Нефертити и Эхнатон

Стела с изображением Эхнатона и Нефертити Новый музей Берлин
Стела с изображением Эхнатона и Нефертити Новый музей Берлин

Древнеегипетские хроники, рисунки и скульптурные изображения царицы Нефертити и её супруга фараона Эхнатона повествуют о самом интересном периоде в жизни Древнего Египта и отсылают нас на три тысячи четыреста лет назад в историю.

Время у власти фараона, поначалу известного как Аменхотеп IV, и его супруги Нефертити описано как «амарнский период». Именно тогда впервые была предпринята попытка сломить могущество фиванских жрецов и старой знати, при которых власть фараона была чисто номинальной. Аменхотеп IV намерен был положить конец поклонениям идолам и провозгласить новый государственный культ Бога Атона, Бога Солнца, а своей столицей он сделал город Ахетатон (Пространство Атона, основан в 1346 г. до н. э. и просуществовал до 1370 г. до н. э ) в стороне от Фив (ныне Амарна). Тогда же фараон взял имя Эхнатон (угодный Богу), под которым он и вошёл в историю Древнего Египта. Позже египтяне отвергли его реформу, но уже после смерти Эхнатона.

Город Ахетатон был заброшен, занесён песками, и, возможно, благодаря этому забвению удивительно хорошо сохранились памятники искусства амарнского периода, расцвета древнеегипетского искусства.

фото 1: Нефертити высота бюста 19 смматериал — жёлтый кристаллический песчаник считается незаконченным портретом Нефертити Мастерской Тутмоса

фото 2: Нефертити Подношение АтонуФото: Джон Бодсворт (AuthorJon Bodsworth)

Имя Нефертити у всех на устах. Сегодня она известна едва ли не более, чем ее венценосный супруг, известна, в первую очередь, как самая красивая женщина в истории мира, но в ее время Нефертити можно было бы назвать и известным политиком. Она не только сопровождала фараона во время религиозных празднеств и важных событий, но, главное — поддерживала его реформу.

Голова Эхнатона. Розенкрейцерский египетский музей. Сан-Хосе
Голова Эхнатона. Розенкрейцерский египетский музей. Сан-Хосе

Амарна (Тель-эль-Амарна) — поселение на восточном берегу Нила, в 287 км к югу от Каира. В его районе расположены руины древнеегипетского города Ахетатона, который построил фараон XVIII династии Эхнатон и на время своего правления провозгласил столицей. Город просуществовал около 15 лет, считая от начала строительства (1346 год до н. э.) и до смерти Эхнатона, вскоре после которой город был покинут царской династией и жителями (1332 год до н. э.).

Здесь Эхнатон построил центр культа бога Атона, перенёс сюда свою резиденцию и столицу древнеегипетского государства из Фив. После смерти Эхнатона культ Атона со временем был подавлен, культовая столица возвращена в Фивы.

В египтологии употребляется термин «амарнское искусство» для обозначения особенных направлений в социо-культурной жизни данного периода.

Роспись стениз Зеленой комнаты Северного дворца Амарны (Ахетатона) Факсимиле Королевский музей Онтарио Канада
Роспись стениз Зеленой комнаты Северного дворца Амарны (Ахетатона) Факсимиле Королевский музей Онтарио Канада

Фараон Эхнатон был умным и мыслящим правителем, желающим превратить Египет в сильное государство. Только так можно было выстоять против нападения врагов. Ассирийцы, хетты, ливийцы были главными врагами Египта, грабившими страну и угонявшими жителей в рабство.Народ, пребывавший под гнетом жрецов и налогов, поддержал религиозную реформу фараона. Религия утратила таинственность, обряды стали проще. Поклонение новому Божеству Атону было удобнее. Лицезрение Солнца доступно всем, и оно не требовало щедрых жертвоприношений. Жрецы и знать вынуждены были уступить реформам, выжидая возвращения прежнего политического и религиозного уклада.

Амарна руины Северного дворца древнего города Ахетатон
Амарна руины Северного дворца древнего города Ахетатон

Амарна стала переломной эпохой и для египетской словесности: новоегипетский язык с этого времени окончательно вытесняет более древний среднеегипетский; создаются шедевры египетской поэзии — любовная лирика, получившая широкое распространение в Египте во второй половине Нового царства, и «Гимн Атону», авторство которого иногда приписывается Эхнатону. Джеймс Брэстед усмотрел в нескольких метафорах параллели между «Гимном Атону» и 104 библейским псалмом. Однако возможная связь между текстами оставалась туманной. Современные исследователи склонны считать подобия результатом использования сходных аналогий, а не культурного влияния.

Основные черты амарнского искусства — реалистичные изображения природы и людей. Даже в изображении фараона уже нет подчеркнутой идеализации, он часто изображается как отец семейства, знатный вельможа в окружении комфорта и роскоши. Его часто изображают с дочерьми на коленях, нежно обнимающим жену, нередки семейные сценки и сцены богослужений и поклонения Атону всей семьей.Впервые в египетском искусстве амарнского периода появляются светские образы царя (кресты анх) и царицы, изображенных в светской и непринужденной обстановке. Скульптурные изображения царицы Нефертити, созданные в мастерской скульптора Тутмоса — яркий пример особенностей амарнского искусства.Причина создания этого нового канона скорее всего была в том, что пока идеалом был совершенный Бог, то и человек идеализировался. В традиционном египетском искусстве хотя и была портретная точность, человек изображался преображенным, одухотворенным, стремящимся к вечности и Богу. Но если бог — это царь, то он теперь и является идеалом. Значит нужно изображать его максимально реалистично, и задача подданных теперь — соответствовать этому новому идеалу. Амарнский период длился недолго (около 20 лет), как и правление самого Эхнатона. После смерти царя Ахетатон с его храмами и мастерскими был заброшен, поскольку само это место считалось у египтян проклятым, и город оказался засыпан песками пустыни.Среди исследователей нет единства в интерпретация амарнского искусства. Одни полагают, что странные изображения людей и прежде всего фараона несут религиозную символику. Другие египтологи склонны считать, что амарнское искусство было своего рода экспрессионизмом Древнего Египта.

Есть мнение, что общепризнанные каноны красоты в древнем Египте довольно сильно отличались от современных. И одним из главнейших признаков любой красавицы считалась очень длинная шея. И не в последнюю очередь именно благодаря своей шее, царица Нефертити считалась абсолютно совершенной красавицей.Хотя не исключено так-же и то, что скульпторы и художники, своими стараниями угодить, несколько преувеличили некоторые пропорции, отдельных частей её тела.

55
1 комментарий

Тайные дела цариц...

Ответить