ИНТЕРВЬЮ с Максимом Архипенковым, основателем компании SMART MERCH

Максим Архипенков, SMART MERCH
Максим Архипенков, SMART MERCH

Одним из партнеров PRO100ROBOT является IT компания SMART MERCH.

Мы поговорили с основателем SMART MERCH о том, как искусственный интеллект проникает в FMCG-сектор и может ли робот полностью заменить человека.

На наши вопросы отвечает Максим Архипенков, фаундер и генеральный директор проекта SMART MERCH

Расскажите о компании (чем занимается, в каком году создавалась, с чего всё начиналось, как компания выглядит сейчас).

На сегодняшний день компания SMART MERCH предлагает услуги автоматизации процессов контроля за качеством выполнения полевых работ в секторе FMCG. Мы помогаем нашим клиентам быстро, точно и объективно понять в каком состоянии находится продукция на полках магазинов: где она стоит, в каком количестве, в том числе в соотношении с конкурентами, по какой цене и тд. Кроме этого, предоставляем большой объем аналитики для своевременных и взвешенных бизнес-решений. Оптимизируем процессы продаж и логистики для повышения эффективности бизнес-процессов. Что в конечном счете приводит к увеличению всех финансовых показателей.

Сам проект SMART MERCH мы запустили в 2016 году. Задумался я о нем еще, когда работал в компании Нильсен*. * Примечание. Nielsen — американская компания, крупнейшая независимая фирма, проводящая маркетинговые измерения в индустрии товаров повседневного спроса, медиаизмерения и исследования потребителей.

Именно там я познакомился с работой сектора FMCG и глубоко погрузился в изучение этого рынка - узнал потребности и задачи отрасли. Будучи инженером по образованию*, я сложил технические знания, полученные в институте и понимание проблем FMCG и применил их в проекте автоматизации процессов мерчандайзинга.

*Примечание. Максим окончил Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) по специальности “Робототехника и интеллектуальные системы”

Проект основан на реализации системы распознавания образов с использованием искусственного интеллекта. С помощью обычных фотографий, сделанных на смартфон торгового представителя или мерчандайзера, система предоставляет подробный отчет о расположении продукции на полке магазина.

В настоящий момент в компании работает более 100 человек в 5 странах мира. Наши проекты запущены более чем в 10 странах мира. Нам доверяют более 30 ведущих игроков FMCG-рынка. Мы продолжаем активно расти и развиваться и рассчитываем на достижение новых вершин в следующем году.

Как сегодня обстоят дела на рынке FMCG в мире и в России, есть ли интерес у компаний и брендов к искусственному интеллекту?

Так или иначе, за последние пару лет FMCG-сектор подвергся значительным изменениям. Произошло перестроение самого рынка. Многие компании ушли на удаленку, многие из них научились работать с распределенными командами. В таких условиях, всё больше внимания уделяется работе с данными. Потребность FMCG в понимании реальной ситуации на полках в магазинах продолжает расти. Повышение прозрачности и эффективности процессов становятся приоритетными задачами бизнеса.

Информационный голод компании утоляют с помощью различных сервисов. В частности, одним из инструментов, который позволяет быстро обрабатывать большой объем данных является искусственный интеллект.

Если говорить об отличии отечественных и мировых практик. Разница, конечно, есть. Но она не связана с развитием IT. Речь идет о структуре отрасли FMCG - невозможно сравнивать Россию, США, Китай, Аргентину, Польшу и т.д. Это абсолютно разные рынки, построенные с учетом психологии потребительского поведения, с учетом особенностей менталитета, а значит имеют различные потребности. Несмотря на отличия структуры самого ритейла, мы ощущаем высокий интерес к системе SMART MERCH в любом регионе. Наши кейсы, механики использования и опыт внедрений в разных странах это подтверждает.

Можно ли сказать, что внедрение IT-технологий является приоритетным в FMCG-отрасли?

Вопрос не совсем корректный, поскольку приоритетным в FMCG-отрасли является само производство, реализация продукции, повышение качества и т.д. Тем не менее, с точки зрения sales-активностей, внедрение автоматизированных систем позволяет повысить эффективность бизнес-процессов, маржинальность продуктов, влияет на естественные продажи, в конечном итоге и на прибыль. А повышение финансовых показателей является основной функцией бизнеса. В связи с этим, внедрение IT-технологий всё же занимает важную составляющую развития компании.

В первую очередь это касается производителей, которые уже занимают достаточно большую долю рынка. У них борьба идет за единицы процентов. Каждое минимальное повышение эффективности ведет к серьезным изменениям объемов продаж в денежном выражении.

Потребность новых игроков - быстрый рост. Маленькие компании должны быть агрессивными и действовать быстро, чтобы занять свое место под солнцем. И наша компания обеспечивает все необходимые факторы роста.

Информационные технологии затрагивают большое количество бизнес-задач, в том числе автоматизацию маршрутов, рекрутинговые процессы. Любая компания заинтересована в инструментах, которые обеспечивают рост, а получая их - начинают активно ими пользоваться.

Как считаете, искусственный интеллект в будущем сможет полностью заменить человека?

Мое личное глубокое убеждение - нет. Всё-таки до настоящего искусственного интеллекта нам далеко. Нейросети, в том виде, в котором они существуют сейчас - это помощники человека.

Конечно, некоторые элементы индустрии могут быть автоматизированы без участия человека. Но в возможность отдать на откуп искусственному интеллекту полноценный бизнес-процесс, я не верю. По-крайней мере на данном этапе развития. Хотя, есть мнение, что технологии развиваются очень стремительно. И в ближайшее время компьютер, работающий без помощи человека, может стать реальностью.

