«Строитель — творческая профессия»

«Строитель — творческая профессия»

Среди застройщиков в Новосибирске есть разные подходы к своему делу. Яна Петрушина, директор ГК «Дом Солнца», уверена, что строитель создаёт свой дом так же, как художник рисует картину, отличия лишь в уровне проработки деталей. Сегодня поговорим с ней о том, как застройщик заинтересован в развитии города, почему ориентируется не только на бизнес-показатели и как на деле реализовать концепцию жилья для всей семьи, попав в запросы клиента.

Справка

  • Петрушина Яна Викторовна — директор и учредитель ГК «Дом Солнца».
  • Родилась в Алтайском крае, училась в Алтайском государственном университете в г. Барнауле.
  • В Новосибирске работает с 2014 г., живёт с сентября 2021 г.
  • На новосибирском строительном рынке с 2018 г.
  • Участвует в реализации договоров РЗТ (развития застроенных территорий) — расселении ветхого и аварийного жилья в Первомайском районе Новосибирска.
  • За 11 лет работы компания «Дом Солнца» выросла из подрядной организации в группу компаний. С 2018 г. были реализованы 4 проекта: дом «Мандарин», дом «Виноград» и 2 блок-секции жилого комплекса «Мандарин». Ведётся строительство двух объектов: 1 блок-секция ЖК Мандарин и жилой комплекс «Ежевика». Ещё 3 проекта на стадии запуска и 3 проекта на стадии разработки.
  • В 2023 г. планирует увеличить масштабы строительства до 8 объектов в Новосибирске и в городе Обь.

Про историю бизнеса

Жилой дом «Виноград», 2022 г.
Жилой дом «Виноград», 2022 г.

– Яна Викторовна, как вы пришли в бизнес?

– Я получила высшее экономическое образование и после этого пришла работать в строительную организацию в Барнауле. При этом у меня не было специализированного строительного образования в виде диплома. Но ещё тогда, на самом старте, я научилась читать проекты, сметы, знать СНИПы и нормы, потому что проходила это всё с нуля. Я и сейчас могу зайти на свои строительные объекты и выдать замечания по качеству. А тогда, в Барнауле, наша собственная строительная компания начиналась буквально с четырёх человек.

– Что помогло вам на старте?

– Я всегда лично вникала в рабочие процессы — начиная от снабжения и заканчивая бухгалтерской отчётностью. У меня есть дополнительное бухгалтерское образование, оно очень пригодилось. Но особая любовь — к строительному процессу, я неравнодушно отношусь к своему делу, и мне интересно наблюдать, как на пустых участках земли вырастают дома. Именно это отношение и помогало наметить перспективы и работать над их достижением. В итоге к 2014 году мы стали работать как подрядчики на строительных объектах не только в Барнауле, но и в Новосибирске.

– Почему выбрали именно строительство?

– Традиционно строительство — не женская отрасль, но, наверное, это судьба. Я специально не выбирала, но с годами понимаю, что это моё. Строитель создаёт новый дом точно так же, как художник рисует картину. Это создание нового из ничего, на белом листе. И в моём случае это новое место для жизни. Мне импонирует столь созидательная работа, строительство вообще, на мой взгляд, схоже с творчеством, если подходить не только с бизнес-показателями. Мне очень хочется создавать для людей жильё, которое меняет образ жизни к лучшему — ведь через пространство можно формировать и влиять на поколения.

Про переезд

Входная группа в жилом комплексе «Мандарин», 2022 г.
Входная группа в жилом комплексе «Мандарин», 2022 г.

– Что стало для вас мотивацией для окончательного переезда в Новосибирск?

– Если в 2014 году я ездила в Новосибирск время от времени, в среднем раз в месяц, то в 2021 году — каждую неделю. Это фактически была жизнь на два города, и это требовало много энергии и затрат времени. Пришло время определиться с местом дальнейшей жизни, и выбор был очевиден — в Новосибирске мы нашли потенциал развития. В третьем по величине городе в России возможности для строительной компании есть по определению. А мы ещё и проверили это годами работы здесь до окончательного переезда. При этом историю нашей компании мы отсчитываем всё же с барнаульских времён — 19 января 2023 года отпраздновали 11 лет нашей работы.

