«Руководитель должен развиваться вместе со своей компанией»

«Руководитель должен развиваться вместе со своей компанией»

Каждый бизнес проходит через определённые этапы. Отслеживать их и вовремя принимать необходимые решения – одна из главных задач любого предпринимателя. Но бывает и такое, что лучшим выходом является продажа компании. Несколько лет назад директор «Сибирского берега» Александр Ладан, производящего всеми любимые сухарики, принял решение расстаться с компанией. Почему это произошло, и какие перспективы открылись после – бизнесмен рассказал в интервью нашему порталу.

Справка

  • Александр Юрьевич Ладан, предприниматель.
  • Родился 10 февраля 1977 года в Усть-Каменогорске.
  • В 1998 году окончил Новосибирский государственный университет по специальности «Прикладная математика и информатика», в 2000 – по специальности «Экономика».
  • С 1999 по 2009 год – генеральный директор компании «Сибирский берег».
  • С 2009 по 2013 год – председатель совета директоров завода «Экран».
  • С 2010 года по настоящее время – директор компании «Нео-Пак».
  • Обладатель премии «Промышленник года» по версии издания «Деловой квартал» в 2019 году и «Экспортёр года» в 2021.
  • Обладатель звания «Персона года» в реальном секторе по версии бизнес-портала «Континент – Сибирь» в 2022 году.
  • Женат, трое детей.

Про учёбу

– Александр, в 14 лет вы приехали из Казахстана в Россию, в физико-математической школу при НГУ. Не страшно было в таком юном возрасте начать жить самостоятельно в чужой стране?

– Во-первых, я родился и вырос в СССР, и Россия не была для меня чужой страной. Во-вторых, на тот момент других вариантов особо не было: развал страны, неопределённость, безденежье, а физматшкола давала хорошие перспективы. Хотя, конечно, было тревожно: тогда ведь мобильники и банковские карты еще не появились.

– Повлиял ли опыт раннего взросления на формирование вашей личности?

– Конечно. Я научился самостоятельности, прежде всего – считать деньги, планировать бюджет. Родители выделяли мне определённую сумму примерно на полгода, приходилось её растягивать на этот период. В то время нельзя было так легко перевести деньги, как сейчас.

– Сколько лет вы учились в физико-математической школе?

– Два года, потом поступил в НГУ на факультет «Прикладная математика и информатика».

– Почему выбрали именно эту специальность?

– Изначально я хотел пойти учиться на экономику, но не хватило одного балла. Позже я всё-таки поступил на этот факультет.

– Что вам дало математическое образование?

– Знаете, как говорят: «математика ум в порядок приводит». В НГУ отличный преподавательский состав и серьезные требования к студентам. Приходилось усердно заниматься, чтобы не вылететь. Но это было здорово: я считаю, что именно через преодоление сложностей человек развивается.

– Во время обучения в университете вы участвовали в общественной деятельности?

– Да, и довольно активно. Организаторские способности сильно пригодились позже, в бизнесе. Генерация идей, планирование, тайм-менеджмент, распределение обязанностей, коммуникации. По сути, в университете я получил опыт управления проектами. Поэтому нынешним студентам я рекомендую больше участвовать в общественной жизни учебного заведения, – это хорошо развивает социальные навыки.

– Вы сказали, что после мехмата всё же поступили на экономику. Это была необходимость или скорее собственное желание?

– И то, и другое. Я уже понемногу работал, поэтому понимание экономических процессов было нужно.

– Что для вас было самым ценным в экономическом образовании?

– В первую очередь его формат: вначале нам давали мощную теорию, а затем бизнес-кейсы. Важно и то, что преподаватели имели реальный опыт в бизнесе и понимали, о чём рассказывали. Кроме того, студенты факультета уже работали и могли поделиться друг с другом опытом, это было очень ценно.

– Какое ещё образование вы получали впоследствии?

– Мне очень нравится тезис о том, что новый век меняет требования как к знаниям, так и к способам их получения. Место «профессии на всю жизнь» в ближайшее время займут специальности, которые придётся обновлять или менять с определенной периодичностью. Двух университетских академических образований достаточно, чтобы хорошо понять «базу», матчасть. А дальше – наработка hard и soft skills в режиме нон-стоп. Я постоянно чему-то учусь. Недавно, например, сотрудники «Нео-Пак» проходили обучение оказанию первой помощи, я тоже её прошел.

Ещё в последние пару лет «подсел» на тему мозга, нейрофизиологии и того, как применить эти знания в реальном бизнесе. Оказывается, что можно, и достаточно эффективно.