Тем не менее, в краткосрочной перспективе бизнес вряд ли будет готов полностью передать процессы искусственному интеллекту, с точки зрения безопасности.

Есть ли у искусственного интеллекта минусы? Если нет – обоснуйте, пожалуйста. Если да, расскажите подробнее.

Для начала давайте разделим искусственный интеллект и нейросети.

Сегодня искусственный интеллект, в том виде, как мы его представляем - это фантастика. По моей оценке, его эра еще не наступила. А вот системы глубокого обучения имеют достаточно большой список минусов. Они связаны с ограниченностью возможностей обучения и применимости. Нейросети решают конкретную узкую задачу. Их массовое использование сегодня невозможно.

Конечно, нейросети развиваются. Например, несколько лет назад, когда мы начинали свой путь, точность распознавания 90% был весьма высоким показателем. Сейчас показатель ниже 95% - уже никому не интересен. Поэтому со временем, минусов становится всё меньше.

Можно ли говорить о том, что IT-технологии в FMCG не только снижают издержки и экономят, но и приносят ощутимую прибыль.

Безусловно. Снижение издержек приводит к росту прибыли.

В качестве примера, рассмотрим логистические процессы. С помощью автоматизации мы снижаем количество продукции, которая доставляется не в срок. Таким образом, уменьшается отбраковка товаров по сроку годности. А значит повышается количество продаж, что приводит к увеличению прибыли.

SMART MERCH влияет на параметры наличия продукции на полке магазина. Чем чаще продукт стоит на полке, тем выше естественный прирост продаж.

Отличаются ли отечественные разработки в сфере нейронных сетей от западных. Если да, то чем.

Технологии едины, а вот подходы могут отличаться не только в зависимости от страны, но и от компаний внутри рынка. Сегодня IT-рынок привлекает специалистов из разных стран. Над одним проектом могут трудиться сотрудники с дипломом московского института или индийского университета. Мне кажется, разделение по странам в IT все меньше и меньше.

Выделите 3 основные проблемы FMCG, которые успешно решаются с помощью продуктов SMARTMERCH.

  • Out of stockТовар доехал до магазина, лежит на складе, но на полку не выставляется.
  • Planogram ComplienceТовар стоит на полке, но не на своем месте, не в рамках правильного товарного соседства.
  • Price index Неверная цена. Например, должна быть акция, но она не указана на ценнике. Или, наоборот, акция закончилась, ценник не заменили.

Самый яркий кейс из практики (можно 2 =). Коротко, но по возможности с цифрами.

Невозможно выделить один, два или даже три самых ярких кейса. Все наши проекты - результат глубокой проработки и большого объема кастомизации.

БОльшая часть портфеля нашей компании - это кейсы bottling-индустрии: производители пивных, безалкогольных напитков и крепкого алкоголя. В среднем мы фиксируем рост продаж от 3 до 10% в зависимости от подхода, которые использует клиент.

*Примечание. С компаниями подписан договор NDA.

Доступен ли искусственный интеллект малому и среднему бизнесу?

Да, безусловно доступен. Среди наших клиентов есть и небольшие компании.

Но прежде, чем присматриваться к нейронным сетям, малому бизнесу следует оценить уровень развития компании и четко сформулировать цели.

Например, если компания только выходит на рынок и у нее только 1-2 торговых представителя, то я рекомендую в первую очередь инвестировать в развитие полевой команды. И уже со временем переходить к автоматизации этой команды для оптимизации бюджетирования.

Важно соблюдать последовательность в достижении целей и не тратить деньги на автоматизацию ради автоматизации. Я такой подход не поддерживаю.

На сколько дорого сейчас выходит внедрение искусственного интеллекта для компаний.

Стоимость внедрения зависит от кейса. Что распознавать, с какой частотой, объем конкурентов, количество SKU клиента, товарная линейка, количество агентов, формат отчетности и т.д. У нас нет ни одного коробочного решения. Мы дорабатываем систему под каждого клиента в зависимости от потребностей и задач. Вилка по цифрам безгранична - от 50 000 руб. на входе до 15 млн.

Порекомендуйте компаниям, которые задумываются о нейронных сетях - с чего им следует начинать.

В первую очередь необходимо описать бизнес-процессы и боли, которые есть у компании.

Например, вы хотите уменьшить затраты на логистику при помощи нейросетей. Вам надо расписать, как этот процесс построен в настоящий момент - от планирования маршрута до разгрузки в магазине. В результате вы получаете карту, я ее называю “Карта бизнес-процессов” - как продукт переходит из одного состояния в другой. Благодаря этой информации становится понятно, в какой точке цепи внедрение нейронной сети повысит эффективность всего процесса.

Если у вас нет такого документа, мы поможем его составить или сделаем самостоятельно. По результату аудита мы подсвечиваем пробелы в бизнес-процессе, выявляем проблемы и рассчитываем потерянную прибыль. В конечном итоге получаем готовое техническое задание на разработку нейросети.

Поделитесь своими планами на будущее. Как компания планирует развиваться, какой рост ожидается до конца 2022 года (может дольше).

Сейчас компания масштабируется. Мы выделяем 2 основных направления развития - международная экспансия и создание новых продуктов для закрытия задач наших клиентов.

Мы желаем удачи компании SMART MERCH в достижении всех поставленных целей и надеемся на успешные реализованные совместные проекты с компанией PRO100ROBOT.

Материал подготовлен компанией PRO100ROBOT

Перейти на сайт >>

11
Начать дискуссию