– Вместе с вами переехали и сотрудники?

– Да, многие переехали в Новосибирск. Вообще я консерватор и люблю, когда люди со мной работают годами.

– Изменилось ли ваше отношение к Новосибирску после переезда?

– Кардинально. На первом этапе город мне не очень нравился — казался серым, удивлял малым количеством зелени, грязным воздухом. Отличия от Барнаула были и есть ещё на въезде в город — у Новосибирска до сих пор нет представительного въезда, который ассоциировался бы с лицом города. Ведь такая «входная группа» — как логотип компании, фасад дома, это бренд. И когда подъезжаешь к городу, хочется увидеть его лицо. В Барнауле на въезде есть яркое воплощение такого «фасада», а в столице Сибири со стороны Алтайского края до сих пор этого нет. Я хочу попробовать свои силы и выдвинула инициативу сделать представительный въезд в город Обь — город-спутник Новосибирска, там будет один из наших новых строительных объектов. Совместно с администрацией города Обь мы прорабатываем вопрос о создании стелы.

– Как сейчас вы относитесь к городу, в котором живёте?

– Я очень хотела, чтобы в Новосибирске было комфортно мне и моей семье, моим сотрудникам. И я стала пристально и внимательно наблюдать, изучать, стремиться постигнуть характер этого мегаполиса. И я поняла, что город, которого не знаешь, — это как человек. Ведь порой смотришь на внешность и складывается первое впечатление. Но это впечатление может быть обманчиво.

– И Новосибирск раскрылся для вас?

– Для меня Новосибирск — с первого взгляда серый, угрюмый город, но такой удивительный. Я узнала его и, кажется, поняла суть. Меня восхищают мосты города, связывающие левый и правый берег. Здесь на самом деле много зелёных зон, здесь можно найти участки для строительства возле этих уголков природы в городских условиях и бережно отнестись к этому, сохранить. При этом перспективы строительства не только жилых домов, но и развития в целом тут огромны — есть программы по развитию территорий и инфраструктуры, урбанизации. Город постоянно растёт и расширяется, и я рада, что способствую этому. Новосибирск уже стал моим любимым городом — я искренне люблю то место, которое выбираю.

Про строительные стандарты и ценности

Жилой дом "Мандарин", 2022 г.
Жилой дом "Мандарин", 2022 г.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о вашем подходе к жилищному строительству.

– Для наблюдательного застройщика очевидно, почему люди выбирают тот или иной жилой комплекс: это выбор ценностей. Да, важный параметр — цена, но ведь при одинаковой цене за квадратный метр жилья люди выбирают разные жилые комплексы, в соответствии со своими убеждениями и ценностями. «Дом Солнца» строит жильё для комфортной и счастливой жизни. Пространство в наших жилых комплексах мы тщательно продумываем и разрабатываем для людей разных возрастов.

– Каков обобщённый портрет покупателей в ваших жилых комплексах?

– Лидирующий возраст покупателей квартир — 25-35 лет, это 50% от продаж. Остальные возрастные группы покупателей распределяются уже среди оставшихся 50%. Мы много анализируем критерии выбора жилья для наших потенциальных и состоявшихся покупателей. Они делают выбор по ценностям — комфорт для счастья, им важно качество, сроки и выгода. При этом людям действительно важно, чтобы жилье было комфортным не на словах, а на деле — и мы вкладываемся в это. Так, мы разработали систему умной вентиляции — в ЖК «Ежевика» в Калининском районе, это будет изначально встроенная система для продуманной циркуляции воздуха.

– Что ещё из инженерных и строительных решений работает на благоустройство в ваших жилых комплексах?

– Я широко подхожу к понятию «благоустройство». Это ведь не только о детских площадках, а скорее о комплексном подходе и на придомовой территории, и внутри дома.

– Сейчас многие застройщики декларируют комплексный подход к благоустройству придомовой территории. Как вам удаётся сделать это на практике?

