В коворкинге Place стартовал лекторий &Talk! Тема первой пилотной лекции: «Как проводить юзабилити-тестирования цифровых сервисов?». В статье расскажем, что узнали про пользовательский опыт, какие существуют методы и инструменты для тестирований.Спикером была Кристина Мартыновская: CX/UX исследователь в международном стартапе, специалист по юзабилити цифровых сервисов, автор курсов и преподаватель школы Contented, магистр информационных технологий по направлению Human Computer Interaction.ПрототипыПрототип — концептуальное представление будущего устройства или цифрового продукта. Что-то вроде черновика. Он в прямом смысле слова может быть нарисован ручкой на бумаге.Зачем он нужен? Чтобы тестировать ваши гипотезы, обсуждать с командой демонстрировать результаты заказчикам или инвесторам и проводить usability-тестирования.Кто такой пользователь и почему у него вообще должен быть какой-нибудь опытПользователь — любой человек, который будет пользоваться нашим сайтом, программой, приложением и т.д. Чем удобнее ему будет это делать, тем выше ваши шансы на успешный запуск.Во время тестирования ваша задача говорить как можно меньше, следить за прохождением теста и задавать наводящие вопросы: «Почему вы здесь остановились?», «Вот в этом месте возникла сложность?» и т.д.Есть только один момент, который важно вслух прояснить для пользователя.Это может существенно уточнить результаты.Хронометраж тестирования может быть не очень большим — от 15 минут до часа. Если пытаться тестировать дольше, фокус у респондента пропадёт и исследование окажется не информативным.Существуют калькуляторы, которым помогут вам подсчитать, сколько нужно протестировать людей для вашего сервиса и получить релевантный результат.Например, вы понимаете, что сервисом будет пользоваться около миллиона человек. Калькулятор подскажет вам, что для тестирования прототипа этого сервиса нужно задействовать около 370 человек. Где проводить такие исследования?Существуют специальные сервисы для проведение юзабилити-тестирований. Вот примеры:UsabilityhubPlaybookuxUserfeelЕсли у вас нет бюджета или он очень ограничен, можно проводить исследование самостоятельно. Определите важный для вас пул вопросов, определите целевую аудиторию и начните тестирование без сервисов. Хотя неизвестно, что будет сделать проще😅Что может для этого понадобиться:Отдельное тихое помещениеКомпьютер/телефон респондентаМикрофон и наушники для записи результатаКомпьютер для модератораУстройство для записи видео и аудиоПО для записи экранаАйтрекер и ПО для фиксации движения глаз и кликовГлавное, будьте внимательны с отбором респондентов для тестирования. Может получиться смещение результатов, если ваш сервис предназначен для широкой аудитории, а тестирование прошли только студенты ВУЗов.Количественные и качественные исследованияТестирования бывают двух видов:Качественные. Помогают понять мотивы и логику пользователей.Количественные. Направлены на охват большого количество людей и получение числового результата.Раньше исследователи и практики были уверены, что начинать нужно с качественного тестирования небольшого количества человек — 5-6 будет достаточно. Если начать тестирование с большего числа респондентов, то, скорее всего, в в какой-то момент результаты начнут дублировать друг друга. Это заберёт у вас не только время, но и деньги.Если стало понятно, что респонденты сталкиваются с проблемой, то можно подключать количественное исследование. Благодаря ему можно выяснить, как часто проблема случается, обратить внимание на условия, при которых она не встречается и т.д.3 основных вида тестированияВообще выделяется до 28 способов UX-тестирований. Но на лекции мы пришли к выводу, что существуют основные и максимально универсальные.5 секундный. Пользователю показывается один из экранов прототипа в течение 5 секунд, а потом экран закрывают и предлагают рассказать, что он запомнил. Это помогает в выяснении лучших цветовых сочетаний, самых цепляющих формулировок и т.д.Юзабилити-тестирование. Это исследование, которое выполняется с целью оценки удобства и эффективности интерфейса.Карточная сортировка. Пользователю предлагается выбрать, в какую категорию отнести предложенный предмет или сказать, в какой категории он будет искать предложенный предмет.Существует еще Древовидный метод тестирования, но он подходит для тестирования прототипов огромных маркетплейсов, похожих на Ozon или Wildberries. Итог:Всё это мы узнали на лекции Кристины Мартыновской в лектории &Talk! на базе нашего коворкинга. Для более полного погружения в тему она порекомендовала список литературы.Что почитать?Юзабилити-тестирование по методу Стива КругаСпроси маму. Роб ФитцпатрикHooked. На крючке. Нир ЭяльИнтерфейс. Джеф РаскинПсихбольница в руках пациентов. Алан КуперЛитература Дональда НорманаArticles на сайте NNGroupUX Notes, телеграм-каналСледующая лекция в лектории &Talk! пройдёт через неделю — 21 сентября.Тема лекции: «NFT: в чём секрет популярности и есть ли авторские права?».Спикером будет Андрей Тугарин — генеральный директор юридической компании GMT Legal. Он специалист с опытом работы в области защиты и охраны интеллектуальной собственности, который юридически сопровождал более 100-блокчейн проектов в России и за рубежом. На лекции мы узнаем:Что такое NFT?Когда появляются авторские права на NFT и есть ли они?Можно ли приравнивать NFT к объектам интеллектуальной собственности?Передаются ли права при продаже NFT?NFT на маркетплейсахЗаписывайтесь на лекцию по этой ссылке. Чтобы оказаться на лекции, не обязательно быть резидентом коворкинга. Мероприятие бесплатное для всех желающих 👍 На мероприятиях в лектории можно обмениваться опытом, заниматься нетворкингом и получать новые знания. Мы в &Place! планируем развивать лекторий, делать лекции масштабнее и привозить ещё больше крутых экспертов. Подписывайтесь на канал в Яндекс.Дзен, ВК, Telegram и другие соцсети, чтобы не пропускать анонсы мероприятий 😎