{"id":13650,"url":"\/distributions\/13650\/click?bit=1&hash=b4a44ea9299acb416ac92e110a87e80acc960de1a8f124e06d52ec1ea62c252a","title":"\u041a\u0430\u043a \u043f\u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0438\u0442\u044c \u0438\u0434\u0435\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u0434\u043e\u043c \u043a\u0430\u043a \u0432 Sims","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}
Mesto.Co

Как не распыляться и оставаться эффективным?

Екатерина Копейкина специально для Mesto.co на vc.ru.

Несколько советов для разносторонних специалистов. Как хоть что-то заканчивать, когда хочется все и сразу?

Почему вообще у современного человека есть проблема с завершением проектов? Чаще всего из-за своеобразного восприятия времени. Он воспринимает время как текущий момент. «Всё, что нужно сделать – нужно сделать сейчас»: недовязанный шарфик, недорисованная картина, записаться в бассейн…а ещё есть текущие дела.

Но время – это не только здесь и сейчас. Его достаточно. Как бы странно это ни звучало. Не нужно считать количество дней до смерти, как это модно в мотивационных видео. Наоборот, исходите из концепции избытка времени.

Образно говоря, представьте себя не сверху песочных часов, откуда песчинки утекают, а снизу – песчинки на вас постоянно падают. И в каждый момент времени нужно решать, что с ними делать. Совсем другой подход. Вы распределяете входящие кусочки времени и решаете, что с ними делать. Совсем не то, что барахтаться в убегающих от вас песчинках и метаться, за какую из них ухватиться.

Но чтобы завершать проекты нужно понимать, что песчинок этих упадет на нас ограниченное количество. Важно принять то, что время у нас есть, но оно не бесконечно. А значит, с ним нужно научится работать. Как?

Для наглядности и комфортной работы со временем, его нужно держать перед глазами. Как это сделать, если время никто не трогал, не видел и не ощущал? Это уже давно решенная проблема, и называется она «календарь».

Банально, но именно календарь является мощным инструментом, чтобы выдохнуть и понять: время у нас есть, но с ним надо работать.

Как работать со временем?

Карьера современного человека и любые его начинания не идут по прямой. Они извилисты и часто зависят от политических, экономических и технологических изменений. Поэтому не так легко распланировать свою жизнь на 20-30 лет вперед: «Я музыкант, значит, должен идти определенным путем и к такому-то моменту буду выступать на мировой сцене» или «Я ученый и к такому-то моменту я планирую получить звание профессора». Как это было раньше.

Несколько карьер и увлечений тем более подразумевают под собой извилистый путь. Поэтому не всегда вы можете предсказать, что с вами будет через пять лет, и в какую сферу вас занесет. Это нормально. Но и не значит, что разностороннему человеку вообще не надо ставить цели и двигаться к ним. Просто цели по каждой сфере и по каждому направлению нужно ставить отдельно. Вы можете поставить себе цели по всем пяти карьерам и двигаться к каждой из них одновременно.

Большинство людей переоценивают то, что могут сделать за год, и недооценивают то, что могут сделать за десять лет.

Джим Рон, "Власть амбиций"

Люди склонны промахиваться в сроках планирования. Это подтверждается учеными, тренерами по критическому мышлению и тайм-менеджменту. Но значит это лишь то, что вам может потребоваться больше времени для реализации планов. А значит начинать нужно уже сейчас. Особенно тем, кто никогда не ставил долгосрочной цели, ссылаясь на свою разносторонность и невозможность предугадать, чем будете заниматься через пять лет. Просто вам нужно ставить еще более долгосрочные цели.

Вывод. Представляем, что времени у нас много и с ним нужно что-то делать. Поэтому вы можете двигаться по нескольким карьерам или направлениям. И для того, чтобы по ним двигаться, нужно поставить не только краткосрочные, но и долгосрочные цели.

Инструменты ведения проектов

Как правильно всё распланировать? Нам потребуется три инструмента:

  • Дневник.
  • Ежедневник.
  • Календарь на 2 года (или больше).

