Как составить маркетинговую стратегию для бизнеса с нуля

Как составить маркетинговую стратегию для бизнеса с нуля

Суть маркетинговой стратегии

На старте любого бизнеса важно разработать маркетинговую стратегию, которая сэкономит и время, и деньги, и нервы. Так, имея четкую бизнес стратегию, вы сможете понять, кто ваш клиент, как ему продать и где его найти. В статье рассматриваю все этапы создания маркетинговой стратегии, даю пошаговую инструкцию, как разработать маркетинговый план, разбираю главные ошибки при его составлении, а также привожу примеры стратегий для малого бизнеса.

Зачем бизнесу план действий?

Стратегия – это в первую очередь список решений, которые доведут ваш продукт из точки А, текущего состояния, в точку Б.

Она нужна не только вам, но и сотрудникам.

Без четкого плана действий:

  • У команды не будет мотивации;
  • Сотрудники не смогут работать слаженно и в одном направлении;
  • Доходы компании будут падать;
  • Продукт потеряется на рынке

Составляем стратегию с нуля, пошаговый план

ЭТАП 1 - Анализ рынка

Каждую стратегию мы начинаем с анализа текущей ситуации. Ответьте себе на следующие вопросы:

  • Где я сейчас нахожусь?
  • В чем польза моего продукта?
  • Какие слабые и сильные стороны моего продукта?
  • Какие точки роста есть у моего продукта?
  • Что было уже сделано и какие результаты это принесло?

Разобраться с текущим положением дел поможет анализ ЦА, конкурентов и рынка в целом. В первую очередь, составляем портрет нашего клиента, другими словами определяем целевую аудиторию.

Определяем боли ЦА:

  • Сервис Яндекс WORDSTAT

Вводим ключевые слова нашей ниши и смотрим, что интересует потенциальных клиентов. Так можно узнать все запросы нашей ЦА, определить их потребности, что они чаще всего ищут, что для них особенно важно.

  • Социальные сети

Находим сообщества/группы с нашей ЦА и анализируем, что они пишут, что их волнует, с какими проблемами они сталкиваются, в каких социальных сетях сидят, чем занимаются и т.д.

Анализируем конкурентов:

  • Поисковик Яндекс

Вводим ключевики бизнеса и заходим в поисковую выдачу. Анализируем контекстную рекламу, открываем все сайты смотрим, что предлагают конкуренты, какое позиционирование, какие преимущества они указывают, какие возражения они закрывают и как они это делают. Также обращаем внимание на формы захвата: форма обратной связи на лэндинге, открытые/закрытые лид формы, простые формы и т.д.

  • Сервисы аналитики конкурентов ( SpyWords, SimilarWeb, LiveDune, Publer)

Вбиваем сайт конкурента и смотрим, как он рекламируется в контекстной рекламе, какие боли закрывают, какие они креативы используют, где они рекламируются, какие инструменты продвижения используют и т.д.

  • Отзывы

Анализируем негативные\положительные отзывы клиентов. Помечаем себе, что можно улучшить, а чего лучше избежать.

Этап 2- Разработка маркетинговой стратегии

Для того, чтобы структурировать всю полученную информацию об аватаре клиента и конкурентах, составляем SWOT анализ - таблицу, куда вписываем сильные ( чем вы лучше?) и слабые стороны бизнеса ( чем вы хуже?), возможности (в чем слабы конкуренты?) и угрозы (преимущества конкурентов). Таким образом, определяем точки роста для нашего бизнеса, делая стратегические выводы.

На основе анализа конкурентов, ЦА, а также SWOT анализа мы составляем план продвижения, который может выглядеть так:

  • создание объявлений для эффективной контекстной рекламы
  • составление продуманной структуры сайта;
  • контент-план для сайта\социальных сетей;
  • креативы для таргетированной рекламы в социальных сетях

Этап 3: Анализ результатов

Самое главное в продвижении любого бизнеса уметь отслеживать, считать и анализировать результаты рекламы. При запуске важно понимать, что работает, а что нет - так с минимальными затратами вы получите максимальный результат. Сначала всегда тестируйте рекламные объявления\креативы, чтобы отслеживать, где конверсия выше, и только после масштабируйте успешные рекламные кампании.

Оптимизировать рекламу может помочь сервис Яндекс Метрика - показывает всю статистику посещений, сколько времени человек проводит на сайте, какая глубина просмотра, возраст посетителей, источники, карта кликов и т.д. У социальных сетей свои кабинеты аналитики, например Vkontakte Business.

Типичные ошибки при составлении стратегии

  • Не проводим предварительно анализ рынка и ЦА

Основа успешного старта продаж – знание своей ЦА. К сожалению, многие стартапы при запуске продукта не составляют аватар клиента. Конечно, это отнимает много времени, но правильно подобранная ЦА обеспечит высокую конверсию, а следовательно и высокую прибыль.

  • Не тестируем гипотезы

Вместо того, чтобы вкладывать все деньги в один канал/инструмент продвижения, лучше сначала С небольшим бюджетом протестировать разные каналы, разные объявления, разные посадочные страницы и т.д. Тем самым вы соберете данные, сделаете выводы и выберете наиболее эффективный способ продвижения.

