Готовы ли вы к запуску франшизы?

Проверьте, все ли юридические аспекты учтены, прежде чем запустить масштабирование бизнеса по модели франчайзинга.

На фоне ухода из страны иностранных брендов активно растет российский бизнес. С 2021 года по 2022 спрос на российские франшизы вырос на 67%, эта динамика сохранялась и в 2023 году.

О том, каким юридическим деталям нужно уделить внимание, чтобы безопасно масштабировать бизнес по франчайзинговой модели, рассказываем в статье.

Артем Гарден
партнер Юридической группы «Совет»

1. Вы зарегистрировали товарный знак

Почему это важно? Товарный знак – это один из основных активов франшизы. Фундаментом франчайзинга считается передача права вести бизнес под чужим брендом. И в юридической практике нередки ситуации, в которых компания-конкурент намеренно регистрирует логотип франчайзера и подает в суд за нарушение прав на товарный знак. В подобной ситуации восстановление справедливости потребует немалых ресурсов, поскольку франчайзеру потребуется оспаривать действия конкурента в отдельной процедуре.

Также бывают случаи, когда франчайзеру отказывают в регистрации товарного знака. Такое происходит, если логотип не подпадает под требования Роспатента, необходимые для регистрации. В результате у франчайзера появляется необходимость в проведении ребрендинга.

Заранее проверьте свой бизнес на соответствие требованиям для регистрации товарного знака. Сделать это можно на сайте Роспатента.

2. Вы защитили конфиденциальную информацию компании

В компании должны быть приняты положения о режиме конфиденциальности или коммерческой тайне. Общий план работы в этом направлении выглядит следующим образом:

  • Сформируйте перечень сведений, которые необходимо засекретить. В первую очередь это касается информации, составляющей основу бизнес-модели и стандартов масштабируемого бизнеса. Это могут быть также сведения о клиентской базе компании, коммерческих условиях сделок и так далее.
  • Пропишите порядок обращения с такими сведениями и контроля за соблюдением режима конфиденциальности. Необходимо предусмотреть ответственность в случае нарушения порядка.
  • Добавьте условия о конфиденциальности в трудовые договоры и соглашения с контрагентами.

Франчайзеру, как и любому собственнику бизнеса, нужно быть всегда начеку — в любой момент можно наткнуться на недобросовестных сотрудников или партнеров, которые могут слить конфиденциальную информацию конкурентам.

3. Исключительные права на интеллектуальную собственность принадлежат вашей компании

Это касается как объектов дизайна (интерьер, брендбук, рекламные материалы), так и программного обеспечения, сайтов и любых других нематериальных активов, которые франчайзер передает своим партнерам.

Убедитесь, что со всеми подрядчиками подписаны соглашения, в которых предусмотрен переход исключительных прав к франчайзеру. Примите положение о политике в сфере интеллектуальной собственности, согласно которому исключительные права на такую собственность переходят к компании.

Пример формулировки о переходе интеллектуальной собственности к компании:

Стороны договорились, что все исключительные права на любые результаты интеллектуальной деятельности, созданные Исполнителем в результате выполнения заказа по Договору, а также по дополнительным соглашениям к нему, в полном объеме переходят к Заказчику с момента подписания Сторонами Акта приема-передачи. При этом Стороны договорились, что Исполнитель не вправе использовать полученную в ходе выполнения настоящего Договора Интеллектуальную собственность для собственных нужд.

4. Вы подготовили договор франчайзинга

Договор франчайзинга (чаще всего – договор коммерческой концессии) — документ, который регулирует отношения между обладателем франшизы и ее покупателем. В договоре должны быть четко прописаны условия сотрудничества и обоюдные обязательства.

Если франчайзер находится в процессе регистрации товарного знака, продавать франшизу тоже можно, но в этом случае следует использовать лицензионный договор.

Для подготовки договора франчайзинга необходима помощь специалистов. Форма договора, скачанная из интернета, не защитит от недобросовестных франчайзи, которые могут воспользоваться лазейками в договоре. Кто-то может перестать платить роялти, а кто-то может открыть бизнес под другой вывеской, используя ваши ноу-хау, стандарты и схожий дизайн.

5. У вас налажен процесс по подписанию рабочих документов

Все договоры, акты, сопутствующие документы стоит передавать в официальном канале коммуникации с франчайзи. Деловую переписку также необходимо вести в этом канале. Официальными каналами коммуникации могут выступать электронная почта, CRM-система или Whatsapp. Не рекомендуем использовать для этого Telegram - там всегда есть возможность удалить переписку, а её историю стоит сохранять на продолжительный срок.

Если договоренности с франчайзи не были зафиксированы в объективном виде, при возникновении разногласий будет сложно доказать свою правоту.

Как спланировать безопасность франшизы?

На полный комплекс действий понадобится определенное время — учтите это при планировании:

  • Товарные знаки, как правило, регистрируются за 6–8 месяцев. Помните, что максимальный срок, установленный Роспатентом — 18 месяцев.
  • Подготовка положения о режиме конфиденциальности или коммерческой тайне займет до 10 рабочих дней.
  • Подготовка договора франчайзинга специалистами в среднем также занимает до 10 рабочих дней.

Вам потребуется дополнительное время на оформление внутри вашей компании системы работы с исключительными правами и перестройку коммуникаций с франчайзи, чтобы договоренности фиксировались в официальном канале. Срок здесь индивидуален для каждой компании.

Юридическая безопасность, в которую входит своевременное обращение к специалистам, поможет сэкономить время и силы, а также защитит от возможных проблем в будущем. Готовность бизнеса к масштабированию — это не только экономические показатели и финансовые амбиции, но и ряд четко спланированных действий, обеспечивающих бизнесу безопасное развитие в будущем.

66
4 комментария

Самого главного не сказали.
Перед началом продажи франшизы внимательно изучить содержание статьи 159 УК РФ и список авиарейсов в ближайшие страны.

Ответить

Андрей, бизнес в целом дело рискованное) Во франчайзинге, как и в любом другом бизнесе, важно оставаться в правовом поле.

1
Ответить

Спасибо за статью-шпаргалку 👍

Ссылка на фразе "Сделать это можно на сайте Роспатента" ведёт не на сайт Роспатента, а в стороннюю частную контору.

Поправьте, плиз, или ссылку, или описание, чтобы не вводить читателей в заблуждение )

Ответить

Спасибо, что заметили! Ссылку поменяли:)

Ответить