Как мы защитили бренд одежды от копирования

Нашли нарушителей, остановили ввоз контрафакта и финансовые потери от продажи дешевых копий, а также взыскали более 50 млн рублей.

Смоделируем ситуацию: конкурент видит, что ваш бренд одежды растет, принося вам хорошую прибыль, и решает этим воспользоваться. Закупает несколько моделей продукции и заказывает пошив копий на производстве N. Когда подделки готовы, выкладывает их на маркетплейсы, указывая цену гораздо ниже стоимости оригинала. И для совсем уж точного попадания в сердца покупателей, оформляя карточки товаров, использует ваши фото и инфографику. Как результат, его дела идут в гору, а ваши – наоборот, стремительно катятся вниз. Продажи падают, клиенты начинают с недоверием относиться к бренду, который внезапно подешевел, а ваша репутация под угрозой.

Владислав Прохоров
руководитель направления регистрации и защиты объектов интеллектуальной собственности Юридической группы «Совет», патентный поверенный РФ

Что делать, если конкурент скопировал ваш бренд и переманивает потенциальных покупателей?

Конкуренция на маркетплейсах с каждым годом становится все выше. И желающие занять лидирующие позиции по количеству продаж идут на самые крайние меры, копируя успешные бренды.

Наказать правонарушителя за такую кражу бывает непросто. Ведь предприниматели не всегда продумывают заранее, как будут защищать свой бренд в подобных ситуациях.

На примере одного кейса мы объясняем, как наказать нечестного конкурента и уберечь свой бренд от копирования.

Суть конфликта

<i>Производитель нижнего белья Love Secret столкнулся с тем, что конкуренты копируют и логотип, и карточки товаров, и лекала продукции</i>
Производитель нижнего белья Love Secret столкнулся с тем, что конкуренты копируют и логотип, и карточки товаров, и лекала продукции

Антон Байкузин – владелец бренда нижнего белья LOVE SECRET UNDERWEAR. Его конкуренты на маркетплейсах решили построить такой же бизнес. Причем «такой же» в самом прямом смысле слова.

Они скопировали не только модели нижнего белья, но и элементы оформления товарных карточек на маркетплейсах в виде фото и инфографики. Также они использовали символику, которая была похожа на товарный знак бренда и тем самым вводила покупателей в заблуждение.

Выяснилось, что нарушители заказывали пошив подделок в Китае, а затем привозили товары в Россию. Они реализовывали контрафакт через самые крупные маркетплейсы, продавая их намного дешевле, чем стоят товары оригинального бренда. В результате, продажи LOVE SECRET UNDERWEAR заметно снизились. К тому же, из-за низкого качества товаров конкурента нависла угроза репутации бренда.

Команда Юридической группы «Совет» разработала уникальную стратегию для решения проблемы клиента, которая состояла из трех уровней защиты бренда.

Защита товарного знака

Вначале мы внесли товарный знак LOVE SECRET UNDERWEAR в реестр Федеральной таможенной службы РФ (ТРОИС). Как следствие, количество ввозимых подделок бренда в Россию существенно сократилось, т.к. теперь их задерживали на российско-китайской границе.

Затем мы подали исковое заявление в суд, к котором указали два требования:

  • обязать нарушителя прекратить использование айдентики, схожей с символикой его бренда;
  • взыскать компенсацию, сумма которой равна двукратной стоимости права использования товарного знака (пп. 2 п. 4 ст.1515 ГК)

Судебные органы признали позицию предпринимателя правомерной и удовлетворили данные требования. Примеры судебных решений: А41-9973/2023, А70-11070/2022.

Защита визуала

В рамках второго уровня защиты мы сосредоточились на взыскании компенсации за использование конкурентами фотографий, которые LOVE SECRET UNDERWEAR использовал для оформления товарных карточек на маркетплейсах.

Так как на все фотографии правообладателем были подтверждены и задепонированы авторские права, за каждое использованное конкурентом фото мы запросили выплату компенсации от 10 до 25 тыс. рублей. Всего было найдено 25 таких фотографий. Суды удовлетворили наши требования, примеры судебных решений – А40-258331/2022, А41-5259/2023.

<i>Найди отличия: слева - фото в карточке конкурента, справа - в карточке правообладателя Love Secret</i>
Найди отличия: слева - фото в карточке конкурента, справа - в карточке правообладателя Love Secret

Для предотвращения такой ситуации в будущем, мы оформили документы на результаты интеллектуальной деятельности по заказу компании Бакуйзина. Среди таких документов – соглашение о переходе прав на интеллектуальную собственность от подрядчиков (например, дизайнеров) к компании. Также были разработаны и внедрены в работу соответствующие регламенты.

Защита дизайна одежды

Третий уровень состоял из двух этапов: оформление авторского права на дизайн одежды и судебное разбирательство касательно продажи нарушителем подделок на маркетплейсах.

<i>Чтобы доказать копирование лекал, продукцию конкурентов и изделия Love Secret буквально разложили на составляющие</i>
Чтобы доказать копирование лекал, продукцию конкурентов и изделия Love Secret буквально разложили на составляющие

Чтобы защитить дизайн одежды бренда, мы оформили авторские права на лекала и выкройки, изготовленные конструкторами и технологами компании. Для этого мы подписали с ними соглашения, которые касаются создания и распределения прав на все производимые ими объекты. Также компания внедрила локальные акты касательно указанных прав, сделав их переход автоматизированным.

Также оформленные соглашения составили доказательную базу для потенциальных судов с нарушителями.

В качестве доказательств для судебного разбирательства в рамках настоящего конфликта мы предоставили:

  • Скриншоты карточек товаров на маркетплейсах;
  • Два экземпляра подделки: первый – для раскроя и проведения экспертизы, второй – для приобщения к материалам дела. Второй предоставлялся в неизменном виде на случай назначения судебной экспертизы);
  • Заключение специалиста (дизайнера);
  • Данные о выручке конкурента с продажи копий товара правообладателя.

Для этого была проведена закупка образцов товаров у конкурента. Их мы отправили на экспертизу, где товары раскроили и сравнили с оригинальной продукцией. Результат экспертизы показал, что образцы идентичны товарам правообладателя. Это послужило основанием для решения суда в пользу нашего доверителя, примеры судебных решений – А22-1301/2023, A71-15647/2022.

Описанные в данном кейсе инструменты защиты интеллектуальной собственности хорошо подходят для крупных производств и лучше всего работают при комплексном подходе. Они позволяют пресекать нарушения и не терять прибыль и доверие потребителя из-за копирующих ваш продукт конкурентов.

И если у вас оформлены права на результаты интеллектуальной деятельности, можно получить компенсацию за понесенные убытки из-за продажи копий объектов.

Чтобы не пропустить свежие кейсы, подпишитесь на наш Telegram-канал @SovetGroup.

66
5 комментариев

Отличное решение в 3 этапа! Как дополнительный вариант защиты - можно использовать еще НЕ копируемый QR-код для защиты от подделки и подмены. А для того, чтобы не самостоятельно искать в интернете фотографии - идеально подойдёт российский сервис No Copy со скрытым водяным знаком.

1
Ответить

Благодарим за рекомендацию!

1
Ответить

Интересно, как эффективно была использована правовая защита для борьбы с копированием бренда

Ответить

Самое главное в борьбе с копированием бренда — это комплексность. Мы использовали несколько инструментов защиты, именно это помогло пресечь нарушения конкурентов.

Ответить