Снизить налоги при масштабировании бизнеса

Масштабировать бизнес, кратно увеличить выручку и при этом не платить больше налогов. Возможно? Да: франшиза вам в помощь. Разбираемся, как избежать обидных ошибок и претензий налоговой.

Цель любого предпринимателя – рост бизнеса: как в масштабе, так и в выручке. Но у масштабирования есть неприятный побочный эффект – рост налоговой нагрузки. Особенно болезненно он ощущается при утрате права на применение льготных налоговых режимов и переходе на более «тяжёлые»: с патента на УСН, с УСН на ОСНО. Привыкнув платить 50-60 тысяч в год на патенте, переходить на 4-5 миллионов на УСН (тоже льготном, кстати, режиме) кажется просто неподъёмно.

Поэтому при приближении к лимитам льготного налогового режима логично задуматься о способах сохранения низкой налоговой нагрузки.

При варианте масштабирования бизнеса через количественное увеличение (рост сети предприятий) хороший способ налоговой оптимизации – франшиза. Он хорошо подходит для розничных оффлайн-магазинов, салонов красоты, ресторанов, автомоек, автозаправок, бизнес-модель которых подразумевает масштабирование через создание и развитие сети. Однако за простым решением о внедрении франшизы стоит сложный алгоритм, включающий в себя закрепление права на товарные знаки, комплекс лицензионных договоров, построение группы компаний и проч. Зато вознаграждением за эти труды будет мизерная налоговая нагрузка при совокупных доходах и 100, и 300 миллионов в год.

Сталкиваясь в своей работе с претензиями налоговых органов, которые предъявляются моим клиентам, постоянно вижу одни и те же ошибки «собственного творчества» предпринимателей. Ловите топчик конкретно для франшизы:

1. Отсутствие зарегистрированного товарного знака

Это моё любимое: франшиза есть, а товарного знака нет. Неважно, по какой причине его нет: «правообладатель» вообще не обращался в Роспатент или ему отказали в регистрации. Это не имеет значения.

2. Договоры не зарегистрированы в Роспатенте

Товарный знак, предположим, есть. Уже хорошо. Самостоятельные участники сети используют его, НО: договор франшизы, включающий в себя элементы лицензионного договора, не зарегистрирован в Роспатенте. Нет регистрации – нет франшизы. Это очень частая ошибка при неграмотном использовании этого инструмента налоговой оптимизации. У стандартной франшизной сети в Роспатенте зарегистрирован не один десяток лицензионных договоров.

Вместе эти 2 ошибки говорят об отсутствии оснований признания нескольких ИП и ООО сетью, построенной на принципах франшизы. Нет документов – нет модели. Для ФНС это выглядит так: вместо регистрации филиалов и уплаты налогов по той налоговой системе, которая соответствует объёму выручки бизнеса в целом, создаются фиктивные «самостоятельные лица». Единственной целью их создания является дробление доходов и снижение налогов. А уж если эти лица ещё и взаимозависимые… Получите качественное доначисление недоимки в ходе проверки.

3. Нет платежей по договорам франшизы

Товарный знак есть, лицензионный договор зарегистрирован, а вот оплата роялти не осуществляется. Годами, причём всеми «самостоятельными» лицами. И правообладателя это устраивает: он не расторгает договор, не предъявляет претензий, не судится. Странно, правда?

Ты вкладываешься в создание и продвижение бренда, разрабатываешь целую систему протоколов для каждого бизнес-процесса, даёшь возможность другим лицам пользоваться результатами твоего труда, а взамен не требуешь ничего.

Для ФНС это однозначный сигнал: франшизная сеть – фиктивная, единственная цель этой ширмы – оптимизация налоговой нагрузки.

Есть и другие ошибки, обусловленные спецификой конкретного вида бизнеса. На стадии планирования нужно учесть каждую из них, чтобы свести возможные обвинения налоговой к минимуму.

Начать дискуссию