МАСТЕРМАЙНД: ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
Как создать поддерживающую среду и эффективно использовать потенциал команды?
Термин «mastermind» как «группа единомышленников» был впервые представлен Наполеоном Хиллом в 1925 году в его работе «Закон успеха».
Со временем сам Хилл изменил его значение. Оцените, насколько изменилось определение за 12 лет:
1925 год
Мастермайнд – это ум, который рождается между гармоничной кооперацией двух или более людей, которые синхронизируют друг друга, с целью достижения какой-то задачи.
1937 год
Мастермайнд – это координация знаний и усилий двух или более людей, которые работают над определённой целью в духе гармонии.
То есть мы начали говорить о мастермайнде не просто как о некой сущности, которая рождается, а об усилии по синхронизации людей для достижения целей.
Кстати, если погрузиться в историю глубже, то можно найти и более ранние упоминания такого формата встреч. В 1791 году Бенджамин Франклин издал автобиографию, где описал «Хунта-клуб» — собрание людей, посвящённое взаимному усовершенствованию.
В его клубе было всего 12 человек, но Бенджамин был против расширения. Он предложил всем участникам создать свои собственные клубы, тем самым организовав своеобразную пирамиду. В похожем формате Мастермайнд существует и в наши дни в компаниях, в которых сотрудники находят себе группы по интересам и целям.
Получается, что мастермайнду уже более 250 лет. А кто-то даже считает, что собрания рыцарей круглого стола — тоже своего рода мастермайнд. То есть этот метод уже проверен веками, и он действительно работает.
Только в современный мастермайнд добавились структуры, которые позволяют ему эффективно существовать и выполнять определённые задачи внутри компании.
3 важных предпосылки для использования мастермайнда
Все мы в курсе, что происходит на российском рынке, — у компаний не хватает тех ресурсов, которые раньше были в избытке.
В результате бизнес приходит к логическому выводу: максимально использовать свой внутренний потенциал и возможности.
И тут на помощь приходит мастермайнд, который позволяет задействовать все навыки сотрудников внутри компании и не обращаться к сторонним консультантам и агентствам.
Вторая трудность, с которой столкнулся рынок, — это ситуация неопределённости и для компании, и для людей. Когда не известно, что ждать завтра, когда не понятно, как планировать, когда затруднена коммуникация:
- Сокращение горизонта планирования
- Сокращение сроков и объёма обучения
- Отсутствие гибкости базовых процессов бизнеса в условиях быстрого изменения среды
- Не уточнены приоритеты и цели в новой ситуации
Здесь мастермайнд становится точкой общей синхронизации.
Третья сложность — работа в удалённом формате, когда нет полноценного контроля над деятельностью сотрудников и есть
- Отсутствие систем управления задачами
- Удалённый найм и адаптациея, оценка компетенций на расстоянии
- Трудности координации между бизнес-единицами, командами и регионами
Для компаний, у которых по каким-то причинам не получилось выстроить политику ведения дистанционной работы, мастермайнд является спасением.
Он даёт возможность совершать регулярный трекинг команды и выработать формулировку постановки и контроля задач.
Что такое мастермайнд
Мастермайнд – это группы достижения целей или решения проблем и технология организации таких групп. Он подразумевает регулярные встречи по определённому сценарию, и именно за их счёт отстраивает процессы и становится фокусной точкой для сбора команды.
В организации мастермайнда важно учитывать 3 правила:
- Группа участников должна быть постоянная и небольшая: от 4 до 15 человек.
- Есть чёткий сценарий ведения встречи.
- Группа фасилитируемая.
Ведущий мастермайнда выполняет роль камертона — настраивает всех участников группы на нужный лад, останавливает споры, возвращает фокус на слаженную работу.
Чем полезен Мастермайнд
В мастермайнде не разбираются учебные задачи, а прорабатываются проблемы из реальной жизни. На основе общения в группе создаются MVP (Minimum Viable Product), которые тут же применяются в жизни. Это многочисленные сценарии развития, а не какая-то глобальная стратегия.
Мастермайнд – это постепенная регулярная практика, а не одна встреча, во время которой пытаются одномоментно разобрать все вопросы и забыть о них. Прогресс происходит за счёт того, что участники дают некое обещание друг другу о выполнении поставленных задач. Группа в данном случае является своеобразной совестью.
Дальше происходит интересный феномен: когда мы делаем что-то из недели в неделю, изо дня в день, происходит ускорение результата.
В книге Евгения Щепина «ВкусВилл. Как совершить революцию в ритейле, делая всё не так» приведён очень хороший пример:
«Раньше мы каждый год проводили стратегические сессии, на которых планировали, какие проекты хотим реализовать за ближайший год.
Однажды мы собрались на очередной такой встрече и подвели итоги предыдущей, имевшей место год назад. Из 15 запланированных проектов было реализовано 0.
Но появилось множество других крутых проектов, о которых мы даже не думали. И эти нововведения подсказала нам жизнь со своей вечно меняющейся повесткой.
На этой встрече мы коллективно решили раз и навсегда перестать планировать.»
Это очень важно, когда в ситуации неопределённости нет возможности разработать стратегический документ, чтобы потом положить его в стол.
Лучше что-то делать регулярно и по чуть-чуть, ведь именно эта схема и позволяет двигаться дальше.
Мастермайнд — пространство коммуникации
Компании с сильными инструментами управления корпоративной культурой в кризисные времена чувствуют себя устойчивее и легче адаптируются к быстро меняющейся ситуации.
При работе удалённо, когда привычные каналы коммуникации разрушаются, мастермайнд может стать и форматом рабочей встречи, и площадкой для внутренних коммуникаций или информирования. Это своеобразная точка сбора информации и анализа проблем.
Мастермайнды меняют и обеспечивают
- Форматы и инструменты рабочих встреч
- Площадки внутренних коммуникаций и практики информирования
- Создание и поддержание инфополя. Событие – точка сбора распределённой компании
- Место для обратной связи, регулярные планёрки/собрания/встречи для корректировки курса компании
- Психологическую поддержку сотрудников
- Пролонгированные комплексные программы
- Способы организации обучения, в том числе так, чтобы сотрудники учили сотрудников тому, что им нужно здесь и сейчас
Кому нужна своя группа
Потенциальные заказчики есть и внутри организации, и вне её.
Корпоративный бизнес:
- HR-специалисты
- T&D направление
- Венчурные фонды
- Онлайн-школы
- Команда стартапа
Консультанты:
- Бизнес-тренеры
- Фасилитаторы
- Психологи/коучи
- Авторы курсов
- Тимлиды, Scrum-мастера
Руководители и собственники:
- Топ-команды
- Бизнес-сообщества
- Проектные менеджеры
НКО и фонды:
- Благотворители
- Волонтёры
- Корпоративные сообщества
Где применять Мастермайнд внутри компании
- Отдел продаж
- Кадровый резерв
- Адаптация новичков
- Команды руководителей. Топ 100. Топ 500.
- Проектные команды
- КСО: клубы, волонтёрские проекты
- Отдел обучения: поддержка обучения
Какие задачи HR и компании решает Мастермайнд
Мастермайнд прекрасно показывает себя в любом из четырёх направлений:
1.Организация работы команд
Для руководителей:
- Командный фреймворк
- Организация коммуникации между сотрудниками
- Поддержание мотивации и эффективной работы
- Снижение стресса неопределённости/отсутствия информации у сотрудников распределённых и удалённых команд
2.Обучение и наставничество
- Наставничество и групповой коучинг, Р2Р-обучение
- Пред-тренинг: сбор корзины проблем, успешных кейсов
- Follow Up: внедрение результатов и промежуточный контроль
- Поддержание вовлечённости в обучении
- Создание корпоративной базы знаний
3.Управление вовлечённостью
4.Изменение культуры
Для HR:
- Удержание сотрудников и работа с кадровым резервом
- Создание и развитие сообществ для компании
- Создание профильных дискуссионных площадок
- Кружки качества
- Поддержка корпоративного волонтёрства
- Нетворкинг
Для сотрудников и компании в целом:
- Недирективное лидерство и фасилитация
- Доверие, открытость и безопасность
- Построение горизонтальных связей
- Тренинг коммуникативных навыков
- Эффективные совещания
Мастермайнд как формат обучает работать в кругу равных, коммуницировать в тайминге, давать развивающую обратную связь, не критиковать, общаться друг с другом.
И за счёт этого происходит усвоение формата на уровне ценности, тренировка коммуникативных навыков и тренинг по проведению эффективных совещаний.
Как спроектировать свою группу
До первой встречи
1. Определяем цель. Нет цели, нет запроса у участников — нет мастермайнда.
2. Отбираем людей — проводим анкетирование и узнаём:
- Опыт и интересы
- Цели участия
- Необходимую помощь
- Готовность планировать время
3. Проектируем группу — определяем:
- размер группы – тест/факт
- место встречи
- дату первой встречи
- срок жизни группы
- частоту и длительность встреч
- лидера/фасилитатора
Мы на встрече. Что делать?
Познакомьтесь, озвучьте цели участников и зафиксируйте их.
Определите роли: модератор, глава протокола, таймкипер.
Придумайте название и определите правила.
Отчитайтесь за неделю и проработайте сценарий.
Не забываем: нет прогресса — нет мастермайнда!
***
В статье использованы материалы Вячеслава Руденко, бизнес- тренера, члена Российской Ассоциации Фасилитаторов, преподавателя курса «Инструменты фасилитации для HR».