ИТ-сервисы: рынок стал свободнее

Многие сервисы покинули страну, и это дало толчок перспективным, но ранее не популярным отечественным аналогам. Приток аудитории и здоровая конкуренция привели к безусловному росту качества ИТ-продуктов.

За последние несколько лет в мире произошло и продолжает происходить столько изменений и катаклизмов, что можно смело говорить о том, что жизнь меняется буквально на глазах. Эти изменения касаются, прежде всего, экономики, различных ее сфер, в том числе ИТ- и телекома. Казалось бы, все мы пережили серьезнейшее потрясение в виде пандемии коронавируса, но следом за ней мир накрыла новая волна, связанная со специальной военной операцией на Украине, последовавшие за ней максимально жесткие международные санкции, уход зарубежных вендоров и экстренный поиск путей импортозамещения для множества заказчиков. Происходит трансформация ИТ-индустрии, всех ее направлений. Меняется в том числе и рынок ИТ-услуг и сервисов. О том, что на нем происходит в настоящее время, мы поговорили с экспертами, представителями ведущих отечественных ИТ-компаний.

Благоприятное влияние пандемии

Количественные изменения были отмечены на этом рынке еще в допандемийные времена. Это естественный процесс, обусловленный ростом экономики в целом. «Рынок ИТ-услуг, разумеется, стал расти, особенно в денежном эквиваленте. Еще в пандемию повысился спрос на облачные сервисы разного профиля, особенно в части B2B, которые позволили бы вести различные рабочие процессы удаленно. При этом, если говорить о развитии отечественного производства, толчок на фоне всеобщего бума был, конечно, но небольшим, на мой взгляд, поскольку западных сервисов хватало и им исторически отдавали предпочтение. В конце концов и наши разработчики работали на западные компании, развивали западные сервисы», — вспоминает Александра Тимонина, директор по маркетингу компании «ПС СТ».

Александра Тимонина («ПС СТ»)

У большинства активных пользователей западных сервисов восприятие отечественных аналогов будет априори негативным, и нельзя сказать, что оно необоснованно: в конце концов, у западных компаний было больше ресурсов, и денежных, и человеческих. Однако отношение может измениться в процессе, когда задачи, которые стоят перед пользователем сервиса, будут решаться.

Леонид Трунов, руководитель ГК Tanais, выделяет такие аспекты изменения рынка, как импортозамещение, стоимость ИТ-услуг, квалификация специалистов, начальная лоскутная автоматизация отдельных процессов, потребность в быстрой обработке информации, скорость принятия решений и выполнения задач, общий тренд на цифровизацию предприятий. «В связи с этим увеличивается потребность в публичных, в том числе и государственных, облачных сервисах; обработке, передаче и анализе больших объемов данных (Big Data, BI), в частности за периметром предприятий. У крупных заказчиков, где настроены отдельные процессы, сейчас есть ориентир на интеграцию различных сервисов. Чтобы включить в ИТ-ландшафт уже используемые в компании системы, такие заказчики ориентированы на цифровизацию и роботизацию процессов, применение облачных и мобильных приложений. Появляется понимание и потребность перейти в «цифру» и на безбумажное управление, а не просто автоматизировать процессы. Отсюда предпосылки к спросу на информационную безопасность, электронные подписи, цифровые архивы, организацию удаленного взаимодействия внутри компании и с контрагентами. У каждой платформы есть свои преимущества и функциональные возможности, которые могут закрывать определенные задачи бизнеса. Заказчики все больше понимают это и не стремятся внедрять одну информационную систему, которая заменит весь «зоопарк», а рассматривают возможность создания общей корпоративной информационной системы из ряда продуктов, присутствующих на российском рынке. Учетные системы, BPM-платформы, системы ЭДО, корпоративные порталы — все они могут быть объединены в единое информационное пространство», — комментирует он.

Леонид Трунов (Tanais)

Нехватка зарубежных продуктов больше всего ощущается в инфраструктурных решениях. И если зарубежные партнеры окажут нам сейчас поддержку, то мы сможем выдержать эти проблемы и быть конкурентоспособными.

