Стоит ли вам писать научно-популярную книгу

Стоит ли вам писать научно-популярную книгу

Разбор от научного журналиста и нон-фикшн писателя Аси Казанцевой

Какие ассоциации у вас со словом «писатель»? Как правило, люди представляют творца художественных книг, в которых есть герои и сюжет. Статистика российского книгоиздания говорит иное: каждый третий писатель в России — это создатель прикладной литературы: научпопа, бизнес-литературы, документалистики. Всё это называется – нон-фикшн, то есть нехудожественная литература.

Сообщество нон-фикшн большое — оно помогает систематизировать огромный и постоянно пополняемый океан научной и прикладной информации и выделять из него наиболее востребованные читателями идеи и знания. Автор нон-фикшн литературы использует свою экспертность и опыт для того, чтобы подать какую-то полезную информацию в легко усваиваемом виде.

Поэтому необязательно придумывать миры и героев, чтобы написать книгу. О необходимых вещах — мотивации, нужном бэкграунде и целеполагании писателя нон-фикшн — в эфире Rideró рассказала звезда просветительской сферы Ася Казанцева*.

О спикере

Ася Казанцева* — научный журналист, популяризатор науки, автор книг. Специализируется на вопросах биологии в целом и вопросах работы мозга в частности. Тираж ее трёх книг «Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости» (2013 г.), «В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов» (2016 г.), «Мозг материален. О пользе томографа, транскраниального стимулятора и клеток улитки для понимания человеческого поведения» (2019 г.) уже превысил 100 000 экземпляров. За первую книгу в 2014 году она удостоилась премии «Просветитель» в номинации «Естественные и точные науки».

Покупатели платят за нон-фикшн

Сегмент литературы нон-фикшн до прошлого года неуклонно рос в общей массе печатных изданий, чуть уступил художественной литературе в 2022-м, а теперь снова отыгрывает позиции.

Направление нон-фикшн огромно: это и деловая литература, и учебная, и автофикшн — изложение реального жизненного опыта, и нон-фикшн для детей.

Тенденция такова, что нехудожественные книги охотнее издают в бумаге, потому что люди готовы покупать печатный нон-фикшн. Во-первых, там много графиков, примечаний, список литературы в конце — их гораздо удобнее читать на бумаге, чем «в цифре». Еще одна причина в возрастных предпочтениях: например, дети в принципе больше любят бумажные издания, чем электронные. Все это делает сегмент нон-фикшн коммерчески выгодным и для авторов, и для издателей.

Интересный момент: когда в Rideró анализировали ТОП продаж книг за последние 3 года, выяснилось, что средняя цена нон-фикшн книг из ТОПа в 2,5 раза выше, чем цена художественных книг. Читатели готовы заплатить за реальные знания и навыки.

Как нон-фикшн книга помогает автору

Если деятельность автора связана с публичными выступлениями, то написание книг будет дополнять публичные выступления и наоборот. Например, лектор-ученый, пока пишет книги, ищет материал. Часть информации в книгу не войдет, но зато войдет в лекцию. И наоборот: популяризатор науки готовится к лекции, часть материала в доклад не вошла, но пригодилась для книги. Часто получается так, что автор выпускает книгу, по ней читает лекции, потом читает новые лекции, не связанные с ней. Из новых лекций понемногу накапливается материал на новую книгу.

Изданная и востребованная книга гарантированно станет рекомендацией для издателей. А еще это может быть преимуществом при приёме на работу, как это было у Владимира Савельева с книгой «Статистика и котики».

В-третьих, написание книг тренирует навыки поиска и обработки информации, это помогает в учебе. Кроме того, написать нон-фикшн книгу — это значит, повысить или как минимум освежить свою экспертность по предмету книги.

Наконец, книга помогает самому человеку измениться — это опыт, который прокачивает навык самоорганизации, самодисциплины, вселяет в человека уверенность в себе.

Один из успешных авторов Rideró Анастасия Арсенёва – практикующий врач-гематолог и мама двоих детей. Для того, чтобы написать книгу, она наняла няню на пару часов в день. И несколько месяцев, каждый день работала над книгой, потому что когда ставишь цель и достаешь свои кровные заработанные на достижение этой цели, мотивация растет в геометрической прогрессии. Опубликованная книга «Антианемия» уже полтора года успешно продаётся и приносит автору так называемый пассивный доход.

Особенности работы в жанре нон-фикшн

Для писателя художественной литературы его тексты — это самое главное. Это то, на что он тратит большую часть своего времени, что приносит ему главный доход. Для автора нон-фикшн книга — это средство для повышения узнаваемости, авторитета, экспертности. Большую часть времени он посвящает своей профессиональной деятельности: проводит исследования, занимается бизнесом, читает лекции и т. д. А книжки работают на репутацию автора.

