«Задача владельца компании — мечтать»

«Задача владельца компании — мечтать»

Для того, чтобы создать бизнес нужно быть смелым человеком, ведь своё дело всегда связано с множеством рисков. Но именно таким является наш новый герой – Сергей Чернышов, учредитель и директор по развитию «Новоколледжа». В интервью порталу Сергей рассказал о своих первых шагах в бизнесе и том, как пришла идея открыть собственный коммерческий колледж.

Справка

  • Сергей Игоревич Чернышов, учредитель и директор по развитию автономной некоммерческой организации профессионального образования «Новоколледж».
  • В 2009 году окончил Сибирскую академию государственной службы.
  • В 2017 – аспирантуру Национального исследовательского Томского государственного университета.
  • В 2020 – магистратуру Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
  • Кандидат исторических наук.
  • Журналист, вёл авторские колонки на порталах «Эксперт», «Континент-Сибирь» и ngs.ru.
  • Занимал должность начальника управления центра дополнительного образования Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ).

Про образование

Май 2019 года, Сергей Чернышов на защите проектов Школы социального предпринимательства «Новотерра». Бизнес-инкубатор «Гараж» Новосибирского государственного технического университета.
Май 2019 года, Сергей Чернышов на защите проектов Школы социального предпринимательства «Новотерра». Бизнес-инкубатор «Гараж» Новосибирского государственного технического университета.

– Сергей, где вы родились?

– В Новосибирске.

– В 2009 году вы окончили Сибирскую академию государственной службы (сейчас – Сибирский институт управления. – Прим. авт.) по специальности «Государственное и муниципальное управление». Почему выбрали это направление?

– Я с детства мечтал делать что-то на благо людей, и мне казалось, что выбранная специальность соответствует этому желанию. В процессе учёбы я понял, что это не так. Поэтому начиная со второго курса и последующие семь лет, я работал журналистом. Однако после окончания университета всё же пробовал устроиться в одну из районных администраций Новосибирска. Там мне предложили должность с маленьким окладом, едва покрывающим стоимость аренды квартиры. Как вы понимаете, я отказался. Так, не успев начаться, закончилась моя карьера госслужащего. Кстати, параллельно с обучением в СибАГСе я пытался получить юридическое образование и даже чуть не стал лейтенантом полиции.

– Как это произошло?

– В 2007 году я поступил в Новосибирский юридический институт (филиал Национального исследовательского Томского государственного университета. – Прим. авт.). Во время учёбы там я ещё писал для местной студенческой газеты. Однажды в редакцию поступил запрос из ГУ МВД России по Новосибирской области: им нужен был специалист пресс-службы. Я пришёл в отдел кадров, но мне отказали, поскольку у меня был военный билет категории «Б» – «годен с незначительными ограничениями». Но если бы я туда устроился, то получил бы звание.

– Ещё немного поговорим о вашем образовании. В 2017 году вы окончили аспирантуру Национального исследовательского Томского государственного университета. Чем было интересно это направление?

– История мне нравилась со школьных времён. В 10 классе я даже выиграл региональную олимпиаду по этому предмету. Это было круто, потому что победители получали право поступить в любой российский вуз без экзаменов. Тогда у меня и возникло желание связать свою жизнь с историей. Но родители сказали: «Что это за профессия – историк? Хочешь преподавать в школе за копеечную зарплату?». Так я попал в СибАГС, но, как уже сказал, быстро понял, что не хочу быть чиновником. Поэтому всё же решил получить историческое образование. В 2012 году поступил в Томский университет и параллельно с обучением начал писать диссертацию по истории Сибири. В 2017 году защитился и получил ученую степень кандидата исторических наук.

– Насыщенная у вас была образовательная программа.

– Да, к тому же я не только учился, но и был активистом. Я и сейчас говорю своим студентам: если кроме учёбы они больше ничего не делают, то многое теряют, ведь самое интересное происходит за пределами аудиторий.

– В настоящее время вы продолжаете развиваться в научной сфере, пишете докторскую диссертацию, верно?

