{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Почему обязательно надо отвечать на претензию по госконтракту?

С 01.07.2022 в Закон № 44-ФЗ внесены изменения. Теперь госзаказчики размещают претензии по контракту в ЕИС. Это означает, что реагировать на претензии придется быстрее. А надо ли на них реагировать?

Что говорит закон?

Часть 5 статьи 4 АПК РФ устанавливает, что до обращения в суд в отдельных случаях нужно направлять претензии. В данной статье перечислены следующие споры: взыскание денежного долга; возврат неосновательного обогащения. Другие споры, по которым обязательно нужно соблюдать претензионный порядок перечислены в федеральных законах. Также досудебный порядок обязателен, если предприниматели предусмотрели его в своем договоре.

Обратите внимание, что с 01 июля 2022 года ждать бумажные претензии не стоит. Статья 94 Закона №44-ФЗ дополнена новой частью 16. Теперь заказчики должны направлять электронные уведомления в связи с нарушением госконтракта через ЕИС.

Закон № 360-ФЗ
Так выглядит новая норма

Чтобы нам было легче ориентироваться во всей массе законов и не искать, предусмотрен ли досудебный порядок по тому или иному спору, Пленум Верховного суда РФ сделал эту работу за нас (пункт 3 постановления № 18 от 22.06.2021). Применительно к госконтрактам там указаны следующие споры с обязательным претензионным этапом:

- об изменении и о расторжении договора (пункт 2 статьи 452 ГК РФ)

- о заключении государственного или муниципального контракта (пункт 3 статьи 528, пункт 4 статьи 529 ГК РФ)

- о заключении договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 529 ГК РФ)

Если в перечисленных ситуациях претензия не направлена, то иск возвращают (пункт 5 части 1 ст.129 АПК РФ), а если иск уже приняли к производству – то оставляют без рассмотрения (пункт 2 части 1 ст. 148 АПК РФ).

Также статье 4 АПК РФ установлен срок претензионного порядка – 30 календарных дней с момента направления (а не получения) претензии. Этот срок применяется, если иной срок не предусмотрен контрактом или другим законом. Только по истечении срока претензионного порядка можно обратиться в суд.

Зачем отвечать на претензию?

Это логичный вопрос, так как закон не обязывает никого отвечать на претензии. Поэтому приведем пару примеров, которые показывают, что отвечать на претензии заставляет жизнь. Примеры – свежая судебная практика.

Если заказчик не передает документацию. В деле № А56-151345/2018 суды разбирались, кто виноват в срыве сроков контракта на разработку проектной документации. Благодаря тому, что подрядчик неоднократно письменно сообщал о необходимости передачи документации в полном объеме, суды пришли к выводу: виноват заказчик, так как не передал документы. В результате суды признали незаконным решение заказчика об одностороннем отказе от контракта. Самое интересное, что впоследствии подрядчику удалось взыскать в Верховном суде убытки с заказчика более 16 млн. Верховный суд в качестве убытков расценил произведенную оплату банковской гарантии на 15 млн рублей, так как из-за незаконного отказа заказчика от контракта у подрядчика нет возможности оплатить банковскую гарантию за счет цены контракта, а брал он ее именно для этого (определение ВС РФ от 07.07.2022 по делу № А56-39195/2020).

Если заказчик говорит о недостатках товаров. В деле № А74-11818/2020 поставщик отправил заказчику медицинскую мебель, но тот сослался на ее дефекты. Поставщик заменил мебель, которая, действительно, была с недостатками, а необоснованные претензии отклонил. Заказчика это не устроило, и он обратился в суд с требованием о расторжении контракта и взыскании неустойки. Но арбитраж отклонил его иск, указав: по закону №44-ФЗ недостатки, которые не признаются поставщиком, должны подтверждаться экспертизой. А в данном случае заказчик не потрудился ее провести.

Механизм отмены решения заказчика об одностороннем отказе от договора

Этот механизм можно запустить с помощью ответа на претензию в соответствии с частями 13 и 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

В случае недостатков товаров/работ/услуг заказчик может в одностороннем порядке отказаться от госконтракта. О своем отказе он обязан уведомить подрядчика. Решение заказчика об отказе от контракта вступает в силу через 10 дней после уведомления подрядчика. Этими десятью днями подрядчик может воспользоваться, чтобы устранить все претензии заказчика.

Не забудьте, что с 01.07.2022 все уведомления по электронным закупкам направляются также в электронном виде. Поэтому 10 дней надо отсчитывать от размещения уведомления в ЕИС.

Закон № 360-ФЗ

Получив уведомление об отказе, направьте заказчику ответ на претензию с указанием, что через 10 дней все заявленные недостатки будут устранены.

Как только устраните недостатки, сразу сообщите об этом заказчику.

Заказчик будет обязан отменить свое решение об отказе от контракта.

Помните, что таким механизмом можно воспользоваться только один раз в ходе исполнения контракта.

Что ждет компанию, которая игнорирует претензии госзаказчика?

Во-первых, это суд с заказчиком. При этом, требования будут не об устранении недостатков, а о расторжении договора в связи с существенными нарушениями.

Если суд удовлетворит иск и расторгнет контракт, то подрядчик не дополучит деньги за частично выполненные работы.

Например, в деле № А50-7761/2021 Уральская кассация отказалась взыскивать в пользу подрядчика деньги за выполненные этапы подготовки проектной документации, так как отдельные разделы не имеют для госзаказчика потребительской ценности:

В Перми подрядчик получил за свои работы 1 млн рублей вместо запрашиваемых 152 млн

Во-вторых, закон № 44-ФЗ обязывает заказчика в течение двух рабочих дней направить в ФАС заявление о включении подрядчика в Реестр недобросовестных поставщиков. Если антимонопольщики включают подрядчика в этот реестр, то в течение 2 лет с ним не будут заключать новые контракты.

Возможно, Вас удивил предыдущий абзац. Но он сформулирован с учетом изменений, вступивших в силу совсем недавно. На сайте Комитета Ставропольского края по госзакупкам мы обнаружили полезную таблицу, где собраны последние изменения по закону № 44-ФЗ:

На сайте Ставропольского комитета по госзакупкам систематизированы и другие изменения

Выводы

Чтобы сохранить свое право на участие в гос.закупках, внимательно прорабатывайте претензии заказчика. Возможно, пререкания заказчика обоснованные и их не трудно устранить. Если же претензии не справедливы, мотивированно раскройте это в своем ответе. Это поспособствует тому, чтобы заказчик не затевал заведомо убыточный для себя процесс.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда