У нас весь малый бизнес сделан из "г...вна и палок"

Серийный предприниматель из крупного регионального центра рассказывает свою историю ошибок при покупке готового бизнеса.

Видео с интервью с предпринимателем ЗДЕСЬ

Заказать разработку бизнес-плана для нового или работающего бизнеса можно здесь

Как вы знаете, друзья, я публикую материалы на тему опасностей и ошибок при покупке “готового” бизнеса и раскрываю алгоритм покупки такого бизнеса, если желание все таки необоримо.

Их можно почитать и обсудить на моем телеграмм канале Ошибки “готового” бизнеса

Покупки готового бизнеса регулярно происходят, несмотря на, обычно печальные последствия для покупателей такого бизнеса.

Я полагаю, что примерно в 80% случаях покупатели теряют полностью свои деньги. Однако об этом никто не любит говорить.

Я провел десятки бесед с участниками сделок и проанализировал причины покупки бизнеса со стороны покупателя.

Также я попробовал чисто эмпирически оценить вероятность потери денег при такой сделке. Из моего анализа я сделал выводы, что в различных ситуациях вероятность потери денег разная:

1. Тип покупателя «серийный предприниматель в конкретной области бизнеса». Вероятность потери денег при покупке для такого типа покупателя – 20%. Вы покупаете бизнес, который прекрасно понимаете и знаете.

2. Универсальный предприниматель и опытный универсальный менеджер. Вероятность потери денег – 30%.

3. Опытный сотрудник, хочет стать предпринимателем в своей области компетенции. Хочет работать предпринимателем. Вероятность потери денег – 30-40%.

4. Начинающий предприниматель, покупающий бизнес в незнакомой области – вероятность потери денег 70%. Вы хотя бы должны обладает временем для погружения и контроля нового бизнеса и обучения ему. Но если времени для обучения и работы нет то он -

5. Неискушенный инвестор, который думает, что обнаружил очень выгодный вид финансовых вложений. Вероятность потери денег – 100%.

Чтобы подкрепить свои выводы, я планирую провести несколько интервью с покупателями “готового” бизнеса, которые согласятся — инкогнито или открыто рассказать о своем опыте. ЕСли у вас будет желания поделиться своей историей — пишите в личку, с удовольствием поговорим.

Сегодня представляю разговор с Владимиром, он как раз первый тип покупателя и, 8 лет назад, в крупном региональном центре за 2,5 млн рублей он приобрел авторизованный сервисный центр по ремонту цифровой техники.

Несмотря на то, что по моей классификации, он относится к наиболее вероятному бенефициару покупки, данная история говорит об обратном. Надеюсь, что опыт Владимира многим пригодится...

Конечно, беседа приводится с большими сокращениями, чтобы не затронуть реальных участников...

Слушайте, высказывайте свои мнения.

Буду рад, если кто-то захочет поделиться своим опытом.

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал, не совершайте ошибок! Всем удачи.

Краткое содержание беседы:

  • Владимир, вы до сих пор там в этом бизнесе да? вы его купили и вы в нем

работаете?

- Да. Ну вообще пару слов для начала про меня меня. У меня несколько бизнесов есть. Начинал я с пиратской торговли дисками, потом у меня появилась сеть цветочных магазинов с оптовой торговлей. Потом мы вот как раз купили сервисный центр. Они были официальные представители, которым вы можете отнести по гарантии, например, телефон. Вам он обходится бесплатно в ремонте. А уже сервисному центру производитель компенсирует этот ремонт. Но похоже, когда мы покупали, мы все неправильно сделали…

- Я правильно понимаю, что вы, в некотором смысле серийный предприниматель? Когда вы покупали бизнес, у вас уже был хороший опыт именно предпринимательской деятельности..

- Да, и в области сервисных центров, и вообще

- Вам просто нужна была компания, имеющая авторизацию официально?

- Да, у них была авторизация Lenovo, я уже получил ещё Hewlett Packard, еще какие-то

- А почему продавцы продавали бизнес ?

- Длинная история, это был остаток большой бизнес-империи…

- Финансы они вам представили какие-то, отчеты о прибыли или вы покупали больше больше активы какие-то? Вас интересовала лицензия ?

- Мы купили все вместе. ООО вместе с сотрудниками, договорами лицензирования, оборудованием и со всем остальным

- Вы частями платили да?

- Да, мы частями платили. Мы сначала заплатили бОльшую часть, потом остаток.