Автор нон-фикшна удовлетворяет прежде всего какой-то запрос читателей: делится теоретическими знаниями и практическими навыками, уникальным опытом. Все это читатель может применить к своей жизни.

Например, автор научпопа использует науку как средство для удовлетворения запроса читателей: те хотят стать умнее и интереснее в глазах окружающих, построить оптимальную жизненную стратегию, решить какую-то конкретную задачу.

В этой сфере, в отличие от художественной литературы, не требуется какого-то большого таланта и чувства слова.

Здесь требуется:

— экспертность,

— навык работы с источниками,

— умение структурировать текст и увлекательно его изложить.

Входной порог для писателя нон-фикшн

Чтобы издать нон-фикшн книгу, нужна экспертиза в той предметной области, в которой вы планируете писать.

Экспертиза может быть сугубо практической — 20 лет работали в продажах в разных компаниях, сколотили не один отдел продаж, знаете рынок и можете говорить на эту тему уверенно. А может быть академической — получили профильное образование, имеете степень, издаёте научные работы, выступаете с лекциями и в СМИ.

В научпопе статистика почти всегда на стороне авторов с профильным образованием. Посмотрите на лауреатов премии «Просветитель»: из десятков людей, её получивших, есть только двое журналистов с непрофильным образованием — Дарья Варламова и Антон Зайниев — авторы книги «С ума сойти! Путеводитель по психическим расстройствам для жителя большого города». Они переработали огромное количество источников, консультировались у множества специалистов и создали книгу, ориентированную на непосвященного человека. Остальные лауреаты «Просветителя» либо занимаются наукой и имеют ученую степень, либо, как Ася Казанцева*, имеют профильное высшее образование и продолжают учиться.

Профильное образование необязательно для создания книг, но дает автору сильное конкурентное преимущество: оно помогает находить нужную информацию — вы просто знаете, где искать и что именно. Оно помогает читать сложные научные статьи и понимать, что там написано. А еще можно довольно быстро распознать совсем уж откровенную чушь и отбраковать ненадежные источники. Того же результата можно добиться, не имея профильного университетского образования, но это отнимет гораздо больше времени и усилий.

Важно, что в большой нон-фикшн люди не приходят с нуля. Книге почти всегда предшествует какой-то мелкий формат. Как правило, у автора на эту тему уже есть блог или он публиковал статьи — их наверняка публиковали научно-популярные журналы, и на них уже есть какая-то обратная связь. Автор выступал по этой теме в своих социальных сетях, давал комментарии в СМИ, участвовал в открытых дискуссиях, у него есть друзья, связанные с изданием нон-фикшна. И есть готовые рекомендации для издательств. Обратная ситуация, когда автор с книгой возникает на пустом месте, редкая, к тому же вызовет вопросы — почему бэкграунда никакого нет? Что это за автор, который раньше нигде ничего не говорил по теме книги?

Также есть еще одно условие, оно обязательно по крайней мере для тех, кто хочет написать научно-популярную книгу — знание английского. Необязательно свободно на нем говорить, но читать на нем придется непременно, потому что все научные статьи публикуются на английском. Это lingua franca современной науки.

Как работать с издателями нехудожественной литературы

Контексты художественного и нехудожественного книгоизданий различаются радикально. Главное, что нужно понимать: художественная литература — это журавль в небе. Здесь есть вероятность успеха, но она низкая. Любое издательство получает огромный поток художественных рукописей от авторов. Из них кто-то, конечно, окажется новой Гузелью Яхиной или Дарьей Донцовой, но большинство никогда не окупит затрат на их публикацию. Для издателя выпускать художественную литературу — всегда большой риск.

С научно-популярной литературой все гораздо проще. Потому что для издательства это гарантированная синица в руках. Спрос на нон-фикшн всегда превышал предложение и только сейчас более-менее устаканился. Издательство может быть уверено, что при хорошей теме, даже если сама книжка скучная, 3000 экземпляров оно точно продаст и свои затраты окупит.

Когда обращаться в издательство. Если вы нацелились на какие-то конкретные издательства, закидывать им удочку нужно на этапе, когда вы сформулировали общую идею книги и продумали её структуру. Писать всю книгу от и до, а потом ходить с ней по издателям нецелесообразно: издательства очень долго реагируют. У них есть план издания на полгода вперед. Что-то вменяемое они вам ответят только через несколько месяцев, особенно если вы незнакомый новый автор.

