15 советов как стать успешным репетитором
Современный ритм жизни требует от студента совмещения работы с учёбой. А кем учащемуся можно подработать, чтобы на хватало времени и на посещение занятий, и на подготовку домашних заданий, и на саму работу? Вариантов тут несколько – промоутер, пиарщик, дворник или уборщица, продавец на неполный рабочий день и так далее. А самый, пожалуй, интересный во всех смыслах вариант – это податься в репетиторы.
Как мотивировать ученика на работу
- Первое, что вам необходимо сделать, — это оценить текущие знания ученика, а также выяснить его потребности. Это важно, потому что так вы будете хотя бы примерно знать, что с ним дальше делать, и сможете для себя выстроить программу дальнейших занятий. Сначала с ребенком нужно поговорить – пусть сам расскажет, что ему дается легко, а с чем испытывает трудности.
Дальше можно дать либо диктант, либо тест, либо легкую контрольную работу, соответствующую примерно его уровню знаний. Не забудьте похвалить ученика за правильно выполненные задачи и укажите, где он ошибся, при этом не ругая ребенка.
- Можете вместе с учеником поставить цели – краткосрочные и долгосрочные – и записать их на бумаге. Это полезно, потому что учащийся будет видеть наглядно свой прогресс, а значит – будет более мотивирован на работу с Вами.
- Обязательно отслеживайте прогресс ученика и с радостью сообщайте школьнику о его достижениях. Лучше всего записывать результаты вашей совместной деятельности в таблицу, в которой могут быть такие графы, как оценка за тесты, отметка за домашнюю работу, ваша оценка стараний ученика и так далее.
Алгоритм проведения занятия
- Начинать надо с проверки домашнего задания и повторения пройденного. Причем я бы сначала выяснила у ребенка, найдя ошибку, почему он написал так, а не иначе, и только потом бы объясняла, что не так. Не менее важно спрашивать и теоретический материал, особенно в среднем и младшем звене. Если у ученика есть вопросы по пройденному материалу или по домашней работе – дайте ему возможность все выяснить прежде, чем сами начнете проверку.
- Если у ученика есть вопросы по текущей школьной работе по вашему предмету – обязательно разберите с ним тему, проверьте сочинение или эссе, подготовьтесь к контрольной работе или к изложению. И лучше, чтобы вы о значимой для учащегося работе знали чуть заранее, хотя бы за пару дней до занятий. Так вам самим будет легче подготовиться. Если учитель дает вопросы и указания к экзаменам, направьте содержание своих занятий на темы, которые войдут в экзамен.
- Потом переходите к объяснению нового материала. Идеальный вариант: один урок – одна тема. Если тема большая, разбейте ее на несколько уроков. Однако весь теоретический материал сразу не стоит выдавать – в нем просто-напросто можно запутаться. Лучше будет чередовать объяснение теории и практические задания.
- Не забудьте озвучить цель каждого занятия. Например: Сегодня мы будет работать над организацией эссе. Мы просто возьмем идеи, которые у тебя уже есть, и расположим их в наилучшем порядке, чтобы получился подробный план.
- Ни в коем случае не забывайте принцип: от простого к сложному. И еще об одном принципе нужно всегда помнить – о принципе непрерывного повторения. Подробнее о них можно почитать в сети интернет. Также не нужно слишком высоко ставить планку и ожидать от ученика чего-то сверхкрутого. Все хорошо в меру.
- Если чувствуете, что ребенок устал, — делайте перерыв. Минут на пять. В это время можно предложить ученику чаю, поговорить с ним на отвлеченные темы или сделать мини-зарядку.
- Заканчивать каждое занятие нужно так, чтобы ученик с нетерпением ждал следующего и тщательно к нему готовился. А для этого необходимо ребенка замотивировать. Самый простой вариант – сделать нечто занимательное в конце каждого урока. Например, поиграть в слова или посмотреть мультик на иностранном языке, придумать предложение классического произведения или организовать мини-квест. Вариантов масса.
Несколько слов об индивидуальном подходе к ученику
Прежде всего поймите, кто ваш ученик – аудиал, визуал или кинестетик. Конечно, чистые типы редко встречаются, но какой-то ведущий канал восприятия информации человеком распознать довольно легко. Соответственно – подстроить свое преподавание под нужды конкретного ученика.
❕ Если человек часто говорит «я слышу» «послушай» — это аудиал, «я вижу», «по всей видимости» — визуал, «я чувствую», «я ощущаю» — кинестетик. Соответственно, с визуалом предпочтительнее работать по наглядным пособиям или карточкам, с аудиалом хорошо сочетать объяснение нового материала и последующее его обсуждение, с кинестетиком важно либо работать руками, либо диктовать лекцию, чтобы он записывал. ❕
Разумеется, в отношениях учителя и ученика немаловажно доверие. Как выстроить с ребенком доверительные отношения? Просто помните о том, что вы не только говорящая голова, не только преподаватель, но также и наставник, и друг, и даже иногда мама, а также – главный мотиватор для ученика. Какие шаги можно предпринять?
🖌 Во-первых, расспросить школьника, какие чувства и эмоции вызывает у него ваш предмет.
🖌 Во-вторых, не бойтесь к месту делиться какими-то историями из своей жизни (разумеется, не всеми).
🖌 В-третьих, подбадривайте ваших учеников, когда у них опускаются руки, хвалите их за успехи.
🖌 Также неплохо интересоваться увлечениями детей, чтобы сделать занятия более интересными для них.
🖌 К тому же необходимо поощрять естественную любознательность учащегося, даже если вам не кажется важным в освоении темы то, чем он заинтересуется.
🖌 Наконец, общайтесь с учеником в том формате, в котором ему комфортнее всего.
🖌 И помните о хорошем настроении во время урока.
Ну и напоследок – несколько советов
Педагог не только дает тот или иной материал, но и развивается сам. Поэтому жизнь преподавателя не мыслима без книг и интернета, откуда он черпает знания.
Правильно составляйте резюме или заполняйте анкету на сайте-агрегаторе. Подумайте над вашими сильными сторонами и преподнесите их в выгодном свете. Поймите свою уникальность, то есть то, что выгодно отличает вас от конкурентов.
Регулярно повышайте плату за свои услуги, при этом объяснив родителям целесообразность вашего решения с точки зрения выгоды для ученика или даже самого родителя, особенно при условии, что ваши ученики отлично сдали выпускные экзамены.
Не стесняйтесь делегировать полномочия. К примеру, со временем можно нанять грамотного пиарщика или программиста, таргетолога или копирайтера. Это существенно сэкономит ваше время, хотя в таргете все же нужно хотя бы немного разбираться, иначе можно весь бюджет просто спустить не пойми на что.