Голос, харизма и ваш внешний вид: разбор невербальных сигналов на примере Джеффа Безоса, основателя AMAZON

Как влиять на аудиторию и добиваться своих целей? Объясняет основатель коммуникационного агентства Node Communications Ксения Зайкова, на примере Джеффа Безоса. Специально для Mesto.co на vc.ru.

Вы наверняка слышали термин PR, или связи с общественностью. Но задумывались ли вы о том, как именно эти связи строятся? Большинство предпринимателей и фаундеров скажут «через прессу и соцсети». Кто-то добавит про развитие личного бренда. Но это лишь вершина айсберга, потому что в любой коммуникации успех зависит не только от того, что вы говорите, но и во многом от того, как вы это делаете.

Небольшой fun fact: большинство исследователей сходятся в том, что от 70% до 93% коммуникации происходит именно невербально.

Но прежде чем вы начнете закатывать глаза и думать, что это очередная эзотерика, ведь суть важнее формы, давайте сделаем небольшой эксперимент. Скорее всего, вы сейчас сидите перед вашим компьютером или держите телефон в руках, лениво почитывая VC.ru. Попробуйте максимально сгорбиться, прижать плечи к ушам и вытянуть вперед шею. А теперь попробуйте подумать о последнем счастливом событии в вашей жизни. Десять из десяти – вам не удастся думать о чем-то хорошем, не меняя позу Голлума. Не говоря уже о том, чтобы рассказать кому-то об этом событии.

Несмотря на довольно экстремальный пример выше, вывод напрашивается сам – то, как мы себя ощущаем,как используем пространство вокруг себя, какой тон голоса выбираем и то, что отражается на нашем лице, играет колоссальную роль в коммуникации. Особенно если речь идет про внешние коммуникации и формирование определенного имиджа. Разберем на примере Джеффа Безоса, что именно из невербалики стоит учитывать предпринимателям и фаундерам, если они хотят добиваться своих целей.

Внешний вид

По одежке, как известно, встречают. Этот принцип базируется не только на народной мудрости, но и на ряде психологических особенностей. Первая из них – так называемая affinity bias (тяга к сходству). Это термин из нейропсихологии. Суть в том, что мы испытываем больше симпатии к тем, кто похож на нас или выглядит так, как мы хотели бы выглядеть.

Давайте сравним двух Безосов – одного из 1998 года, второго из 2017 года.

В конце 90-х Джефф больше напоминал стареющего профессора университета. К 2017 году предприниматель поправил осанку, сделал лысину частью стиля, оброс мышцами и сменил гардероб. Трансформация не осталась незамеченной - он стал героем мемов в Твиттере.

Ну просто Доминик Торетто из мира онлайн-бизнеса!
Ну просто Доминик Торетто из мира онлайн-бизнеса!
На Ютубе Джеффа часто сравнивают с Лексом Лютором
На Ютубе Джеффа часто сравнивают с Лексом Лютором

Кстати, Джефф не случайно выбирает в большинстве случаев стиль casual. Речь не про удобство и не про «я уже всем все доказал». Существует так называемый «эффект красных кед». Исследователи выяснили, что мужчины и женщины, которые носили на работу одежду, не соответствующую их статусу или выделяющую их, воспринимались как более компетентные, если они работали на руководящих должностях. Иными словами, аккуратный и стильный smart casual на руководящей позиции добавляет очков к уважению и восприятию.

Голос, тембр и скорость речи

Еще один фактор, который играет ключевую роль в успешной коммуникации – это тембр голоса и скорость речи. Исследования доказали, что люди с более низким голосом воспринимаются как более компетентные (привет, Элизабет Холмс). При этом люди, которые быстро говорят, передают гораздо меньше информации с каждым словом и синтаксической структурой, чем те, кто говорит более медленно. Поэтому, если вы хотите покорять людей, работайте над своим природным тоном и его нижним диапазоном.

Давайте снова рассмотрим конкретику на примере Безоса.

В первом видео Джефф из 2000 года, во втором - из 2018. Вы легко заметите, что его голос со временем стал более низким и глубоким, и вместе с тем - более размеренным и спокойным.

Харизма

Еще один критерий, который часто воспринимается больше как генетическая особенность, чем навык невербальной коммуникации. Давайте снова обратимся к надежным источникам – исследованиям ученых, которые утверждают, что харизма – это сочетание трех факторов: присутствия, компетентности и теплоты.

Присутствие

Исследования показывают, что 50% времени мы проводим, витая в своих мыслях. Это в целом неплохо, если не считать того, что это случается в том числе тогда, когда мы с кем-то общаемся. Наши визави, замечая это, чувствуют раздражение, отвержение и обиду. Даже если вы экстраординарный специалист и знаете, о чем вы говорите наизусть и лучше всех, отсутствие «присутствия» может серьезно помешать вам достигнуть вашей цели.

Компетентность

Компетентность, которую часто обозначают еще и как «власть», тоже является важным фактором харизмы и транслируется через язык тела и внешний вид. Самый простой способ транслировать компетентность и власть – так называемые power poses. То есть позы, которые позволяют занимать как можно больше пространства. Забудьте о прижатых к ушам плечах и желании скукожиться! Другой способ – говорить в нижнем регистре вашего природного тона и достаточно медленно (см. пункт выше).

Теплота

Зачастую самый недооцененный критерий харизмы, при этом едва ли не самый значимый. Эволюционно мы склонны в большей степени ценить именно теплоту, потому что она позволяет нам отличать союзников от врагов и обеспечивает выживание.

Теплота распознается достаточно просто – через наше выражение лица, через нашу улыбку, через открытые позы. Конечно, не все так просто, но именно открытый и искренний смех, когда задействованы не просто губы, но и мышцы в уголках глаз, гарантирует, что собеседник сочтет вас «теплой» персоной.

И снова обращаемся за помощью к Джеффу Безосу, который наглядно демонстрирует работу над харизмой. Посмотрите, как отличается поведение Джеффа во время интервью. В первом видео видно предпринимателя, который не выходит из образа взволнованного фаундера стартапа. Широко открытые глаза alltime, скрюченная поза и немного взбудораженное состояние в целом.

Во втором интервью тоже Безос, но уже более спокойный. Он сидит прямо, при этом его глаза больше не открыты нараспашку. Джефф старается использовать только открытые позы и жесты. Даже когда он слушает вопросы, он держит ладони на коленях, то есть на виду у зрителя. Так предприниматель дает понять, что открыт к коммуникации и ему нечего скрывать. Все это создает ощущение спокойствия и уверенности.

И, конечно, Джефф берет своей теплотой. Просто послушайте его громкий, местами даже заразительный смех. Трудно заподозрить, что миллиардер имитирует смех, ведь он всегда сочетается с искренней, открытой мимикой на лице.

На примере Безоса видно, что один и тот же человек может выглядеть, говорить, жестикулировать и двигаться по-разному, создавая совсем разные образы. Это значит, что если вы хотите достигать своих целей в коммуникации – неважно, в межличностной или в связях с общественностью – свои невербальные навыки нужно прокачивать.

Подробнее о том, как это делать, я расскажу в прямом эфире в телеграм-канале Mesto и на отдельном вебинаре. Подключайтесь к нам!

Ксения Зайкова
основатель коммуникационного агентства Node Communications
11
Начать дискуссию