Оптимальный план действий такой: напишите синопсис — описание общей идеи книги, краткое описание всех глав, где про что будет рассказано, — а также первую главу, чтобы издательство смогло оценить стиль, подачу, уровень сложности материала. По готовности отправляйте в издательство. После этого не надо ждать ответа, надо продолжать писать книгу: от издательства ответ может прийти через три или больше месяцев, а это время не вернуть. И когда издательство вам ответит — мол, нам интересно — у вас уже будет готов основной объем работы. Можно будет почти сразу вступать в переговоры и начинать подготовку к печати.

Издание книги вообще небыстрый процесс: полгода вы пишете рукопись, потом она полгода ждет в издательстве редактора, потом он её читает, вы правите, потом еще три месяца она идет в типографию…

Здесь надо понимать, что издательство все равно не будет заключать договор с новым автором, пока книга не написана полностью. Так происходит потому, что авторы часто сливаются с полпути, особенно новые. Исключение могут сделать для хорошо зарекомендовавшего себя автора, который всегда доводит рукописи до конца. Но выразить интерес им ничто не мешает.

Как писать книгу нон-фикшн

Тема. Для начала нужно определить сферу своих компетенций и границы экспертности. Затем нужно найти такие темы в этой сфере, которые вызывают отклик у широкой аудитории. Например, вы полжизни разрабатываете огнетушители. Расскажите про то, какой огнетушитель подобрать домой, как им пользоваться и как его обслуживать.

Аудитория. Верно определить читательскую аудиторию не получается даже у опытных авторов нон-фикшн. Вот, что говорит сама Ася Казанцева:

«Я не знаю. Мне кажется, что ядро моей аудитории — это молодые образованные горожане, которые давно уже получили высшее образование, но им хочется продолжать получать новые данные о том, как устроен мир. Но всякий раз оказывается, что это не совсем так. Среди своих читателей и слушателей я встречаю и биологов, и абсолютных гуманитариев, и людей разных возрастов.

Я одно могу точно сказать. Когда вы пишете книгу, вы выбираете степень детализации или уровень сложности. Так вот, как бы и кому бы вы ни старались угодить, всегда найдутся недовольные: кому-то будет слишком занудно, а кому-то, наоборот, слишком поверхностно. Поэтому лучше ориентируйтесь на свои ощущения: кому-то ваша книжка точно понравится».

Структура. Глобально нехудожественные книги похожи на фракталы: есть какая-то общая для всей книжки идея, из этой идеи вытекает, какие главы в неё войдут. Для каждой главы тоже есть какая-то общая идея поменьше, которая обслуживает основную идею книги. И эта глава, в свою очередь, тоже состоит из маленьких главок или эпизодов, которые служат раскрытию её основной идеи.

Движение происходит от общего к частному: сначала придумываем общую идею книжки, потом — как разложить её на идеи поменьше и распределить их по главам, потом разбиваем каждую главу на план из эпизодов.

По той же схеме работаем с источниками: сначала читаем общие обзоры по теме будущей книги. Эти обзоры дают общее представление о предмете, как он устроен, какие аспекты у него есть. А потом можно зарываться в детали: читать конкретные исследования по этим аспектам, доставать отдельные примеры из них и нанизывать на основную идею. Таким образом ведем к тому выводу, который считаете правильным.

Кратко:

  • Решаем, что именно хотим сказать.
  • Решаем, как именно донесем это до читателя: на уровне целой книги, каждой главы, каждого эпизода.
  • Отвечаем на вопрос, зачем читателю эта информация. На последнем этапе надо поставить себя на место читателя и понять, какую пользу ему принесут сведения из будущей книги.

При этом надо работать над увлекательностью текста:

  • делать примеры для книги занимательными, чтобы читатель их мог запомнить, пересказывать друзьям, соседям, коллегам;
  • работать над языком, чтобы текст было легко и приятно читать.

Проверка фактов. В отличие от научной литературы, где есть формальные рецензенты, в литературе нон-фикшн только автор отвечает за содержание своей книги. Но он ставит на кон свою репутацию, а вместе с ним рискует репутацией и издатель.

Есть, конечно, шарлатаны и инфоцыгане, которые ради быстрых заработков и внимания СМИ выпускают книги сомнительного содержания. Но добросовестные авторы и издатели сами заинтересованы в том, чтобы будущую книжку прочитали и «выловили всех блох» люди, которые разбираются в данной предметной области.

Ася Казанцева* о своих «тестовых» читателях:

«Мои книги перед публикацией читали эксперт по нейроэкономике Василий Ключарев, эволюционный биолог и нейробиолог Николай Кукушкин, биолог Саша Панчин, натуралист Женя Тимонова и другие дружественные специалисты. Книжки им подсовываю либо я сама, либо издательство.