Кроме того, много читаю. Ещё, если в Новосибирск приезжает достойный спикер, стараюсь посетить его выступление.

Про деньги

– Помните, как заработали свои первые деньги?

– Первые деньги – это почти как первая любовь, – никогда не забывается. Еще в Усть-Каменогорске я подрабатывал в кафе, где продавали мороженое. Разноцветные шарики накладывали в металлические креманки и поливали сверху жидким шоколадом и посыпали орешками. До сих пор помню вкус этого мороженого.

– Можно ли сказать, у вас с детства проявлялись предпринимательские способности?

– Возможно, хотя тогда это, наверное, не так называлось. Мне просто хотелось иметь деньги, чтобы купить что-то себе, сделать подарки близким. И не просить у взрослых, а именно заработать.

– Свой первый бизнес вы создали, учась на механико-математическом факультете, верно?

– Да, почти год параллельно с учёбой я занимался открытием торговых павильонов. Тогда это была скорее необходимость, кто помнит вторую половину 90-х, тот поймёт.

– Тяжело было вести этот бизнес?

– Нет, открытие торговых павильонов было не таким уж сложным процессом. Математическое образование помогало просчитывать затраты, составлять бизнес-планы. Да, приходилось изучать много нового, читать книги по экономике. Помогали словом и делом знакомые моих родителей, которые имели свои кооперативы в 90-е. Также с нами работали родные партнёров, которым можно было доверять.Плюс у нас самих было стремление развиваться. В бизнесе как: если есть желание, много энергии и хорошая идея, то всё получится. На протяжении всех 30 лет я наблюдаю, что это правило работает в любой сфере: начиная с розничной торговли, заканчивая производством.

Про «Сибирский берег»

В 2005 году компания «Сибирский берег» стала победителем премии «Товар года» в категории «Сухарики» за продукцию торговой марки «Кириешки».
В 2005 году компания «Сибирский берег» стала победителем премии «Товар года» в категории «Сухарики» за продукцию торговой марки «Кириешки».

– Бизнес с торговыми павильонами существовал год. Что произошло потом?

– Мне хотелось «настоящего» дела. И здесь всё сошлось: друзья предложили «порулить проектом». «Сибирский берег» был классическим стартапом, в котором первоначально у меня была должность генерального директора. По факту я занимался тем, что развивал этот бизнес «с нуля».

– С чего начинался для вас «Сибирский берег»?

– Всё просто: мы работали по питерской франшизе. Мы поверили в этот бизнес, в нём была рыночная перспектива. Съездили в Санкт-Петербург, поговорили с владельцами и приняли решение о покупке франшизы.

– Упаковка в то время была дефицитом?

– Тогда в России упаковкой в её сегодняшнем понимании занималась практически одна компания – Paketti Group, с ними и сотрудничал «Сибирский берег».

– Когда вы создавали компанию «Сибирский берег», какие у вас были ресурсы?

– Спонсоры дали нам 5 тыс. долларов, мы добавили к ним деньги от продажи павильонов и купили франшизу. Поначалу работали в ноль: всю прибыль вкладывали в дальнейшее развитие. Вообще у «Сибирского берега» интересная география. Находясь в Новосибирске, мы работали с Москвой, Дальним Востоком, не боялись осваивать страны СНГ. Расширяли не только охват городов, но и ассортимент: со временем к сухарикам добавились морепродукты, чипсы, орешки. Надо учитывать, что мода и вкусы людей меняются, быть гибкими. Диверсификация позволяет бизнесу более уверенно стоять на ногах.

– Каким образом вы подбирали сотрудников?

– Когда дела пошли, мы поняли, что нам не хватает знаний о том, как расширяться. Тогда мы начали приглашать московских профессионалов. Им приходилось много платить, но они обладали уникальным опытом и знаниями, которыми делились с нашей командой. Мы пользовались ресурсами таких профессионалов по максимуму. Смотрели в первую очередь на их личностные ценности и желание работать.Что касается подбора местных специалистов, то в первую очередь мы обращали внимание на то, чтобы их ценности совпадали с нашими. У нас было пять основных ценностей: нацеленность на результат, ответственность, умение работать в команде, стремление к развитию и предприимчивость. Если человек нам подходил, то мы готовы были обучать его в процессе. Можно сказать, в компании «Сибирский берег» был свой внутренний университет и штат преподавателей.

– Я слышала, что бывшие сотрудники «Сибирского берега» высоко ценились на рынке труда. Почему?