В целом, эксперты положительно характеризуют влияние, которое оказала пандемия на рынок ИТ-услуг и сервисов. «Если говорить про последние несколько лет, то бизнес очевидно поверил в критичность цифровизации. Пандемия доказала, что без технологий кризис не пережить, они помогали быстро перестраиваться, менять бизнес-модель в зависимости от ситуации на рынке, плюс обеспечивали необходимую устойчивость и конкурентоспособность. Это было время «быстрых» проектов, запуск которых не требовал много времени, и почти сразу давал результаты, особенно это касалось разнообразных e-commerce-решений. Клиенты стали быстрее принимать решения по запуску новых проектов, причем как положительные, так и отрицательные. Это помогало экономить силы и бюджеты, — говорит Владимир Вертоградов, управляющий директор компании «Норбит» (ГК «ЛАНИТ»). — Бурно развивались облака. Даже компании, относившиеся к ним с большой долей скептицизма, выбирали их в поиске эффективных инструментов для удаленной работы. Многие пытались уйти от лоскутной цифровизации и искали системы, которые могли бы стать цифровым ядром бизнеса. Однако вскоре мы увидим обратный тренд: решения глобальных ИT-гигантов сложно заменить единственным отечественным продуктом, поэтому вновь вернется «цифровой зоопарк» и мы будем искать возможности для интеграции в едином контуре решений разных вендоров».

«За последние полгода многие сервисы покинули страну, и это дало толчок перспективным, но ранее не популярным отечественным аналогам. Приток аудитории и здоровая конкуренция привели к безусловному росту качества ИТ-продуктов. Некоторые сервисы прошли естественное нагрузочное тестирование и усовершенствовали серверное оснащение. Кроме того, всплеск атак и утечек персональных данных спровоцировал экстренную модернизацию систем и регламентов безопасности», — резюмирует Роман Фомин, директор по финансово-техническому развитию компании RC Group .

Роман Фомин (RC Group)

Освободился масштабный рынок, и спала власть фактических монополий зарубежного софта. Оздоровилась конкуренция и на этой почве, очень быстро растет качество отечественных аналогов.

Консалтинг прежде всего

Сегодня можно говорить о перераспределении интересов клиентов к ИТ-услугам, продуктам и сервисам. «Ограничения на работу в России таких крупных вендоров, как, например, Microsoft, спровоцировали повышение спроса на российские операционные системы. Так, не только все сегменты бизнеса, но и госкорпорации сейчас вынуждены искать альтернативы. Сокращение поставок серверного оборудования спровоцировало увеличение востребованности отечественных облачных хранилищ. Активизация киберпреступности, DDoS-атаки, количество которых кратно возросло в последние несколько месяцев, стимулируют интерес к российским разработкам в области информационной безопасности: решениям для защиты ИТ-контуров предприятий, инструментам защиты от DDoS-атак. Санкции в отношении финансовых учреждений подстегнули развитие финтех-платформ», — отмечает Сергей Левашов, руководитель центра пресейл-проектов компании RAMAX Group.

Сергей Левашов (RAMAX Group)

Часть платформ можно заменить оперативно, но сложное ПО может потребовать два-три года для создания рабочих аналогов.

По мнению Анны Шведовой, руководителя департамента бизнес-решений компании SimbirSoft, сейчас заказчики ожидают получить услугу в комплексе, даже если речь идет об ИТ-клиентах и чисто айтишных задачах. «Задача аутсорсинговой компании — не просто «закодить» по техническому заданию, а предложить услуги в комплексе, от проработки и подтверждения бизнес-идеи до публикации и поддержки продукта, — объясняет она. — Если говорить об ИТ-сервисе как о продукте, можно отметить тренд на автоматизацию, повышение значимости машинного обучения (ML) и работу с данными. В этом году вырос спрос на импортозамещающие продукты. Рассматривая ИТ-сервис как услугу, можно выделить рост запросов на услуги, связанные с безопасностью ИТ-систем, в частности ИТ-аудиты продуктов для бизнеса, которые вызваны в том числе сменой команд и подрядчиков».

