От Рамен до Декакорн или трэкшн мечты

Словарь начинающего стартапера от волонтеров Mesto.co на vc.ru.

Итерация первая, субъективная. Подлежит дополнению. Какие слова, на ваш взгляд, должны войти в этот «словарь»?

От Рамен до Декакорн или трэкшн мечты

«Мы конечно еще не единорог, но и не рамен на pre-seed, который на свой первый бэтч идет…».

Из беседы двух стартаперов

Еще полтора года назад в этой беседе я бы поняла только союзы и междометия. Но время в Mesto не проходит даром. Знакомых слов после каждого Zoom становится все больше. Однако, сверяться с толковым словарем, составленным членами комьюнити время от времени надо. Публикуем базовый набор «Словаря стартапера».

Startup/Start-up – многие ошибочно называют стартапом едва ли не любое новое бизнес начинание, но у этого понятия есть четкое экономическое значение. По определению профессора Стэнфордского университета Стива Бланка, это «временная организация, созданная для поиска бизнес-модели, которая является повторяемой и масштабируемой». К тому же, старт-ап это не только про внедрение новых технологий, во главе угла – именно тестирование новых бизнес-моделей.

Bootstrapping (дословно - «подтягивание за ремешки обуви») – в бизнесе употребляется для обозначения модели финансирования компании только за счет внутренних ресурсов, без привлечения инвестиций со стороны. Также используется в кодинге.

Ramen profitable – или стартап на лапше. Малоприбыльный стартап, чей доход покрывает расходы на проживание основателей (работа за миску дешевой лапши). Выражение впервые употребил Пол Грэм, сооснователь акселератора Y Combinator.

Elevator Pitch - краткий рассказ о проекте длительностью не более времени поездки в лифте (0.5-2 мин).

Traction (дословно сцепление) – показатель развивающегося стартапа, роста пользователей, финансовых показателей в соответствии с road map. Основатель AngelList Навал Равикант считает, что трэкшн это количественное отражение спроса на тот или иной продукт.

Акселератор (дословно ускоритель)– интенсивная программа с понятными целями и сроками для усовершенствования продукта и вывода бизнеса на качественно новый уровень. Развитие происходит через получение экспертной, менторской и финансовой поддержки стартапов. Различают венчурные и корпоративные акселераторы. Самые известные: Y Combinator, 500 Startups, Plug and Play.

Lipstick on a pig (губная помада на свинье) - декоративные изменения в продукте для маскировки серьезных проблем или отвлечения внимание от основных недостатков. Выражение происходит от английской поговорки: "Можно накрасить свинью губной помадой, но она останется свиньей".

FOMO (Fear Of Missing Out) - синдром упущенной выгоды, страх пропустить выгодную сделку, важное мероприятие, тренд. Наиболее распространен среди миллениалов, благодаря смартфонам и социальным сетям. Активно эксплуатируется в маркетинге.

Feature Bloat (раздутие функций) – расфокусировка стартапа из-за разработки сразу нескольких функций, препятствующая его быстрому масштабированию. Также этим термином описывают включение слишком большого количества фич в продукт. Когда из-за всех наворотов невозможно использовать ключевые функции. Среди классических примеров: iTunes, Nero Burning ROM, Internet Explorer.

От Рамен до Декакорн или трэкшн мечты

Early-stage Startup - стартап на ранней стадии, как правило, не выше раунда A, т.е. предпосевной и посевной.

Round (startup funding rounds) - раунд привлечения инвестиций. Условное деление по этапам развития. Широко используется, поскольку дает участникам рынка понимание на какой стадии находится стартап,а также проследить динамику развития. Различают ранние и поздние раунды, объемы инвестиций в каждом также достаточно условны.

Pre-seed - предпосевной раунд, этап проверки гипотез, запуска MVP. Источники финансирования, как правило, собственные средства фаундеров, друзей, краудфандинг, акселераторы, бизнес-инкубаторы. Наиболее рискованная стадия для инвестирования.

Seed - посевной раунд, считается наиболее сложным и рискованным для инвестирования. На него приходится проверка продукта, бизнес-модели, команды. Объемы финансирования могут доходить и до нескольких млн USD. Правильно определить объем необходимого капитала - одна из сложных задач этого раунда. Нужно не только адекватно оценить потребности и перспективы, но и убедить в этом инвесторов.

Series A, B,C,D,E, F,G - поздние этапы финансирования стартапа в стадии быстрого роста. Уже есть готовый продукт, стратегия масштабирования, рынок. Деление на раунды еще более условно, этапы могут объединяться или выделяться промежуточные. Стартап может пропустить пару раундов и выйти на IPO раньше. Или возвращаться и проходить их снова, чтобы масштабировать проект, захватить большую долю рынка.

IPO (Initial Public Offering) - первоначальное публичное предложение акций на фондовой бирже. Так для развития бизнеса привлекается больше сторонних частных инвестиций. Вместе с выходом на IPO компания становится публичной. Это шаг на новый уровень, где расширяется ряд преимуществ, но и список обязательств перед новыми инвесторами и контролирующими органами. IPO ключевой момент в развитии компании, способный как дать толчок к развитию, так и “потопить” бизнес. Так, акции Xiaomi после выхода на биржу, упали вдвое и не могли вернуться к начальной стоимости более двух лет. Примеры успешных IPO: General Motors, Alibaba, Visa.

Founder Syndrome - синдром фаундера, этап, когда основатель начинает считать себя звездой, и думать, что все хорошее в стартапе происходит исключительно благодаря его усилиям. Синдром ярко описан в литературе и кино, посвященным известным стартапам.

От Рамен до Декакорн или трэкшн мечты

Minicorn (мини-единорог) - стартап, который оценивается в 1 млн USD. Стал широко использоваться для обозначения небольших компаний, после вхождения в обиход термина Единорог.

Unicorn Company (компания единорог) - компания с оценочной стоимостью более USD1 млрд. Явление получило название в 2013 году, в силу своей исключительной редкости. Многие сходятся во мнений, что первым единорогом стал Google. На сегодняшний день по разным оценкам в мире насчитывается от 700 до 1700 компаний единорогов. С тех пор часть единорогов выросла до Decacorn и Hectocorn.

Decacorn - компания оценка которой превышает 10 млрд USD. Первым декакорном в мире стал Facebook* (в 2007 году), следом - Alibaba.

Hectocorn – компания с оценкой более 100 млрд USD. Самые известные гектакорны на сегодняшний день – ByteDance (Tiktok), SpaceX. Первыми рубеж преодолел ByteDance в 2020 году.

Exit (дословно выход) - продажа компании или своей доли в ней. Экзит может совершить как основатели, так и акционеры. Успешным считается выход со значительным финансовым профитом. Известные примеры: продажа WhatsApp и Instagram* корпорации Meta* (*признана экстремистской организацией, деятельность в России запрещена), YouTube - Google.

8
Начать дискуссию