Coursera (аналитический обзор: история, показатели, динамика развития) @ruchkov.alex

Компания «Coursera Inc» была открыта в 2011 году в США под наименованием «Dkandu Inc», и была переименована в «Coursera Inc» в 2012 году.

Сразу после запуска онлайн-платформы, «Coursera Inc» стала активно привлекать к сотрудничеству высшие учебные заведения, что способствовало популяризации и росту имиджевой составляющей платформы, а также увеличению клиентской базы. По итогам 2012 года партнерами «Coursera Inc» стали 33-и ВУЗа, включая Стэндфордский, Принстонский, Мичиганский и Пенсильванский, университеты, в 2013 году их было уже свыше 60-ти, а к 2021 году партнёрами компании стали уже прядка 240-ти учебных заведений, включая «Калифорнийский технологический институт», «Колумбийский университет», «Университет Джонса Хопкинса», «Эдинбургский университет», «Университет Торонто», Бизнес-школа «HEC Paris», а также ведущие российские организации высшего образования, включая «МГИМО», «ВШЭ», «МФТИ», «МИФИ», «СПбГУ», «НГУ», «ТГУ» и другие. По итогам 2021 года партнерами компании «Coursera Inc» выступали порядка 250 образовательных организаций, включая порядка 180 международных университетов, а на платформе было зарегистрировано порядка 92 млн обучающихся из 190 стран мира и порядка 3 тыс. корпоративных клиентов.

Количество обучающихся на платформе с 2017 по 2021 год выросло на 206%, с 30 млн чел. в 2017 году до 92 млн чел. в 2021 году. Более 80% обучающихся платформы, зарегистрированных за пределами США, принесли «Coursera» 51% выручки в 2021 году. В США услугами платформы по итогам 2021 года воспользовались 15 млн человек (16,3% от общего количества пользователей), такое же количество пользователей платформы из Латинской Америки. Второй после США, по количеству пользователей платформы «Coursera», страной является Индия (порядка 11 млн пользователей (12%).

В настоящее время на платформе «Coursera» представлен широкий ассортимент онлайн-курсов различной продолжительности, включая бесплатные курсы, программы микро-обучения для получения прикладных навыков, сертифицированные курсы для подтверждения квалификации и профессиональных компетенций, программы высшего образования с присвоением степеней бакалавра или магистра (#MIE , #iMSA , #iMBA ). Доступ в каталог курсов «Coursera» происходит с одобрения консультативного совета компании, состоящего из представителей организаций-партнеров.

Помимо онлайн-курсов официальных партнеров на платформе «Coursera» размещают курсы более 3.7 тысяч вузов и колледжей со всего мира, но эти курсы не отображаются в общем каталоге платформы, а видны только студентам данных образовательных организаций. По итогам 2021 года, по данным «Class Central», на платформе совокупно было размещено порядка 8,3 тыс. онлайн-курсов, 2,3 тыс. из которых относятся к управляемым проектам сети проектов «Coursera» (Coursera Project Network). Рост количества онлайн-курсов по сравнению с 2020 годом составил 50%, количество образовательных онлайн-программ «Управляемые проекты» выросло на 139% (существенный рост доли «С2С» сегмента).

Платформа «Coursera» сотрудничает с ведущими компаниями индекса «S&P 500» и «Nasdaq 100», по итогам 2020 года таких компаний насчитывалось более 60-ти. Среди партнеров платформы «Coursera»: «Google», «Microsoft», «Amazone», «IBM», «Meta» (Facebook), «Goldman Sachs», «MasterCard», «P&G», «L'Oréal», «Cisco», «PwC» и другие крупнейшие международные компании. Помимо этого, компания «Coursera Inc», в рамках программы «Coursera for Government», ведет активную политику по установлению партнерских взаимоотношений с международными государственными структурами, в том числе с ответственными за развитие, контроль и регулирование сферы труда и занятости населения, включая министерство труда США, совместная программа с которым, по данным из открытых источников, направлена на предоставление бесплатного доступа к образовательным программам профессиональной подготовки и переподготовки порядка 5-ти тысячам безработных. В настоящее время «Coursera Inc» сотрудничает с государственными структурами в США, Египте, Пакистане, Сингапуре, Малайзии, Казахстане и Монголии (70 стран, 325 учреждений, 1,1 млн обучающихся, по итогам 2020 года).

