С чего начать написание курсовой работы

Курсовая работа – большой научный труд. Отметки за нее окажутся в итоговой ведомости, прилагаемой к диплому. Обидным будет получить низкую оценку за работу, которую даже слабый студент может подготовить на «отлично». Если, конечно, правильно подойдет к ее написанию.

С чего начать написание курсовой работы

Выбор преподавателя

Научный руководитель не всегда дается студенту автоматически, зачастую сам учащийся имеет право выбора. Если это будет преподаватель, с которым у студента сложились хорошие отношения, или стиль преподавания которого ему нравится, прекрасно. Чем лучше налажен контакт между студентом и его руководителем, тем успешнее пойдет работа.

С чего начать написание курсовой работы

Определение темы курсовой работы

Этому моменту нужно уделить больше внимания – не спешить соглашаться на ту или иную тему, подумать. Если есть время, взять его и присмотреться к разным темам. Поискать источники по ним, увидеть, много ли их, авторитетны ли они. Безусловно, сама тема должна быть близка студенту, интересна, перспективна.

Часто учащиеся глядят вперед, понимая, что в последующем тема курсовой может развиться в тему дипломной работы. Такая преемственность приветствуется, это содействует более глубокому учебному труду.

С чего начать написание курсовой работы

Составление плана

Их должно быть два: первый – тезисный, второй – подробный. Тезисный план определяет структуру курсовой, охватывает основные моменты, которые там будут. Это канва будущей работы. Его нужно показать руководителю, и только после согласования приступать к подробному плану.

Как составить подробный план курсовой работы:

  • каждый параграф описывать одним абзацем – про что и как рассказывать, какие методы использовать, на что ссылаться и т.д.;
  • не уделять внимание деталям – если они важны, выписывать эти мысли/идеи отдельно, и вернуться к ним уже во время написания;
  • придерживаться структуры – тогда в плане будет логика, и сама работа пишется легче.
Подробный план также нужно показать руководителю курсовой работы. На замечания и критику нужно реагировать как на помощь, учитывать рекомендации, прислушиваться к ним.
С чего начать написание курсовой работы

Сбор материалов

Этот этап один из самых ответственных. Ограничиться серфингом в интернете не получится, нужно идти в библиотеку или даже в архивы.

Как правильно собирать материалы для курсовой – 7 советов:

  1. Основных источника должно быть минимум 4. Это то, на что опирается работа, главные монографии или научные труды. Они должны быть авторитетными и полными.
  2. Вспомогательных источников могут быть десятки. Это те труды, из которых чаще просто берутся цитаты или просто мысли.
  3. В интернете искать, прежде всего, нужно не статьи или материалы копирайтеров, а оригиналы. Монографии, учебники, оцифрованные диссертации, переводы. Не все они в бесплатном доступе, но даже среди платных трудов есть доступные и очень ценные для конкретной работы.
  4. Собирать источники проще в отдельную папку: можно скачивать, копировать, сохранять ссылки. В тексте источника можно пользоваться цифровыми выделителями, чтобы не упустить никакую мысль.
  5. Если все цитировать, процент уникальности курсовой работы будет низкой. Потому многие аспекты, фрагменты придется пересказывать. Важно сразу пробовать делать это: учиться не искажать суть, подмечать основное, устранять лишние детали.
  6. Собирать только актуальные источники. Для курсовой работы ценна литература последних 3 лет, даже труды пятилетней давности уже становятся менее значимы. Исключение – труды, которые можно считать классикой или которые являются предметом исследования.
  7. В бумажных книгах пользоваться закладками. На закладке тезисно помечать, о чем здесь говорится, для какой части курсовой это важно, какова главная мысль и т.д.

Не нужно лениться идти в читальный зал или архив: оцифровано далеко не все, и ценные материалы могут быть только в бумажном виде. Также не лишним будет опереться и на научные работы своих преподавателей, если таковые есть и подходят.

С чего начать написание курсовой работы

Принцип написания

Главная ошибка многих студентов – делать не единый, однородный текст, а ассорти из разных источников. Можно взять самую подходящую книгу (учебник, диссертацию), но неграмотно распорядиться материалом.

Составляя текст, нужно:

  • Делать логические переходы. Резкости быть не должно, фразы: «эта мысль поддерживается в работе…» и «подтверждение тому встречается в…», «отмечено это и у…» делают текст более читаемым и логичным.
  • Избегать противоречия. Если тема рассматривается с разных точек зрения, читатель должен это понимать. Автор структурирует текст так, чтобы было понятно: сначала рассматривается одна точка зрения, потом другая. Нагромождение противоречивого текста лишает работу убедительности.
  • Не злоупотреблять терминологией. Научный текст обязательно содержит термины, так и должно быть. Но если их слишком много, его сложно читать. С учетом того, что курсовой проект пишет студент, перенасыщение работы терминологией выглядит еще более сомнительно.
  • Делать промежуточные выводы, резюмировать. Так текст не будет обрываться, важные места не потеряют акцентов и будут выражены более явно.
  • Придерживаться научного стиля. Курсовая работа не должна напоминать художественный текст или публицистику. Научный стиль должен просматриваться от начала и до конца, с присущей ему строгостью, четкостью, логикой.

Если студент пишет курсовой проект впервые, он может плохо представлять, как выглядит такая работа. Потому ему важна начитанность: можно попросить у своего научного руководителя примеры хороших курсовых, и как минимум их полистать.

Практическая часть

Обычно курсовая работа связана с результатами практики, через которые также раскрывается тема. Определить, где будет пройдена практика, и в чем она будет заключаться, также нужно в самом начале работы над курсовой. Этот момент тоже согласовывается с научным руководителем.

Пошаговый план, дисциплина и добросовестное отношение даже к рутинным моментам в написании курсовой работы – залог успеха. С таким подходом можно практически гарантировать себе качественный учебный труд, который будет высоко оценен.
Начать дискуссию