– Мы рассчитываем на комфорт всей семьи. Ведь неправильно, когда во дворе есть место только для детей младшего возраста. Мы предусматриваем экран для летнего кинотеатра во дворе, зону буккроссинга, площадки для проведения мероприятий, зоны для йоги, спортивные площадки, и места выгула для животных. Для разных уровней жилья мы продумываем образ жизни. Этим и занимается у меня команда руководителей, в том числе и я. Чтобы каждый член семьи был счастлив и ему было комфортно, чтобы учитывались разные интересы.Добавлю, что всё это мы делаем с изначальным расчётом на то, что мы живем в Сибири — не в самых благоприятных климатических условиях. И потому ограничивать вопросы благоустройства установкой малых архитектурных форм и суперсовременным покрытием исключительно на уличной детской площадке было бы очень недальновидно. Так, в наших домах мы теперь изначально проектируем игровые комнаты для детей — чтобы было место встречаться, общаться, дружить даже в течение долгой зимы.

– Как вы пришли к такой концепции?

– Когда человек выбирает жильё — он выбирает свое окружение, формирует платформу для ежедневных контактов. Ведь мы выбираем не только стены, но и образ жизни. Кому-то важно близость к природе, кому-то безопасный двор без машин, кому-то близость к центру города. Мы выбираем жильё исходя из представлений о счастье и комфорте — получается, что мы строим по запросу клиентов. Конечно, я хотела бы предугадывать запросы и строить на опережение.

– В высококонкурентной среде среди строительных компаний с рядом крупных застройщиков вы нашли свою нишу?

– Да, сначала мы попали в цели клиентов в Первомайском районе. С него мы начинали нашу работу в Новосибирске в качестве самостоятельного застройщика. И я очень благодарна, что Первомайский район нас так тепло принял.

– Как вам удаётся сдавать дома раньше намеченного срока?

– Мы изначально ставим реально достижимые сроки, без популистских невыполнимых обещаний. И вкладываем максимум сил, когда это возможно. Реализуется это так: собираемся с руководителями и определяем, можем ли мы сделать быстрее, чем обещали. Для меня принципиально держать слово, поэтому голословных обещаний я не даю.

– После сдачи дома вы поддерживаете контакт с жильцами?

– Конечно, мы никуда не исчезаем из жизни наших покупателей, мы остаёмся рядом, никуда не уходим: собственной управляющей компанией решаем текущие задачи по обслуживанию жилья. Примерно раз в полгода я провожу встречи с жильцами, лицом к лицу отвечаю на вопросы. За последние полгода вопросов для встречи нет, и это хороший показатель. Это самая лучшая оценка, самый лучший результат, если нет вопросов к застройщику. Примерно через полгода я хочу вывести нашу управляющую компанию на международные стандарты.

– Управляющая компания в ваших домах будет работать и дальше?

– Да, и это принципиальное решение. Если мы построили дом, то мы и сопровождаем нашего клиента всё то время, пока он живет здесь. Мы с нашими жильцами всегда. И не только решаем вопросы по ЖКХ, но ещё и работаем на создание атмосферы, на поддержание добрососедских отношений, на знакомство людей друг с другом. Так, мы стараемся как минимум два раза в год устраивать праздник во дворе, не говоря уже об изначальном создании пространств для общения.

Про персонал и стиль управления

Каждый из сотрудников в команде застройщика обязан работать на результат и в диалоге с клиентом. В процессе приёмки квартиры в сданном доме, 2022 г.
Каждый из сотрудников в команде застройщика обязан работать на результат и в диалоге с клиентом. В процессе приёмки квартиры в сданном доме, 2022 г.

– Какой вы управленец?

– Я гибкий руководитель — понимающий и в то же время требовательный. Я всегда разбираюсь в вопросах, вникаю в суть. Если ко мне напрямую обращаются сотрудники, клиенты, наши дольщики, я вникаю «от и до». А вот в управленческих вопросах я требовательная, многозадачная, работаю с высоким темпом и ожидаю этого же от людей. Сейчас я пришла к тому, что нельзя приходить к выгоранию, у себя самой и у окружающих. Я перестраиваюсь — и это к лучшему. Пытаюсь понять, какой же оптимальный темп работы для человека, как лучше выстроить рабочие процессы. В разговоре с моими сотрудниками на темы решения рабочих задач я могу ругаться, в том числе крепким словом, а могу действовать шуткой, по доброму. Я всегда за то, чтобы было продуктивное решение задачи, чтобы был результат. И исхожу из того, что есть обязанности и функционал. И я не исключение — я делаю свое дело и требую того же от других.