– Да, по теме «Конструирование социально-политических смыслов в коммуникативных практиках центральной власти в период присоединения Западной Сибири к Русскому государству». Планирую защитить её в следующем году. По-прежнему постоянно учусь – прохожу различные курсы и тренинги.

Про карьеру

27 ноября 2022 г., Сергей Чернышов выступает на первом в Сибири инвестиционном подиуме SIB IMPACT с презентацией «Новоколледж»: как сделать всё не так», город Новосибирск.
27 ноября 2022 г., Сергей Чернышов выступает на первом в Сибири инвестиционном подиуме SIB IMPACT с презентацией «Новоколледж»: как сделать всё не так», город Новосибирск.

– С чего началась ваша карьера журналиста?

– С газеты «Хочу работать». Там я писал на тему трудоустройства, проводил опросы работодателей. После этого работал журналистом во многих новосибирских изданиях. У меня системное мышление: я могу обрабатывать большие объёмы информации, а в деловой журналистике это очень важно.

– Сейчас пишете статьи?

– Да, периодически.

– В 2009 году вы окончили университет (СибАГС. – Прим. авт.). Как после этого складывалась ваша карьера?

– К тому времени я уже около четырёх лет работал журналистом, потому продолжил развиваться в этом направлении. В 2014 году меня пригласили на работу в НГУЭУ. Вначале занимал должность начальника управления внешних связей, фактически это директор по маркетингу, после этого был начальником управления дополнительного образования. В университете я проработал четыре года, до конца 2018-го.

– В 2019 году вы открыли собственное учебное заведение – Новосибирский городской открытый колледж. Это был ваш первый бизнес?

– Такой серьёзный – да.

– Были ещё какие-то?

– Да, несколько. Например, у меня был небольшой бизнес – я организовал катание по набережной и скверам на велорикше. Надо сказать, что эта услуга два сезона пользовалась немалой популярностью. Ещё у меня была своя газета, «Дворник» и агентство, которое занималось написанием рефератов и дипломов для студентов.

– Как возникла идея открыть собственное учебное заведение?

– Это было в начале 2019 года: я как раз ушёл из НГУЭУ и думал, чем заниматься дальше. Рассматривал два варианта: переезжать в Москву, либо открывать что-то своё в Новосибирске. В итоге выбрал второе. Хотя, можно сказать, что всё получилось случайно. Я как-то созвонился с директором колледжа при НГУЭУ и узнал, что его расформировывают, и сотрудники ищут возможность создать своё частное учебное заявление. Мне понравилась эта идея. Я нашёл помещение, инвесторов из Москвы, которые одновременно стали соучредителями, и 17 апреля 2019 года зарегистрировал Новосибирский городской открытый колледж.

– Как развивался проект?

– В Новосибирске из руководства был только я, и, кажется, я же был единственным, кто верил в это дело всерьёз. Когда всё стало получаться, московские учредители тоже захотели участвовать в управлении, но мне это было уже не нужно. Поэтому в 2022 году мы мирно всё разделили и разошлись. Пять из шести отделений перешли ко мне и теперь развиваются как самостоятельное учебное заведение – «Новоколледж».

– В нашем городе не так много коммерческих колледжей. Насколько рентабелен этот бизнес?

– Он довольно выгодный, потому что мы работаем на растущем рынке. В России последние 10 лет набор в вузы сокращается, а в колледжи, напротив, стабильно растёт. Сейчас две трети школьников не идут в десятый класс, а поступают в учреждения среднего профессионального образования.

– Интересная тенденция. Почему так происходит?

– Здесь несколько причин. Первая: у населения за последние восемь лет, даже по официальной статистике, падают доходы, поэтому многие родители не могут позволить себе оплачивать вузовское обучение своих детей. А обучение в колледжах стоит в два-три раза дешевле. Вторая причина — нежелание школьников сдавать ЕГЭ, которым так всех запугали. И третья: молодёжь искренне не понимает, зачем тратить два года на десятый и одиннадцатый класс. Ребята хотят быстрее обучиться какой-то профессии и начать зарабатывать.К тому же, Новосибирская область – специфический регион с точки зрения распределения бюджетных мест в вузах. Например, есть такое понятие, как укрупнённые группы специальностей (совокупность родственных профессий, специальностей и направлений подготовки. – Прим. авт.). Например, на «Машиностроение» даётся самое большое количество бюджетных мест – 1300. На педагогические специальности выделяется около 1000, чуть меньше на транспорт и сельское хозяйство. Зато на такие специальности, как «программирование» и «дизайн» бюджетных мест выделяется меньше всего: от 100 до 300. Такое распределение явно не соответствует потребностям рынка труда.

