Люди покупают не то, что мы делаем. Люди покупают то, почему мы это делаем

Что такое позиционирование и почему это важная составляющая успеха стартапа. Особенно в эпоху “глобальных перемен”. Коротко, по существу и на живых примерах рассказывает трекер и рr-менеджер стартап-студии Brainbox.vc Екатерина Романовская. Специально для Mesto.co на vc.ru.

Есть такая замечательная книга профессора Колумбийского университета и мотивационного тренера Саймона Синека «Начните с вопроса «Почему?» Как выдающиеся лидеры вдохновляют действовать». В ней он на примерах Apple, Southwest Airlines и др. объясняет, что проекту для успеха нужны не только инвестиции, но понимание, для чего он существует. И умение вдохновлять своими идеалами аудиторию.

Именно это понимание — фундамент позиционирования компании. Давайте разбираться, что это и как его строить.

Что

Позиционирование — в широком смысле это сторителлинг о том:

  • что делает компания;
  • для кого она это делает;
  • почему это важно;
  • почему у нее получится это сделать.

Успешные, прибыльные, супер-популярные проекты всегда задают себе один важный вопрос: “зачем мы всё это делаем?”. На который у них есть хороший ответ.

Зачем

Современному человеку мало технологий, экономии, утилитарности, чтобы сделать выбор в сторону продукта. Все чаще он смотрит на этическую, идейную составляющую проекта.

«People don’t buy what you do, They buy why you do it»

Simon Sinek

Стартапу необходимо вдохновлять людей, стремиться изменить мир к лучшему.

Именно эта «большая идея» привлекает аудиторию, вызывает доверие, с одной стороны. С другой — помогает членам команды вставать по утрам и идти на работу.

Люди покупают не то, что мы делаем. Люди покупают то, почему мы это делаем

Как это работает

Позиционирование используется как оптика, с помощью которой команда ищет ответы на другие более прикладные вопросы:

— о бизнес-модели;

— продуктовой и коммуникационной стратегиях;

— контент-маркетинге;

— go-to-market strategy;

— HR-политике.

Первый шаг

Найти эту правильную оптику помогает воркшоп «Golden circles». Его можно устроить онлайн в Miro . Инструкция по применению прилагается. Круто собрать не только фаундеров, но и ребят, отвечающих за продуктовую часть, коммуникации, маркетинг — в общем представителей всех зон ответстветственности.

Количество участников до десяти человек.

Люди покупают не то, что мы делаем. Люди покупают то, почему мы это делаем

Суть воркшопа в том, что каждый член команды последовательно отвечает на 3 вопроса: «Что мы делаем?», «Как?» и «Почему?». Потом все голосуют за самые близкие, точные, сильные варианты ответов.

Что на выходе из воркшопа

Итог воркшопа (самая сложная и важная часть) — это нарратив, вдохновляющий сторителлинг о том, зачем вы делаете то, что вы делаете. Возьмите те идеи, которые вы выбрали в течение воркшопа и сложите их в законченную историю, оформленную мысль с четким месседжем.

Это и будет базой вашего позиционирования.

Люди покупают не то, что мы делаем. Люди покупают то, почему мы это делаем

Пример

Репозиционирование нашей компании Brainbox происходило на моих глазах и помогло нам не только выстоять в очередной кризис, но продолжить работу с большей энергией и вдохновением.

Brainbox - стартап-студия и краудинвестинговая платформа для российских стартапов и инвесторов с небольшим чеком для входа.

Наша стартап-студия запустилась в июне 2022 года. Отстраивали позиционирование от идеи, что мы сами стартап, и поэтому хорошо понимаем, что нужно другим и как помочь. Гипотеза подтвердилась довольно быстро. Мы привлекли порядка 30 стартапов, стало понятно, что такие платформы нужны. В России всё ещё делают проекты, и фаундерам нужны обратная связь, поддержка, инвестиции экспертизой, командой, деньгами.

Но осенью 2022 года реальность в очередной раз сделала крутой поворот и этого стало мало. Стало очевидно, что нужно менять подход. Необходимо более сильное позиционирование, чтобы работа вновь обрела смысл.

Мы всей командой прошли воркшоп «Golden circles» и поняли, что хотим, чтобы возможность менять мир к лучшему и влиять на будущее была у любого человека. Ведь стартаперы предлагают нам не просто удобные IT сервисы, но образ будущего, в который верят.

Эта идея привела к изменениям в продукте. Наша цель — рассказать о стартапах, их видении и дать возможность людям голосовать рублем. Поддержать тот образ будущего, который им близок. Эта большая идея вернула драйв и энтузиазм в команду.

Мы начали делать краудинвестинговую платформу, на которой любой человек может стать инвестором в стартапы благодаря небольшому входному чеку. Сейчас мы с командой рассматриваем около сорока заявок от стартапов в разной стадии запуска.

Саммари

Стартапы и риски всегда где-то рядом. Но мы (и Саймон Синек) верим, что с хорошим позиционированием работа над стартапом меньше похожа на движение в полной темноте на ощупь. Опора в виде классной идеи или мечты, которую все понимают и разделяют, отличает успешные проекты.

Но для того, чтобы позиционирование «сработало» необходимо:

— чтобы продукт был нужный, полезный, уникальный и т.п. Ерунда даже с самым сильным позиционированием не взлетит;

- периодически сверяться всей командой, задавая себе вопрос «а что бы сделали чуваки с нашим "why"?»;

— применять на практике, как оптику или компас. А не хранить красивым сторителлингом где-то в гугл доке.

Екатерина Романовская

Трекер и pr-менеджер платформы Brainbox.vc
66
Начать дискуссию