Дневник

Те, кто читал книгу Барбары Шер, представляют, что это полное собрание ваших идей и проектов. Если менее пафосно, то это ваш компьютер, телефон или любая другая пишущая поверхность. Туда вы будете заносить все идеи, приходящие вам в голову в течение дня. Это несложно.

Если у вас еще нет дневника идей, то его нужно завести прямо сегодня. Ведь частая проблема с незавершением проектов и идей именно в том, что вы их не записали. Идей к нам приходит гораздо больше, чем мы готовы сделать в единицу времени. Чтобы к ним иметь возможность вернуться, их надо записать.

Если будет четко прописано: что вы собираетесь делать, когда и что вас натолкнуло на эту мысль. Идею можно отложить на неопределенный срок, к ней можно вернуться через неделю, год или даже через 5 лет (у меня такое было).

Есть мнение, что если вы не сделали что-то в течение 15 минут, то вы больше к этому не вернетесь. Это ерунда. Я на собственном опыте в этом убедилась. В течение 15 минут нужно эту идею именно записать. Сделать её можно потом. Для этого есть следующий инструмент.

Календарь

Мы берем среднее значение в два года. Посмотрите сами, насколько оно вам подойдет. Это нужно, чтобы масштабные цели, а также цели сезонные (осуществимые только зимой или летом) грамотно распределить, держа время перед глазами. Потому что как только мы календарь закроем, опять будет представление, что всё нужно сделать в один день (или до конца месяца).

Календарь на 2 года вы ставите перед глазами и цветом выделяете, куда будете распределять ваши большие проекты. Если у вас уже поставлены долгосрочные цели, которых вы готовы добиваться, или вы планируете ввести какие-то долгосрочные привычки или челенджи, вы так и распределяете это по календарю.

Скажем, если вам нужно пройти несколько курсов, и вы точно знаете, что у них будут повторения, то вы можете не записываться на 5 штук одновременно, а распределить их по месяцам. Если вы знаете, что у какого-то из них повтора не будет, значит, он пойдет в приоритет.

Если вы хотите изучать несколько языков, то по рекомендациям полиглотов, не нужно брать много языков с нуля. Да, можно вести бесконечное количество языков, которые вы уже выучили на хорошем уровне. Но с нуля начинать все одиннадцать, которые вы хотите – не надо. Календарь поможет вам выделить по полгода на каждый из них. Или распределить по два языка в год.

Ежедневник

Такой же принцип, как у календаря, но для краткосрочных вещей. При этом, стоит выделять себе время именно на ваши проекты. Бытовые задачи (помыть посуду, убрать квартиру и т.д.) по остаточному принципу. Будет прикольно, если в конце дня вы это дело тоже вычеркнете, но оно не должно быть в приоритете. Мир не перевернется, если вы не помоете посуду. Она всё равно будет помыта, когда у вас закончится место в раковине. А вот изучение французского или обучение рисованию можно откладывать бесконечно. Поэтому именно их мы и заносим в ежедневник.

И в конце хочу привести цитату, которую приписывают многим людям – от современных политиков до Ганди (на самом деле, её сказал Сэмюэл Смайлс, насколько мне удалось выяснить). Вот она:

Учись так, как будто тебе предстоит жить вечно. Живи так, как будто тебе предстоит умереть завтра.

Отто фон Бисмарк

Это про то, что не надо надеяться, будто мы какие-то навыки можем освоить за один день. Наоборот, нужно исходить из того, что у нас большое количество времени и не гнать себя. Но с другой стороны, иметь ту самую верхнюю планку, которая не позволит заниматься совсем уж ерундой, потому что время у нас всё-таки ограничено.

Екатерина Копейкина

Тренер метанавыков, коуч, психолог, нейробиолог (PhD), член Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии (АКПП).

Автор проекта Homo Universalis (Telegram и ВКонтакте).

0
2 комментария
Марина Голубева

Отличная статья! Скачала себе приложение для дневника, пора структурировать жизнь после лета😄

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Копейкина

Отлично! Надеюсь, получилось структурировать ;)

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 2 комментария
null