– Какие сложности возникают в вашей команде и что они вам показывают?

– Я люблю конкретику и цифры. Часто бывает недопонимание, если нет конкретики — тогда с директорами выясняем детали. При этом я всегда выслушиваю мнение, складываю картину в голове — и только тогда принимаю решение.

– Вы прислушиваетесь к советам или принимаете управленческие решения без оглядки на другие мнения? Могут ли сотрудники вас переубедить? С помощью чего — количественных показателей?

– Цифры, риски, показатели — всё это я учитываю, но ориентируюсь не только на это. Например, ещё на ситуацию и стратегическое видение. Ещё мои сотрудники знают, что я ценю грамотную подачу информации — визуальное оформление, наглядные таблицы, логичные схемы.

– Сколько человек работает сейчас с вами?

– Сейчас у нас почти 200 человек, с учетом нагрузки на новых объектах будет 300 человек к концу 2023 года. Многие работают по несколько лет, многие ещё из Барнаула.

– Сталкивались ли вы с кадровым дефицитом?

– Я пришла к тому, что мне нужны профессионалы. В каждой специальности есть люди, которые умеют делать свою работу. Я готова платить больше, но за то, что человек обладает должными навыками и компетенциями, если я могу разговаривать с ним на одном уровне. На уровне управления персоналом уже можно оценить, как мы ставим цель человеку: на уровне видения, цели, задачи или инструкции. Конечно, я сейчас говорю об управленцах — для этого уровня мы должны с человеком говорить о целях. А если только по указке и инструкциям — это не руководитель.

– Но ведь в строительной отрасли очень многое в рабочих процессах опирается на строгое следование инструкциям и нормативам.

– Да, соблюдать СНИПы и другие регламенты для строителей по определению важно. Но любые нормативные документы — это база. Важно стратегическое мышление, сотруднику должна быть понятна цель его работы, цель должности. Очень часто люди не знают этого.

– Строительство считается не самой женской отраслью. Какое соотношение мужчин и женщин в вашей команде?

– Я больше придерживаюсь ориентиров на профессионализм, на решение задач, и только потом ориентируюсь на пол человека. Поэтому вопрос соотношения полов для нас не так актуален. Конечно, среди мастеров рабочих специальностей преобладают мужчины. Управленцы — в переменном балансе.

– Что вы поощряете в работниках и чего не приемлете?

– Я за развитие человека, за рост, за способность вложиться всеми силами в важный проект. У нас команда руководителей, которая тянет как паровоз и работает на результат. Именно команда, а не коллектив. Вот в создание командного духа я вкладываюсь по полной.

– Важна ли для строительной компании атмосфера или в приоритете дисциплина?

– Чтобы был результат, нужна оптимальная атмосфера — такая, чтобы хотелось идти на работу, чтобы было желание решать свои задачи. Часто в управлении, менеджменте говорят о том, что человек нацелен на процесс, не результат. Я прихожу к выводу, что в любом случае первичен результат — по крайней мере, в строительстве это так. Но как сделать так, чтобы сотрудник достиг этого результата за короткий срок, чтобы потратил меньше ресурсов — компании и своих? Вот тут вопрос отношения, атмосферы, мотивации.

– Какие из рабочих задач вы делегируете своей команде, а какие оставляете себе?

– Когда-то я подробно вникала и в снабжение, и в бухгалтерию, и во все без исключения строительные процессы. Очень скучаю по тем временам, когда была на стройке чаще. Сейчас моё непосредственное присутствие на строительных объектах бывает гораздо реже. Но объективно я понимаю, что на данном этапе жизни я лучше решаю глобальные стратегические задачи — инвестиции в приобретение земельных участков, согласование документации на новые объекты, диалоги с представителями власти. Строительные вопросы я со спокойной душой делегирую моему директору по строительству и остальным руководителям. Благодарна им за работу на совесть.

22
Начать дискуссию