«Самым востребованным направлением стал консалтинг, — убежден Владимир Вертоградов («Норбит»). — Клиенты нуждаются в поддержке, которая поможет перестроиться для новых вводных. И мы, обладая масштабной экспертизой внедрений как глобальных, так и российских продуктов, эту поддержку оказываем в режиме «24×7». Делаем аудит ИT-ландшафта, оцениваем риски, помогаем выбрать оптимальные решения российских вендоров под конкретные задачи, определяем приоритетность шагов, готовим дорожные карты и методологии». По словам Владимира, растет и направление заказной разработки. «Переход на отечественный софт — это полноценное перевнедрение, сопряженное с большим объемом разработки. Кроме того, большинство глобальных решений сложно заменимы одним продуктом и потребуют сразу нескольких. Соответственно, будет необходима дополнительная разработка для их интеграции друг с другом. Также стоит отметить высокий потенциал инструментов для повышения эффективности управления клиентами и поставщиками», — заключает он.

Владимир Вертоградов («Норбит» (ГК «ЛАНИТ»))

Бизнес привык к достаточно высокому качеству ИТ-сервисов. Поэтому даже с уходом глобальных вендоров компании будут требовательны к отечественным решениям, а зачастую будут искать не просто такую же функциональность. Вполне вероятно, что возникнут и дополнительные запросы: на более совершенные процессы, более удобные интерфейсы, большую скорость.

О востребованности ИТ-консалтинга рассказывает и Леонид Трунов (Tanais). «Любой системный интегратор ограничен функциональными возможностями той платформой, которую внедряет. С другой стороны, сам ИТ-сервис ограничен возможностями исполнителя и теми задачами, которые есть у конечного заказчика. Поэтому важно в принятии решения опираться не на платформу, а понять запрос бизнеса. Отсюда следует тренд на ИТ-консалтинг, исследование задач и потребностей бизнеса, которые можно решить с помощью того или иного ИТ-продукта. ИТ-консалтинг становится более востребованным — различные методологии по электронному документообороту, функциональным системам, автоматизации производства, взаимодействию с клиентами. Здесь нужно учитывать и мировой тренд, и российское законодательство, которое помогает развивать отечественные информационные системы», — отмечает эксперт.

Интеллекта стало больше

Рынок ИТ-сервисов меняется не только в количественном отношении. Растет и качественная составляющая. Искусственный интеллект и машинное обучение, роботизация и нейросети, обработка больших данных и другие технологические направления реализуются разработчиками в своих продуктах. К примеру, облачные технологии стали мейнстримом, хотя еще несколько лет назад заказчики присматривались к ним, как к чему-то новому и неизведанному. «Дополнительный импульс для роста и развития получило направление облачных вычислений, платформ виртуализации. Если в допандемийный период значительная доля заказчиков смотрела с осторожностью на данный ИТ-сегмент, то во время интенсивного перехода сотрудников на удаленный режим работы интерес к облачным хранилищам заметно возрос. Также наметился рост спроса на сервисную модель предоставления рабочих мест пользователей. В связи с уходом множества вендоров с российского рынка компании сталкиваются с проблемой выбора функциональных альтернатив уже привычным решениям. Но не у всех есть возможность организовывать собственными силами пилотные зоны для тестирования совместимости программных и аппаратных отечественных компонентов и реализовать их бесшовную интеграцию в существующую инфраструктуру. И в такой ситуации получение под ключ «АРМ как сервис» становится все более уместным. С большой вероятностью такие запросы распространятся и на другие компоненты ИТ-инфраструктуры», — отмечает Артем Спинул, заместитель генерального директора компании »Сервионика».

Артем Спинул («Сервионика»)

Можно сказать, что уже сейчас на рынке есть продукты, которые полностью покрывают функционал ушедших вендоров, а местами даже его превосходят.

В свою очередь Владимир Вертоградов («Норбит») говорит о безусловном технологическом лидерстве искусственного интеллекта в сегменте ИТ-сервисов. «Прогресс тут практически непрерывный. Ежемесячно выходят новые модели. Среди них особенно заметны русскоязычные языковые модели, которые можно использовать для различных NLP-задач, а также модели для компьютерного зрения и прогнозирования, — поясняет он. — Но, пожалуй, самое интересное — цифровые аватары, которые быстро эволюционировали из просто персонажей игр и видео и превратились в эффективный бизнес-инструмент. Например, объединение цифрового аватара с чат-ботом и системой синтеза голоса может серьезно изменить возможности удаленной коммуникации с клиентами». Подобного мнения придерживается и Анна Шведова (SimbirSoft). «В промышленности есть большой потенциал для применения технологических новинок как в автоматизации и управлении производством, так и в планировании и мониторинге. Руководители предприятий разных отраслей, в том числе горнодобывающих и нефтяных, стали всерьез задумываться о применении искусственного интеллекта, машинного зрения и анализа больших данных», — добавляет она.

