Как сохранить секреты бизнеса и не потерять франшизу

Ноу-хау франшизы — секретная информация о процессе работы компании, которая помогает зарабатывать деньги. Эту информацию нужно защищать не только от конкурентов, но и от франчайзи. А почему и как, читайте в этой статье.

Что такое ноу-хау

Вот три примера, которые показывают, что такое ноу-хау и почему его так важно защитить.

Пример 1. Владимир владеет франшизой сети пиццерий. Он всегда мечтал быть шеф-поваром, разработал уникальный соус и хочет, чтобы его пицца стала лидером выбора целевой аудитории. Он описал все процессы, меню, пошаговые инструкции и рецепты. По франшизе работает уже несколько пиццерий и неплохо зарабатывают.

Один франчайзи решил сэкономить на ингредиентах к соусу и заменил на свои. В итоге продажи упали, а сарафанное радио разнесло слухи, что пицца больше не такая вкусная. Продажи упали по всей сети.

Пример 2. Мария продает франшизу автомойки. Прописала все нюансы в Базе знаний – от того как нужно встретить клиента и что ему говорить, до того – какой тряпкой вытирать машину. Несколько предпринимателей купили франшизу и начали работать. Потом один из них решил расторгнуть договор.

Через полгода Мария увидела, что этот франчайзи сменил вывеску и работает по её технологиям, но уже под своим брендом. А другие её франчайзи потихоньку уходят в его сеть.

Пример 3. Егор упаковал франшизу по клинингу. Работает стабильно уже несколько лет, франчайзи имеют хорошую прибыль, сеть растёт. Для работы Егор нанял высококлассных специалистов и создал свой бренд средств для уборки.

Один из его маркетологов поругался с исполнительным директором и уволился. Ушёл к конкурентам и слил им все уникальные составы продуктов. Конкуренты по этой технологии сделали свой продукт, но гораздо дешевле.

Мы привели только несколько примеров, показывающих, что ноу-хау франшизы нужно защищать. Стандарты работы сети, маркетинговая стратегия и макеты, дизайн помещения и раздатки, скрипты, поставщики и технологии — все, что составляет Базу знаний — это интеллектуальная собственность франчайзера, инструменты, которые помогают зарабатывать.

Как защитить ноу-хау

Фундаментом франчайзинга считается передача права вести бизнес под чужим брендом, поэтому нужно обязательно зарегистрировать товарный знак и позаботиться о безопасности ноу-хау.

Чтобы предотвратить слив коммерчески значимой информации, разработайте положения о конфиденциальности, пропишите ответственность за нарушения: условия досрочного расторжения договора, штрафы и ограничения для партнёров. Соглашение о конфиденциальности должны подписать и франчайзи, и сотрудники компании. А также стоит принять положение, согласно которому исключительные права на интеллектуальную собственность принадлежат компании.

Безопасность ноу-хау можно проверить по нескольким пунктам:

  • Уникальность. Тексты Базы знаний должны быть уникальными, то есть не скопированными из интернета.
  • Коммерческая ценность. В Базе знаний должны быть пошагово описанные инструменты, которые помогут франчайзи открыть успешный бизнес.
  • Конфиденциальность. Все сотрудники, подрядчики и франчайзи должны быть ознакомлены с положениями о неразглашении информации.
  • Единая структура. Структура Базы знаний должна совпадать с тем, что описано в договоре.
  • Актуальность. Инструкции Базы знаний должны быть актуальными на текущее время.
  • Передача материалов. Каждый франчайзи должен подписать акт передачи.
  • Защита материалов. Каждый франчайзи получает уникальный логин и пароль для доступа к Базе знаний и не может её скачать и скопировать.

Кейс о попытке признать ноу-хау недействительным

Партнер сети попытался оспорить лицензионный договор и вернуть паушальный взнос. Он мотивировал это решение тем, что коммерческая ценность в ноу-хау франчайзера отсутствует. Партнер ссылался на уже вступившее в силу решение суда по другому делу в рамках сети и настаивал, чтобы суд рассмотрел только ту часть базы знаний, которую сам партнер считал коммерчески ценной — описание методики оказания услуги. Положительное решение суда в пользу франчайзи могло повлечь за собой расторжение договоров и с другими партнерами сети.

Юристам удалось вовремя подключиться и развернуть ситуацию в пользу франчайзера. Они настояли, что в понятие ноу-хау входят все сведения, которые получает партнер от франчайзера. Франчайзи в иске было отказано. Правообладатель сохранил свою сеть.

Для франчайзера защита ноу-хау должна стоять на первом месте. Что делать? Как минимум, убедиться, что ноу-хау соответствует всем предъявляемым требованиям. Более 5 лет мы, Юридическая группа «Совет», защищаем интересы франчайзеров, в том числе в судах, поэтому знаем о чем говорим. Учитывая тенденции, мы составили чек-лист, чтобы вы самостоятельно могли проверить базу знаний вашей франшизы.

А в нашем телеграм-канале мы с картинками и понятным языком рассказываем о юридическом сопровождении франчайзинга. Присоединяйтесь.

22
Начать дискуссию