Они читают их внимательно и могут сказать, что где-то написано непонятно, где-то неточно, а где-то не сходится с их знаниями по предмету, и надо перепроверять по другим источникам. На эти уточнения и правки уходит еще несколько месяцев».

Язык и сложность книги. Здесь необходимо поставить себя на место вашего образцового читателя. Если у вас такого представления нет, пишите так, чтобы не было скучно вам, чтобы текст нравился значимым для вас людям. Полезно, если у вас найдутся «тестовые читатели»: люди, которые достаточно хорошо вас знают, согласны прочитать ваш текст и которые достаточно честны, чтобы указать на скучные и неверные места.

Увлекательность книги. Все самые интересные и успешные проекты получаются именно там, где, с одной стороны, есть какая-то история, персонажи, за которыми удается следить и переживать, а, с другой стороны, есть какие-то факты, которыми можно делиться с друзьями и которые повышают коммуникативную ценность читателя.

Временные затраты. Процесс работы над текстом — это по крайней мере 1000 рабочих часов: чтение источников плюс написание текста. При этом чтение источников занимает больше времени. Это порядка полугода работы при условии, что автор занимается только книжкой и больше ничем.

Это не спринтерский бег на короткую дистанцию, это марафон: нужно подолгу удерживать себя за компьютером, а для этого необходима мотивация.

Стоит ли вам писать научно-популярную книгу

Мотивация. Мотивации могут быть отрицательные: например, автор пообещал книгу издателю, уже заключил контракт, и издательство оштрафует его, если тот не сдаст рукопись в срок. А еще он всем похвастался, что пишет книжку, а сам не пишет. Автор начинает писать, подгоняемый страхом, что все будут над ним смеяться, он испортит репутацию и умрет под забором.

Мотивации могут быть и эмоционально-позитивные: изданная книга принесет автору богатство и славу или любовь и внимание какой-то конкретной персоны.

Организация труда. В работе «на длинные дистанции» важна её организация. Чтобы повысить вероятность успешного и своевременного окончания книги, автору нужно подумать, как будет устроен его образ жизни в ближайшие полгода.

Совет от Аси Казанцевой*:

«Примите во внимание график. Когда я начинаю писать книжку, я перестаю жить по человеческому графику и становлюсь очень экстремальной «совой»: просыпаюсь к двум часам дня в лучшем случае и сначала разгребаю текучку, которая валится с утра — ведь жизнь-то не останавливается, надо отвечать на вопросы про интервью, про лекции и прочее. Нормальная работа начинается уже после 9 вечера, когда все отстают. А совсем уж хорошая работа начинается после полуночи — к этому времени и в соцсетях больше ничего не происходит. Самое мое продуктивное время — с полуночи до 6 утра, потому что в это время меня никто не дергает.

Такой режим могут себе позволить только фрилансеры. Когда я писала первую книгу, у меня еще была нормальная работа. Тогда я часов в 8 вечера приходила домой и примерно до 4 утра писала книжку. Потом спала и приходила на работу к 12, потому что рабочий график такое позволял».

Где издать нон-фикшн книгу

Есть издательства или большие подразделения издательств, которые специализируются на выпуске нехудожественной литературы. Например: «МИФ», «Бомбора» или «Альпина нон-фикшн». Если вашу рукопись отберут для издания, вы можете рассчитывать на то, что книга выйдет тиражом 1000-3000 экземпляров и вы получите от 8 до 15% от оптовой стоимости проданных книг.

Если вы хотите полностью управлять процессом издания и выпустить книгу именно в том виде, в котором хотите – издавайте её в издательском сервисе. На Rideró 42% книг – это нон-фикшн, а 8 книг из ТОП-10 по продажам за 2021-й, 2022-й и первую половину 2023-го занимают именно нехудожественные книги. Процент выручки, который получает автор будет в несколько раз выше, чем при выходе в издательстве: 25% при продаже книги на партнерской площадке (книжные интернет-магазины и маркетплейсы), 68% при продаже электронной книги в магазине Rideró. Селфпаб – это вариант для самостоятельных авторов.

И, напоследок. Есть готовые пошаговые гайды, следуя которым любой профессионал может написать и издать нон-фикшн книгу и не только добавить плюсов к цитируемости своего имени, но и создать дополнительный источник дохода. Один из таких гайдов бесплатно вы можете взять здесь.

*Казанцева Анастасия Андреевна признана иностранным агентом

33
Начать дискуссию