Так, например, Youtube изначально планировался как сайт знакомств, но когда создатели поняли, что гипотеза с дейтинговым сервисом не работает, они стали тестировать другие варианты, пока один из них не выстрелил.

  • Забываем про отдел продаж

Трафик нужно уметь обрабатывать. Продвижение не имеет никакого смысла, если отдел продаж не справляется с потоком лидов или не умеет правильно общаться с клиентами.

  • Используем абстрактные формулировки/общие слова

Не используйте общие фразы и размытые формулировки. Цели должны быть конкретными, реалистичными, а главное - измеримыми. Каждую цель лучше прописывать через цифры и ограничивать сроками выполнения.

  • Ставим нереалистичный KPI

Старайтесь избегать недостижимых показателей и оценивать ситуацию объективно. Например, бизнес не сможет вырасти на 120%, если рост рынка всего 5%.

Тут еще стоит отметить важность правильного выбора KPI. К слову, многие в digital-стратегии прописывают цель увеличить количество подписчиков. Но не всем это нужно. К слову, если ваш бизнес предлагает разовые услуги, например, установку кондиционеров, то KPI в виде подписчиков в сообществе – не имеет смысла.

6 маркетинговых стратегий для малого бизнеса

Когда предприниматели берутся за маркетинговый план, они должны спросить себя, какие инструменты работают на рынке? И с чего им следует начать? Вот 6 маркетинговых стратегий, которые помогут вашему малому бизнесу добиться успеха.

  • Создайте бренд

Для того, чтобы клиенты понимали, что за компания перед ними, чем она занимается, какие у нее ценности, необходимо разработать свой стиль. Размещайте свои фирменные цвета и логотип везде: в рекламе, на визитных карточках, веб-сайте, конвертах и подписях к электронным письмам.

  • Изучите ЦА

И снова про ЦА. Не существует универсальной маркетинговой стратегии для всех. Каждый бизнес обслуживает свою нишу на рынке, и поэтому каждой компании требуется маркетинговый план, соответствующий их целям и потребностям. Прежде чем принимать решение о тактике и стратегии, владельцам малого бизнеса необходимо понять, кто их целевой клиент :

  • Какова их демографическая группа?
  • Сколько им лет?
  • Где они живут?
  • Какими онлайн-сервисами они пользуются?
  • Как они ищут товары?

Эта информация поможет бизнесу разработать целенаправленную и эффективную общую маркетинговую стратегию коипании, которая будет сосредоточена на каналах, дающих наилучшие результаты.

3. Создайте веб-сайт

Веб-сайты - это современная визитная карточка. Это первое, что видят потенциальные клиенты и первый шанс компании произвести впечатление. Веб-сайт - это основа маркетингового плана. Компании могут использовать свой веб-сайт для предоставления своим клиентам дополнительной информации, получения бесплатного трафика через поисковые системы, привлечения людей в свои социальные сети, а также зарекомендовать себя как эксперта с помощью полезного контента.

4. Используйте возможности SEO

Наиболее распространенным способом направления трафика на веб-сайт является поиск. Поскольку алгоритмы поисковиков постоянно меняются, бизнесу необходимо следить за оптимизацией ключевых слов на своих страницах, чтобы они занимали высокие позиции в результатах поиска.

Отображение сайта на первой странице результатов значительно увеличивает шансы того, что на этот сайт перейдут потенциальные клиенты.

5. Используйте таргетированную рекламу

Один из лучших способов настроить таргетинг на определенную группу - это использовать рекламу в Вконтакте.. Бизнес может сосредоточить свою рекламу на демографических показателях, таких как возраст, пол, местоположение, интересы, привычки в Интернете и многое другое.

Настроить рекламу в Вконтакте легко и относительно недорого. Это отличный способ для бизнеса охватить максимальное количество потенциальных клиентов за короткий промежуток времени.

6. Пользуйтесь E-mail рассылкой

Использование e-mail рассылок в качестве маркетинговой стратегии имеет много преимуществ: достаточно легко настроить, весь процесс можно автоматизировать, рассылка обеспечивает мгновенную связь, стоит очень недорого и может охватить большое количество потенциальных клиентов.

Как только адреса e-mail добавлены в список рассылки, важно добавить в свой список интересный, ценный и релевантный контент, чтобы электронные письма открывались, а не просто перенаправлялись в спам-рассылку.

Таким образом, с этой инструкцией вы можете составить бизнес план самостоятельно, главное — корректируйте свои стратегии и подходы, если что-то не работает, экспериментируйте, сочетайте разные каналы и инструменты. Чем больше способов будет протестировано, тем выше шанс найти самый эффективный метод для продвижения вашей воронки.

Я, маркетолог со стажем 10 лет.

Создала Digital-агентство, полного цикла, чтобы Вы занимались бизнесом, а не трафиком.

В моем Telegram - канале можно оставить заявку на бесплатную персональную консультацию. В рамках zoom-встречи мы детально проработаем шаги по достижению ваших целей!

Начать дискуссию