Разговор двух линий: арт-терапевтическая практика разрешения конфликтов

Арт-терапевтическое осмысление и разрешение конфликта в методике «Разговор двух линий».

Разговор двух линий: арт-терапевтическая практика разрешения конфликтов

Упражнение было предложено в качестве учебного на курсе «Применение арт-терапевтических методик в социально-психологическом тренинге»

Мой анализ работы для наглядности. Если хотите, можете повторить сами!

* если есть вопросы, напишите мне комментарий или письмо, я отвечу.

* упражнение выполнено мной. Первое правило – никогда не показывать работы без разрешения автора.

Выбираем 2 цвета - «свой» и «оппонента». Мой цвет – синий, второй цвет – малиновый. Использованы масляные мелки, они оставляют приятную жирную линию с «живыми» неровностями и шероховатостями. Можно использовать фломастеры, маркеры, карандаши, гелевые ручки, пастель.

Лист номер 1: в ведущую руку (у меня – правая) берется свой цвет, а в другую руку – цвет оппонента. Нужно представить конфликт и нарисовать обеими руками одновременно линии, которые будут его отражать.

Лист номер 2: теперь в ведущую руку (у меня по-прежнему правая) нужно взять цвет оппонента, а свой цвет взять во вторую руку. Также фокусируемся на конфликте и рисуем «диалог сторон».

Рассмотрим рисунки. Какие ощущения вызывают рисунки, если на них внимательно смотреть? Как ведет себя каждая из «сторон конфликта»? Какие были ощущения, когда их рисовали? Что интересного Вы заметили на этих рисунках? Что неожиданного? Приятно ли Вам смотреть на них? Приятно ли Вам смотреть на свою линию?

Этап 3: из пластилина или глины слепить итог конфликта, исход ситуации.

Этап 4: опишите процесс и получившийся результат (на листе бумаги, можно напечатать, можно написать мне письмо на iuliia.nikolaeva@gmail.com). Цель этапа в том, чтобы, пока Вы ищете слова и описываете процесс, Ваш мозг соединял сознательное (описание процесса, осмысление) и бессознательное (чувства и эмоции, испытанные и непроявленные ранее).

Этап 5: еще раз посмотрите на результат ( то есть на скульптуру) и измените ее, как Вам хочется. Вашей волей Вы решаете, чем закончится конфликт!

Добейтесь удовлетворения, чтобы результат конфликта Вам понравился.

Рассмотрите скульптуру: Что она показывает? Что она означает? Что она «излучает»? Чем в реальности закончится конфликт, чтобы его символическое изображение выглядело так? В чем удовлетворение от результата?

В арт-терапии часто эффект (а также инсайт и аффект) отложенный, поэтому если сразу не возникло никаких ощущений/облегчения, это не страшно. Можете написать мне об этом комментарий или письмо.

А сейчас давайте посмотрим, что получилось у меня:

Синий мелок - я, малиновый - моя мама. Выраженного конфликта у нас с ней нет, есть мой внутренний, связанный с тяжелым процессом сепарации.

Первые ощущения от практики - листа А4 мало, и линии рисуются так быстро, что я не успела насладиться процессом конфликта, он не раскрылся в рисунке.

Я бы предпочла большой ватман на полу или столе, и краски - большие кисти, чтобы весь накал эмоций, многолетние внутренние протесты могли найти выход.

Рисунок показался мне сухим остатком, как скучный анализ вместо яркой истории.

Я увидела стремление к симметрии, подражанию, картинка выглядит так, как будто мы с мамой 2 половинки одного целого, что в моем случае, меня расстроило - я в который раз наглядно продемонстрировала глубинное нежелание отделяться от матери. Однако, центральный верхний треугольник, который «давит» на ситуацию (и даже ее вызывает, по-моему) - это все-таки я, так что интенция к отделению у меня есть. Также в рисунке 1 я вижу, что «синий» (то есть я) значительно усложнен линиями внутри.

Рисунок номер два меня огорчил еще больше: малиновый мелок «оппонент» побеждает, мой мелок показывает неуверенность и слабый нажим. Из позитивных наблюдений я бы сказала, что у «синего» (то есть у меня) получилась фигура идущего человека с поднятой головой на одной высоте с мамой (стремление к симметрии и подражанию заметно и здесь), но у меня заметны большие «руки», охватывающие снизу и сверху «малинового».

Я вижу в обоих рисунках себя инициатором конфликта (я же хочу отделения, а не она) и попытку отстроить границы ( на обоих рисунках, особенно на втором «малиновый» не проникает в основного «синего», поэтому я бы сказала, что процесс успешной сепарации идет полным ходом).

В скульптуре я гораздо больше использовала сознательное усилие - то есть воплощала не столько реальную ситуацию, сколько желаемую.

Синяя Я на скульптуре выше и шире, как красивое сложное изогнутое дерево.

В процессе лепки оказалось, что оно неустойчивое, и мне хотелось сделать второго опорой, но я воспротивилась этому желанию и взяла «мостик» - дополнительный кусок пластилина похожего цвета, так как нигде не было сказано, что объекты должны быть сделаны из равного кол-ва материала.

Я подумала в процессе лепки, что моя опора - мои друзья, и что они как раз и есть мостик, через который я бы хотела взаимодействовать с мамой.

«Малиновый второй» - тоже сложный изогнутый, намного меньше и похож на «вопрошающую раковину» или «удивляющуюся».

Затем мне все-таки захотелось убрать «подпорку» и найти точку опоры в самой себе. Это было долго и трудно, опора никак не хотела находиться (процесс поиска меня тоже позабавил), и в процессе форма изменилась, стала более увесистой.ю «приземленной», отвернувшейся от «малиновой» матери, но в какой-то момент опора на саму себя получилась, и я почувствовала триумф.

Я напоминаю себе «морского конька, весело летящего вперед на скейте(сапе)», а «малиновый» похож на старую замшелую гусеницу, не поспевающую за мной.

Разговор двух линий: арт-терапевтическая практика разрешения конфликтов
Начать дискуссию