Хьюстон, у нас некачественный специалист! Нужно ли бороться с недомаркетологами?

Мнение владельца агентства ARBUZ Никиты Золотова.

Хьюстон, у нас некачественный специалист! Нужно ли бороться с недомаркетологами?

Привет! На связи Никита - руководитель маркетингового агентства ARBUZ.Мы делаем маркетинг и делаем его хорошо. Есть кейсы, но сегодня не об этом. Сегодня о том, что делать свою работу нам, порой мешает человеческий фактор. Нет, я не о своих сотрудниках, я о тех, кому до них далеко.

Поговорим о выпускниках курсов-однодневок. Рынок перенасыщен маркетологами, тагетологами, smm-щиками и прочими. Проблема не нова, коллеги говорят о ней постоянно, но от этого она не становится меньше. Более того - последние два года и тренд на удаленку привели к тому, что диджитал-профессиям обучают те, кто сам-то ещё в них толком не разобрался. В чем боль и мой вариант, что с этим делать - сейчас поделюсь.

Их много и они окружают…

Кончено, я не могу точно сказать насколько больше на рынке стало некачественных спецов - статистику не веду. Но по ощущениям…очень. Например, публикуем мы вакансию маркетолога или таргетолога. Получаем шестьсот - восемьсот откликов. Из них около двух третей - те, кто совсем не подходят. Это молодые и неопытные специалисты, либо откликающиеся с непониманием функционала вакансии, либо те, кто - “а вдруг получится” - решили попробовать модную профессию. Из оставшихся, примерно 20% на адекватный диалог способна где-то половина. Так и остается из шести сотен откликов пять - десять вменяемых кандидатов. А времени, потраченного на то, чтобы их найти - на целый проект. Это, кстати, не единственный минус…

А в чем, собственно, проблема?

С последствиями работы с низкокачественными специалистами мы сталкиваемся практически на каждом втором проекте, где уже был подрядчик. Смотрим статистику и по нашей “арбузной” шкале всё настроено на 3 из 10. Слив бюджета, нет системности, нет работы с сайтом, оптимизации там, где она возможна, качественный копирайтинг…Короче, грустно.

Непрофессиональные диджитал-специалисты считают, что маркетинг - “непыльная работа” простая и легкая. Они ожидают больших денег, а делать ничего не хотят. И часто (между нами) их этому учат как раз на курсах-однодневках.Но даже при этом они стоят всё равно меньше, чем услуги агентства. Демпинг - их главное оружие конкуренции.Да, конечно, они наши конкуренты. Проблема незрелого бизнеса - он не умеет отличать маркетологов “хорошего” и “плохого” и тут решающий фактор - самопрезентация. А первое, чему учат на этих курсах - как раз презентаци себя любимого.

Логично, что результат работы с таким аутсорсным маркетингом клиента не устраивает и он становится всё более настороженным.

Как определить кто перед тобой?

Мы стараемся помогать бизнесу разобраться в маркетинге и его преимуществах. Это важно для нас как для агентства, ведь чем больше клиент понимает как строятся процессы, тем прозрачнее и экологичнее наши взаимоотношения.Потому для предпринимателей у нас есть небольшой чек-лист на что нужно обратить внимание при найме сотрудника:

- смотрите на кейсы и насколько подробно они проработаны, важно понять как мыслит человек, какой у него опыт. Пусть это опыт из другой сферы, отличной от вашей, главное - как он разбирается в маркетинговых инструментах.- смотрите что он предлагает. У хорошего специалиста к собеседованию обычно есть пара предложений как оптимизировать и улучшить ваши процессы.

- пользуйтесь услугами подбора маркетолога. Будем честными, не у всех предпринимателей есть глубокое понимание какими скиллами должен обладать диджитал-специалист. Чтобы не потерять деньги и время зря, наймите профессионального рекрутера или консультирующего маркетолога. Мы в ARBUZ, кстати, с радостью поможем бизнесу найти и прособеседовать специалиста.

Обычно на собеседованиях я задаю самый простой вопрос: “Что такое маркетинг, чем он полезен бизнесу?”. Конечно, нет правильного ответа. Но меня устраивает ответ “маркетинг помогает бизнесу заработать”. Если человек так мыслит - хорошо. Неважно какой у него скилл, всему можно научить. Главное - основное понимание.

Как бороться?

Бороться бесполезно.

Это главное, что нужно знать. Тратить на это время и силы…Я за созидательность. И потому мне кажется, что лучший вариант - доучить специалистов, ведь плохой специалист - не плохой человек. Если у него есть желание развиваться, то дать ему все необходимые знания и инструменты и показать путь - дело несложное.Конечно, речь именно о работе в агентстве, где есть коллеги, которые понимают в его работе. Амбициозно, но я вижу в этом даже какой-то свой долг перед рынком - повышать уровень специалистов.

Второе, что поможет - полная прозрачность в отношениях с клиентом. Если у заказчика уже была проблема с аутсорсной диджитал-командой или одним специалистом, то уровень доверия, конечно, очень низок. Потому мы, например, стараемся показать бизнесу не только недочеты, которые сделали наши предшественники, но и то, как должно быть - регулярные отчеты, постоянная обратная связь. Это про доверие и, в каком-то смысле, тоже про обучение. Как я и говорил, так мы учим клиентов маркетингу. Так ARBUZ делает свой вклад в повышение уровня маркетинговых услуг на рынке.

22
Начать дискуссию