Гостиница "Московская"

В рамках проекта «Во имя будущего» мы продолжаем знакомить вас с наиболее интересными и удивительными памятниками южной столицы. Проходя по Садовой, невозможно не заметить четырехэтажное здание с большой надписью «Гостиница Московская» на фасаде.

Давным-давно, еще в конце XVII века, армянский купец Масес Бабаджанян в Калькутте завещал внушительную часть своего состояния Нахичевани-на-Дону на благотворительные цели. Жителям Нахичевани сообщили о щедром подарке их соотечественника, но получить завещанные деньги они смогли только через долгих восемьдесят лет. Дело в том, что тогда вся экономическая система Индии находилась под контролем английского правительства, у которого на тот период времени обстояли весьма сложные дела с Россией и которое не стремилось расставаться с деньгами купца.

В 60-х годах XIX века в московском журнале «Северное сияние» нахичеванец Микаэл Налбандян опубликовал статью, в которой воззвал к мнению общественности, призывая вернуть то, что по праву принадлежало нахичеванцам. И это был только первый шаг. Подав на английский банк в суд, Налбандян выиграл дело.

Нахичеванское церковное попечительство о бедных армянах решило потратить деньги на строительство гостиницы в центре Ростова,а доход от нее, следуя завещанию Масеса Бабаджаняна, использовать на благотворительность. Стоит отдать должное «расторопности» чиновников, на которых лежала ответственность согласования всех вопросов, касающихся постройки здания: после благоприятного решения суда го возвращении денег нахичеванцам, к работам приступили ровно через 30 лет! При этом на само строительство ушло всего 3 года...

Новая гостиница в четыре этажа стала одной из самых крупных и респектакбельных в старом Ростове. Возведенная по проекту архитектора А.Н. Померанцева при участии городского архитектора Н.Н. Дурбаха, она сочетала в себе весь арсенал приемов, присущих классическому направлению в эклектике - руст первых этажей, развитые карнизы, множество пилястр. Впрочем, открыв свои двери в 1896 году, гостиница поразила не только архитектурными изысками, но и весьма удобными техническими новинками. Она была оснащена ванными и водяным отоплением, а также подъемными машинами, которые меньше, чем за минуту могли поднять постояльцев на нужный этаж.

Все эти удоства были включены в стоимость номеров: от рубля за сутки. Французский ресторанчик, расположенный на огромном выносном балконе над центральным входом, славился отменной кухней и пользовался вниманием не только гостей города. 60 номеров гостиницы занимали два верхних этажа здания, а два нижних были арендованы греком Харлампием Владосом, ежегодно платившим в нахичеванскую казну по 34 тысячи рублей. В свою очередь, он сдавал помещения в аренду музыкальному магазину Бродского и Гершковича, магазину-кофейне Д. Филиппова, банкирскому дому «Чахиров и Ко», магазину швейных машин фирмы «Зингер».

В 1920-е годы гостиница была национализирована, но при этом не утратила своего назначения. Гораздо более существенный урон она понесла во время Великой Отечественной войны - уцелел лишь фасад. Однако терять такое здание администрации города совсем не хотелось - в начале 50-х годов при реконструкции практически вся гостиница была перестроена. Выносной балкон на литых чугунных столбах разобрали, выполнили перепланировку номеров и вестибюлей. Кроме того, ростовские архитекторы увеличили объем здания, пристроив к нему 4-этажные корпусы.

Сегодня о том, что здание на Садовой, 62 когда-то было гостиницей, напоминает лишь вывеска на фасаде. Гостиница «Московская» больше не приглашает гостей города отдохнуть в ее просторных номерах, давно став офисным помещением, находящимся в стадии реставрации. Тем не менее, бывшая гостиница не утратила своей значимости как памятник архитектуры XIX столетия, как здание, которое формирует облик одной из главных улиц Ростова. Облик неповторимый именно в силу того, что великие зодчие, проектируя то, что сегодня мы называем шедеврами, обладали особенным даром: отражать в камне свою душу, которая, как известно, уникальна.

Гостиница "Московская"
Гостиница "Московская"
22
Начать дискуссию