– Потому что у нас было качественное обучение. Людей, прошедших такую школу, в России было немного. Специалисты от нас выходили действительно сильные: получившие крутые знания и отработавшие их на практике. Они умели решать настолько сложные задачи, что их было уже ничем не испугать.

– В какой момент вы приняли решение продать компанию?

– В 2009 году. В тот момент мы были на распутье и думали, что делать дальше. Как раз тогда нам поступило предложение от KDV о продаже «Сибирского берега» с интересной ценой. Мы подумали и согласились.

– Не было жалко расставаться с компанией?

– Позже мы много обсуждали это решение, представляли, как могли бы развиваться дальше. Но на тот момент – нет, не было.

Про «Нео-Пак»

Официальный запуск четвертой печатной машины SOMA. «Нео-Пак», декабрь 2021 года
Официальный запуск четвертой печатной машины SOMA. «Нео-Пак», декабрь 2021 года

– Как развивалась ваша карьера после продажи «Сибирского берега»?

– Было много предложений заняться аналогичным бизнесом, но я не хотел. Какое-то время просто отдыхал, а потом завод «Экран» пригласил меня в совет директоров. Это была интересная работа с необходимостью шевелить мозгами, а я это делать умею.Параллельно с этим, в 2010 году, появился «Нео-Пак». Компания началась с одной печатной машины и ориентацией на предприятия пищевой промышленности. Изначально я занимался бизнесом один, но довольно быстро понял, что мне комфортнее работать в партнёрстве.

– Почему выбрали именно эту нишу?

– Еще во времена «Сибирского берега» мы изнутри прочувствовали, насколько востребована качественная и доступная упаковка. Тогда мы подумали: если мы сами её активные потребители, то почему бы не открыть собственное производство? Тем более что в России дальше Казани крупных игроков практически не было. Мне было понятно, что в этой нише можно неплохо развиваться. Как показало время – я не ошибся.

– Какую продукцию производит «Нео-Пак»?

– У нас большой ассортимент: гибкая упаковка для пищевой и химической промышленности, молочная плёнка, курьерские и шопинг-пакеты. Практически в любом супермаркете можно найти продукты в нашей упаковке.

– Как выглядит цикл продаж в вашем бизнесе?

– «Нео-Пак» работает в сегменте B2B. Конкуренция в отрасли сейчас довольно высокая. На первый план выходят активные продажи. Как всё происходит: мы выходим на новую компанию (это, кстати, очень непросто, дойти до лица, принимающего решение), проводим презентацию, обсуждаем условия и цены. Затем производим пробную партию упаковки, потом уже промышленную. Процесс не быстрый из-за большого количества согласований, но если всё хорошо, с нами обычно сотрудничают долго.

– Расскажите про сам процесс производства продукта.

– Если описывать в целом, то происходит все так: из гранулированного полиэтилена на специальном оборудовании – экструдерах – выдувается плёнка, далее на неё наносится печать по макету от заказчика, затем проводится ламинация (соединение в одно целое из двух и более материалов при помощи клеевого состава. Необходимость проведения ламинации связана с тем, что добиться заданных свойств упаковкой в один слой в большинстве случаев невозможно – прим.). Далее всё это сушится, после чего пленка режется по нужным размерам и отправляется на склад готовой продукции.

– Есть ли на данный момент дефицит расходных материалов?

– Да, по нашему сегменту ощутимо ударил пятый пакет санкций: большая часть клея и красок, а также десятки наименований малотоннажной химии шли из Европы.

Поэтому в моменте возникла проблема замены необходимого сырья. Пришлось переходить на продукцию китайских, турецких, индийских производителей. Не скажу, что это было просто и легко, но справляемся. Мы придерживаемся принципа, что поставщиков сырья должно быть несколько. Если у одного случились перебои, то можно закупиться у другого. Это схема работает, но почему-то мало кто ей пользуется.

– Какие у «Нео-Пака» цели на 2023 год?

– Несмотря на все проблемы, я сторонник наличия у компании стратегических планов. У «Нео-Пак» приняты и уже вовсю реализуются планы на 2023. Мы также сформулировали для себя цели развития на три года. Даже если что-то поменяется, мы просто их скорректируем.

Сейчас мы непрерывно отслеживаем ситуацию, анализируем рынок, взвешиваем риски. В общем, подстраиваемся под текущие реалии. Да, ситуация нестабильная, и работать по-старому не получается, но мы справляемся, просто стало больше работы. Если говорить про текущий год, то наша цель – рост прибыли на 30%.

#кириешки, #нео_пак, #сибирский_берег, #упаковка

22
Начать дискуссию