- То есть вы платили безотносительно к результатам работы, это просто это был фикс?…

- Да. Если бы я раньше прочитал вашу статью, я были наверное серьезнее к этому подошел.. Мне кажется у нас покупка продажи бизнеса в России это нереальная вещь, честно. Вот, именно как вот это все в Америке выглядит… Ну может крупный бизнес так еще может работать, но вот мелкие предприниматели нет.. Там все настолько из говна и палок сделано, посчитать, прикинуть это практически нереально!

- Ну и в чем у вас получилось засада? Почему вы остались недовольны?

- Мы не озвучивали сначала внутри компании, что ее купили. Я туда пришел якобы директором - дела налаживать. Я вроде посмотрел как работают люди как идет взаимодействие, какие есть слабые стороны? Все нормально выглядело: есть гарантийный отдел, есть бухгалтеры, есть зона приемки. Ребята работают, выдают, мы были уверены, что все чудесно, все великолепно. Месяц два три работаем и начинают всплывать схемы сотрудников….Стало понятно, что владелец в дела центра не вникал… у них был бюджет что-то владелец там докидывал, иногда что-то забирал, но центр был сам по себе. Вообще практически управленческого учета не было. Был полный ад! Оказалось что там есть какие-то долги, которые даже не были зафиксированы, в принципе. Оказалось мы должны только одному вендору за оригинальные запчасти 300 тысяч (рублей). По некоторым договорам с клиентами тоже задолженность была не зафиксирована. Например у нас был договор с птицефабрикой мы там ремонтировали какие-то оборудование На 230 тысяч был ремонт. Наша фабрика - она вроде нормальная, крупная. В итоге нам они не заплатили и мы не смогли даже судиться с ними, потому что договоров в принципе не было. Сотрудники крутили черные схемы, их трудно было увидеть, понять и вскрыть. Например, замена оригинальных запчастей на китайские. Приходит Клиент говорит телефон не включается - они пишут, что “замена дисплея”, нам оригинал приходит, они ничего не меняют и назад отправляют китайский поврежденный дисплей и в итоге у них на руках остается оригинальный дисплей который стоит 3-4 тысячи (рублей)

- Куда они девали оригинальные запчасти?

- Продавали (налево)

- Я правильно понимаю, что собственник бизнеса , который Вам продавал он вообще не в курсе был, то есть это все было отдано сотрудникам компании?

- Наверное, не был в курсе Потому что он как-то к управлению вообще не подходил в принципе. Там даже были моменты, что один из сотрудников гарантийного отдела получил себе авторизацию по какой-то бытовой технике и через саму же компанию пропускал это всё дело. То есть ребята ремонтировали, он напрямую платил - бизнес делал.

- Откуда вообще вы цену взяли с собственником?

- С продавцом посмотрели грубо- компания приносит столько-то, умножили на 12 месяцев И все и вперед!

- То есть вы посмотрели сколько бизнес в месяц приносит ?

-Да, но мы не знали многих затрат, например долги перед вендорами по запчастям, которые я говорил, они не были зафиксированы вообще

- То есть их в балансе не было в принципе? Вообще в момент перехода права владения делается с прошлым собственником документ о том, что никакие долги, которые не учтены в балансе, дальше не учитываются. А перекладываются на собственника в дальнейшем. Если такая история всплыла, то долги вендору нужно было перевесить на старого собственника.

- Да ну и плюс нечестная работа сотрудников

- С этим трудно бороться. Она же полностью "вчерную" идет Поэтому только интервью надо было брать с сотрудниками, понемногу выводить на чистую воду. Конечно, никогда нельзя платить всю стоимость сразу и договориться о фиксированной стоимости

- Да, если бы я прочитал ваш алгоритм и сделали бы как написано, то сбили бы цену в два раза минимум

- Нужно минимум три месяца, чтобы погрузиться в любой бизнес, даже самый маленький. Вот и соответственно если у вас была отсрочка платежа, даже пусть она была небольшая - 20-30 процентов от суммы, все равно ее можно было бы не платить, если вы бы показали им проблемы которые вылезли, и о которых они вас не предупредили.

- В итоге у вас минус по этому бизнесу образовался, насколько я понимаю?

- Да. Мы работаем, стараемся, сейчас производители ушли конечно из страны, еще хуже все стало..

- Когда покупка была?

- Шесть-семь лет назад может быть даже 8.

- Вы в итоге вытащили этот бизнес на прибыль ?

- Нет, пока прибыльным не стал…

Заказать разработку бизнес-плана для нового или работающего бизнеса можно здесь

2 комментария

Сколько по миру путешествую - понимаю что так везде и в этом нет ничего страшного. Это про ваш заголовок. Главное не зависнуть в малом бизнесе надолго…

1
Ответить

И лучше такой не покупать...

Ответить