там я трудилась врачом-терапевтом. Через некоторое время ушла в декрет и следующие пять лет «работала» мамой. В 1999-м устроилась воспитателем в детский сад. Там я доросла до заместителя по воспитательной части. Спустя два года по семейным обстоятельствам я была вынуждена вернуться в Новосибирск.

– Как всё развивалось потом?

– В Новосибирске снова идти работать в детский сад уже не хотелось – там платили очень мало. К слову, у меня на тот момент было трое маленьких детей. Я понимала: нужно идти работать туда, где платят хорошие деньги. В то время их платили в торговле. Так я устроилась менеджером по продажам в компанию «Новосибирский инструмент», где проработала около десяти лет.

– То есть главной мотивацией в работе тогда были деньги?

– В целом да. Наверное, на тот момент и в медицине можно было что-то заработать, но рабочая нагрузка была бы гораздо больше. При таких условиях я бы совсем не видела детей.

– И всё же в какой-то момент вы вернулись в медицину…

– В 2011 году меня пригласили работать руководителем дополнительного офиса страховой компании в Академгородке. Одним из основных направлений компании было добровольное медицинское страхование. По сути, владельцы создали своеобразный симбиоз клиники и страховой компании. Доход у меня там был не очень большой, зато дело приносило удовольствие.После страховой я работала заместителем главного врача по развитию в медсанчасти № 168. После этого занимала должность главврача в Центре новых медицинских технологий в Академгородке.

Про бизнес

– Я знаю, что в период работы по найму у вас было несколько собственных бизнесов. Расскажите о них подробнее.

– Да, я работала по найму и параллельно с этим мы с партнёрами запускали разные бизнесы. Всего у нас было семь компаний: одна по производству цифрового контента, две оптовые фирмы и две строительные. Со временем одни бизнесы мы продали, другие просто вовремя закрыли.

– Это довольно разные направления. Как вам удавалось их совмещать?

– Во-первых, помогало умение продавать: если ты умеешь это делать, то продать можешь хоть что. Второе, что мне сильно помогло, – это медицинское образование. В продажах, как и в медицине, нужно выяснить «боль» клиента, собрать анамнез и предложить решение. Благодаря этим двум факторам я всегда была довольно успешным продавцом.

– Какие ещё способности и навыки помогают вам строить бизнес?

– У меня хорошо получается находить нужных сотрудников под разные задачи: глядя на человека, я быстро могу понять, на какую должность он подходит. Ещё помогает такое качество, как системность: мне нравится, когда всё разложено по полочкам. Кроме того, у меня хорошо получается запускать стартапы: могу быстро и качественно построить бизнес с нуля. И ещё один мой талант – это умение выстраивать прочные партнёрские отношения, создавать различные коллаборации.

– А есть то, что мешает?

– Да, безусловно. Например, мне плохо даётся регулярный менеджмент. В ситуации, когда бизнес запущен и хорошо стабильно идёт, мне становится скучно. Мне постоянно нужен вызов, какое-то развитие, новизна. Знаете, есть такая шутка: «Коллектив работает слаженно и продуктивно, и только начальство бегает туда-сюда с неактуальными вопросами и вносит элементы хаоса и беспредела, являясь причиной сбоев в хорошо отлаженной системе». Так вот, это шутка про меня.Безусловно, в моей деятельности регулярный менеджмент присутствует, но обычно он занимает около 20 % времени, что меня вполне устраивает. Как только его становится больше 50 %, это начинает сильно нервировать.

Про «1+1»

– В какой момент вы решили основать собственную клинику?

– Честно сказать, я не хотела открывать клинику: мне нравилась работа главврачом в ЦНМТ. Но настал момент, когда у нас с учредителями центра перестали совпадать цели. В той ситуации правильнее было расстаться, что мы и сделали.

– После этого вы решили открыть «1+1»?

– Не совсем так. Родственник позвал меня привести в порядок небольшой медицинский центр в Бердске, я согласилась. Со временем стало ясно, что центр требует расширения. В результате мы открыли ещё одну клинику уже здесь, в Новосибирске. Она более крупная и сейчас является основной.

– В одном из интервью вы сказали, что строите свою клинику совместно с пациентами. Что это значит?

– Мы постоянно работаем с отзывами, берём у пациентов обратную связь. Они с радостью откликаются. Поэтому можно сказать, что клинику мы развиваем совместно.Кстати, у нас действует система непрерывных улучшений. Это значит, что мы всегда открыты к идеям и предложениям как персонала, так и пациентов.

– Какие у вас конкурентные преимущества, чем ваша клиника отличается от других?

– Для каждого из этапов контакта с клиентом у нас разработан свой стандарт. Начиная с внешнего вида здания, заканчивая тем, как быстро мы отвечаем на входящие звонки клиентов.Уделяем внимание всему: какие объявления висят на стенах в клинике, в какой форме ходит персонал, как приветствует гостей. По многим позициям у нас разработаны специальные чек-листы. Постоянно занимаемся улучшением и развитием сайта.Кроме того, делаем всё, чтобы не быть похожими на обычную больницу. Например, в помещении клиники нет белых стен и специфического запаха хлорки.В общем, наши требования к самим себе постоянно растут.

– Поделитесь ближайшими целями.

– Сейчас их три. Первая – это подготовка к сертификации по международному медицинскому туризму. Вторая большая цель – это продажа франшизы клиники. Третья – создание кафедры цифровой медицины совместно с СибГУТИ.

Про государственно-частное партнёрство

Врач клиники «1+1» посещает участницу проекта «Старшее поколение». Октябрь 2021 года.
Врач клиники «1+1» посещает участницу проекта «Старшее поколение». Октябрь 2021 года.

– Ваша клиника уже третий год участвует в федеральной программе «Старшее поколение». Расскажите об этом опыте.

– В России уже несколько лет действует федеральный проект «Старшее поколение». Суть его заключается в оказании медико-социальной помощи людям возраста «65+». Программа предусматривает длительное наблюдение за пожилыми людьми, отслеживание динамики их состояния.В 2020 году мы впервые узнали об этой программе, прошли конкурсный отбор и стали партнёрами. Первый этап как раз совпал с началом пандемии, потому не обошлось без сложностей. Но в целом могу сказать, что всё прошло успешно: мы получили позитивную обратную связь и от пациентов, и от государственных поликлиник.

– Сколько у вас было подопечных?

– На первом этапе под нашим наблюдением было около 70 человек. Клиника вела их в течение полутора лет. В этом году мы снова прошли конкурс и участвуем в качестве партнёров. Сейчас под нашим наблюдением уже 113 пациентов разного возраста – от 75 до 100 лет.

– Врач какой специализации работал с пациентами?

– Так как это был пилотный проект, мы пробовали разные варианты и в итоге остановились на терапевте-кардиологе-геронтологе.

– По какому принципу проводится отбор участников проекта?

– Отбором занимаются специалисты министерства труда и социального развития Новосибирской области, а также медики из районной поликлиники. Приоритет отдаётся одиноким пожилым людям с серьёзными хроническими заболеваниями и неходячим больным.

– Получается, что сейчас государственно-частное партнёрство в сфере медицины активно развивается?

– Да, и я считаю, что это разумно. К примеру, зачем строить новые государственные поликлиники, если уже есть частные, на базе которых можно реализовывать проекты. Подобное партнёрство – один из вариантов улучшения качества медицинских услуг в нашей стране.

22
Начать дискуссию