Компания «Coursera Inc» является одним из лидеров международного рынка онлайн-образования и одним из наиболее влиятельных потенциальных конкурентов в сегментах («MOOC» и «Marketplace») для действующих на данном рынке компаний и выходящих на рынок стартапов. Основными конкурентами «Coursera» являются платформы: «edX», «Udemy», «Udacity» и «LinkedIn Learning» в «потребительском» канале (D2C), «LinkedIn Learning», «Udemy» в «корпоративном» канале, а также онлайн-платформы высших учебных заведений, не являющихся партнерами «Coursera» в канале «высшего образования». В то же время, все перечисленные конкуренты, постепенно расширяя свою деятельность, представляют возрастающую конкурентную угрозу друг для друга не только в потребительском и корпоративном канале, но и в других каналах сбыта и извлечения прибыли, что приводит к исчезновению четких сегментационных различий в их деятельности.

В 2018 году компания «Coursera Inc» стала публичной, основными инвесторами выступили венчурные фонды «NEA», «Future Fund», «GSV Capital» и «Kleiner Perkins». В организации IPO приняли участие «Morgan Stanley», «Goldman Sachs», «Citigroup» и «UBS Investment Bank».

Выручка компании «Coursera Inc» в долл. США составила: 95,6 млн в 2017 году (при чистом убытке 53,3 млн долл. США), 141,8 в 2018 году (при чистом убытке 43,6 млн долл. США), 184,4 млн в 2019 году (при чистом убытке 46,7 млн долл. США), 293,5 млн в 2020 году (при чистом убытке 66,8 млн долл. США), и 415 млн в 2021 году (при чистом убытке 145,2 млн долл. США).

«Coursera: выручка, пользователи (2013-2021)» <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fruchkov.alex&postId=466819" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">@ruchkov.alex</a> 
«Coursera: выручка, пользователи (2013-2021)» @ruchkov.alex 

Дополнительным важным и позитивным фактором является рост валовой прибыли «Coursera» на 163% в течение двух лет, с 94,8 млн долл. США в 2019 году до 154,7 млн долл. США в 2020 году (+63%) и 249,5 млн долл. США в 2021 году (+61%).

На текущий момент времени общая структура доходов платформы «Coursera», по итогам 2020 года, состоит из трех каналов извлечения прибыли, включая «Потребительский» (свыше 65% от общего объема выручки), «Корпоративный» (свыше 24% от общего объема выручки) и канал «Высшего образования» (свыше 10% от общего объема выручки).

Свыше 65% выручки «Coursera» приносят курсы микро-обучения и сертифицированные квалификационные курсы, которые самостоятельно приобретают конечные потребители (частные физические лица). Вознаграждение производителя контента составляет от 25% до 45% от стоимости реализуемого образовательного продукта. Валовая маржа данного канала продаж составляет не менее 55%. В период с 2017 по 2020 год выручка этого канала выросла на 125%, с 85,6 млн долл. США в 2017 году до 192,9 млн долл. США в 2020 году. При этом доля канала «Потребительский» в общем объеме выручки сокращалась с 2017 по 2019 год с 89% до текущих значений.

Свыше 20% выручки «Coursera» приходится на корпоративный сектор курсов переподготовки и повышения квалификации сотрудников, где заказчиками выступают частный бизнес и государственные организации. Доступ корпоративных заказчиков к образовательным курсам производится на основании подписки. Вознаграждение производителю контента составляет 31% от стоимости подписки каждого обучающегося. В период с 2017 по 2020 год выручка этого канала выросла на 854%, с 7,4 млн долл. США в 2017 году до 70,8 млн долл. США в 2020 году. При этом доля канала «Корпоративный» в общем объеме выручки увеличивалась с 2017 по 2019 год с 8% до 26%.

Свыше 10% выручки генерирует сектор программ полноценного высшего образования, сопровождаемых выдачей диплома. Все затраты на производство контента, привлечение потенциальных обучающихся и оплату услуг платформы несут производители контента. Платформа «Coursera» получает процент от стоимости курса обучения каждого учащегося. Стоимость получения степени бакалавра или магистра на основании успешного прохождения образовательной онлайн-программы на платформе «Coursera» составляет от 9 до 45 тыс. долл. США (существенно ниже стоимости очного офлайн-обучения в вузе при полной идентичности дипломов). В период с 2017 по 2020 год выручка этого канала выросла на 1073%, с 2,5 млн долл. США в 2017 году до 29,8 млн долл. США в 2020 году. При этом доля канала «Высшее образование» в общем объеме выручки увеличилась с 2017 по 2020 год с 3% до 10%.