Анна Шведова (SimbirSoft)

Тенденция к росту инсорсинга есть — по тем или иным причинам клиенты решают попробовать in-house или сократить аутсорс-команду. Оценить эффект такого «переключения» с внешних на внутренних специалистов можно будет только через несколько месяцев.

Обойдемся без гигантов?

Вернемся к объективным геополитическим факторам, от которых, к сожалению, никуда не деться. На российском рынке ИТ-услуг сегодня происходит перераспределение, связанное с уходом западных компаний и ведущих международных ИТ-корпораций. Александра Тимонина («ПС СТ») считает, что пока прошло слишком мало времени, чтобы можно было в полной мере проанализировать и оценить эту ситуацию. «Да, некоторые российские аналоги B2B-сервисов стали чаще появляться в инфополе, увеличивать клиентуру, но занять нишу сразу не получится, поскольку большинство схожих по формату сервисов уступают по функционалу и удобству, хотя нередко стоят тех же денег. Кроме того, остается открытым кадровый вопрос: ведь для развития этим сервисам нужны новые специалисты, а переманивать их с «западных рельсов» будет сложно, — утверждает она. — Некоторые гиганты были хороши тем, что в рамках одного сервиса могли закрывать много разноплановых задач или, иначе говоря, предоставляли услугу под ключ. Сейчас ситуация такова, что одному бизнесу приходится пробовать и подключать несколько разных сервисов, чтобы получить желаемый и привычный результат. Важно, чтобы отечественные ИТ-сервисы были открыты к доработкам и клиентоориентированы, это важно как для их внутреннего роста, так и для занимания ниши».

«Многие ИТ-решения, которые закрывали те же потребности, что и продукты западных вендоров, появились на рынке задолго до их ухода. В некоторых сферах российские разработчики конкурировали с зарубежными на протяжении десятилетий. Сейчас, когда устоявшийся баланс сломан, отечественные компании могут выходить на первый план с уже имеющимся у них опытом. Мы ожидаем, что, например, в сегменте чат-платформ большинство клиентов сделают свой выбор в пользу российских поставщиков уже до конца года. Рынок к этому готов. Будет расти внутренняя конкуренция, что в конечном итоге положительно скажется на качестве предоставляемого сервиса, продукта и обеспечит рост внимания к пожеланиям заказчиков», — полагает Николай Савельев, бизнес-партнер продукта «Чат-центр edna».

Николай Савельев («Чат-центр edna»)

В той или иной степени изменение рыночной конъюнктуры почувствовало большинство ИТ-компаний. Среди наиболее распространенных проблем: потеря доступа к рынкам за пределами СНГ или сложность работы на них, повышение стоимости и перебои с поставками серверного оборудования, необходимость замены зарубежных поставщиков облачных дата-центров на отечественные.

«Все дальше уходит такое понятие, как «внедрение платформы» — «внедрение SAP», к примеру. Заказчика интересует конечный результат — добиться бизнес-цели быстро, экономно и системно, — говорит Леонид Трунов (Tanais). — Именно понимание цифровизации процессов и уже потом выбор платформ, которые могут это решить. С другой стороны, да, появляются интересные нишевые продукты, которые смогут закрывать определенные задачи лучше остальных — это и оцифровка бумажных документов, и взаимодействие с клиентами, и закупочная деятельность, HR-процессы, интернет-магазин, электронное взаимодействие между контрагентами и государством и другие. Идея в том, что для заказчика корпоративная информационная система должна быть своеобразным пазлом, в котором все связано по принципу «в одном месте вводим информацию, и там, где нужно, она появляется». А с другой стороны, у предприятия должна быть возможность постоянно что-то менять, используя лучшие практики рынка. Тут как раз нишевые продукты и должны быть востребованы».

33
Начать дискуссию