– Сколько студентов готов принять «Новоколледж»?

– В этом году у нас 500 первокурсников. Но мы берём не всех, а только «качественных» абитуриентов. Для поступления нужно сдать четыре экзамена. Плюс в этом году мы подняли нижний проходной порог с сорока до пятидесяти баллов.

– Какова средняя стоимость обучения?

– Примерно на треть выше рыночной.

– С чем это связано?

– Логика простая: мы подняли цены, но увеличили количество льготных программ. Например, сейчас стоимость обучения зависит от результатов вступительных испытаний: чем лучше абитуриент их сдал, тем ниже стоимость. Те, кто набрал от 95 до 100 баллов, – учатся бесплатно, за счет средств колледжа. Кроме того, для всех, кто обучается на коммерческой основе, предусмотрена возможность перейти на места, которые колледж финансирует самостоятельно. Для студентов это хороший стимул учиться лучше.Подобные нестандартные решения привели к тому, что мы набрали действительно талантливых и эрудированных ребят, с которыми педагогам работать одно удовольствие.

– Какие ещё есть особенности у вашего колледжа?

– В первую очередь мы отличаемся идеологией и подходом к обучению. Большинство колледжей готовят специалистов под конкретные запросы рынка труда, то есть гарантируют им трудоустройство. Но за те три – четыре года, пока ребята учатся, ситуация на рынке может измениться, и специальность окажется невостребованной. Мы же ориентируемся не на конкретную профессию, а на человека: какие у него таланты, ценности, потребности.К примеру, мой дедушка имел одну запись в трудовой книжке: в 18 лет он пришёл на завод слесарем, и в 60 с этой же должности ушёл на пенсию. Сейчас такого нет и уже не будет, потому что предприятие может закрыться или у самого человека возникнет желание поменять профессию. Поэтому мы готовим ребят к тому, чтобы они могли сменить профессиональный курс. Это называется мягкий менеджмент (управленческая модель, при которой руководитель предоставляет полную свободу подчинённым, они сами выбирают направление работы, формулируют производственные задачи и находят способы их решения. – Прим. авт.).Исходя из этого формируется ещё одна особенность колледжа – студенты сами составляют расписание. Конечно, есть обязательные дисциплины, но даже в их рамках существует определённый выбор.Например, на филологии три учебных курса. Один из них, «Академическое письмо», обязателен для всех, при этом можно выбрать, когда его посещать. И ещё два курса вариативные: «Функциональная грамотность» и «Литературная мастерская». Так же и с другими факультативами. Кроме того, у нас индивидуальные траектории не только для студентов, но и для преподавателей.

– Что это значит?

– Мы создаём модель компетенций, которыми должен обладать студент, а педагоги предлагают под неё какие-то курсы, определяют их содержание.

– По каким параметрам вы оцениваете успешность обучения студентов «Новоколледжа»?

– Сложно сказать. Меня иногда спрашивают: «Сколько ваших выпускников устроилось работать по специальности?», а я не знаю ответ на этот вопрос, потому что для меня это не показатель. У нас на партах никто не пишет матерные слова – это критерий успешности? Я думаю, да. А что, если критерием успешности обучения будет счастье ученика? Или возможность выбора? Главное в том, что мы хотим воспитать мыслящих людей. Три ключевых слова, которые надо знать про «Новоколледж» – это: свобода, ответственность и счастье.

#отраслевой_стандарт,

#обучение, #современное_образование, #учебное_заведение

#форсайт, #foresight, #новосибирская_область, #нск

22
Начать дискуссию