Пользуясь результатами интенсивного роста и стремительного расширения ассортимента реализуемых онлайн-курсов, количества организаций партнеров и клиентской базы, «Coursera» пытается минимизировать затратную часть, связанную с разработкой и сопровождением курсов, включая общие административные расходы, продолжая акцентировать внимание на реализации высококачественных образовательных продуктов и на развитии наиболее маржинальных каналов корпоративного и высшего образования, в которых, наряду с меньшей конкуренцией, «Coursera» пользуется уже зарекомендованной экспертизой и поддержкой ведущих мировых университетов и корпоративных партнеров.

В тоже время, в 2020 году (после покупки компании «Rhyme» в 2019 году), «Coursera» впервые предоставила возможность отдельным физическим лицам и «экспертам» (в предметной области), создавать собственные коммерческие образовательные онлайн-курсы, назвав этот канал «Управляемые проекты». По итогам 2021 года в сети проектов «Coursera» было размещено уже свыше тысячи частных образовательных программ микрообучения (управляемых проектов), а общее количество зарегистрировавших управляемые проекты (подавших заявку) составило порядка 2,5 млн пользователей. Таким образом платформа «Coursera» расширила сферу деятельности за счет входа в отраслевую нишу «C2C» сегмента бизнеса. Конкуренция между «Coursera» и «Udemy» в 2020 году существенно усилилась.

Компания «Coursera Inc» также продолжает ежегодно наращивать маркетинговый бюджет с целью расширения охвата и сохранения ранее достигнутых рыночных позиций. По информации из открытых источников, в 2020 году «Coursera» инвестировала в маркетинг 107 млн долларов США, что почти вдвое больше, чем годом ранее, и продолжает тратить на стимулирование продаж свыше 35% выручки.

Маркетинговая стратегия компании «Coursera Inc» направлена на расширение информационного охвата и повышение узнаваемости бренда, поддержание и увеличение объема целевого трафика, увеличение количества зарегистрировавшихся пользователей и вовлечение их в образовательный цикл за счет использования открытых онлайн-курсов, повышения конверсии и вовлеченности существующей клиентской базы в повторные и дополнительные покупки с целью улучшения показателей ARPU, Lifetime, LTV (суммы среднего чека, длительности образовательного цикла, общей суммы дохода с одного пользователя за весь период образовательного цикла) и, соответственно, общей экономической эффективности. По данным из открытых источников более 50% выручки платформы в 2020 году пришлось на долю пользователей платформы, зарегистрированных до 31 декабря 2019, а порядка 50% дипломированных выпускников онлайн-программ высшего образования были ранее зарегистрированы на программы бесплатного микрообучения и дополнительного профессионального образования «MOOC».

Изучение, адаптация и применение маркетинговой стратегии и технологических инициатив лидера мирового рынка онлайн-образования платформы «Coursera», могут быть полезны существующим EdTech-компаниям и стартапам, вне зависимости от их национальных особенностей и регионов присутствия.

Уход компании «Coursera Inc» с российского рынка, создает дополнительные возможности для существующих российских EdTech-компаний и стартапов.

Несмотря на то, что выводы любого аналитического исследования отчасти субъективны, из любой информации можно извлечь пользу, чего я Вам и желаю.

Алексей Ручков @ruchkov.alex
Алексей Ручков / цифровизация и цифровая трансформация <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fruchkov.alex&postId=466819" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">@ruchkov.alex</a> - <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fruchkov.alex%3Fw%3Dwall-212517033_12&postId=466819" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">менеджмент</a>, <a href="https://vc.ru/u/1233120-aleksey-ruchkov/452620-marketing-i-marketingovaya-strategiya-ot-shamanov-i-idey-do-biznesmenov-i-vozhdey" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">маркетинг</a>, <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fruchkov.alex%3Fw%3Dwall-212517033_14&postId=466819" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">цифровая экономика</a> ... 
Алексей Ручков / цифровизация и цифровая трансформация @ruchkov.alex - менеджмент, маркетинг, цифровая экономика ... 
33
Начать дискуссию