Как создать поддерживающую среду и эффективно использовать потенциал команды? Термин «mastermind» как «группа единомышленников» был впервые представлен Наполеоном Хиллом в 1925 году в его работе «Закон успеха».Со временем сам Хилл изменил его значение. Оцените, насколько изменилось определение за 12 лет:1925 год Мастермайнд – это ум, который рождается между гармоничной кооперацией двух или более людей, которые синхронизируют друг друга, с целью достижения какой-то задачи.1937 годМастермайнд – это координация знаний и усилий двух или более людей, которые работают над определённой целью в духе гармонии.То есть мы начали говорить о мастермайнде не просто как о некой сущности, которая рождается, а об усилии по синхронизации людей для достижения целей.Кстати, если погрузиться в историю глубже, то можно найти и более ранние упоминания такого формата встреч. В 1791 году Бенджамин Франклин издал автобиографию, где описал «Хунта-клуб» — собрание людей, посвящённое взаимному усовершенствованию.В его клубе было всего 12 человек, но Бенджамин был против расширения. Он предложил всем участникам создать свои собственные клубы, тем самым организовав своеобразную пирамиду. В похожем формате Мастермайнд существует и в наши дни в компаниях, в которых сотрудники находят себе группы по интересам и целям.Получается, что мастермайнду уже более 250 лет. А кто-то даже считает, что собрания рыцарей круглого стола — тоже своего рода мастермайнд. То есть этот метод уже проверен веками, и он действительно работает.Только в современный мастермайнд добавились структуры, которые позволяют ему эффективно существовать и выполнять определённые задачи внутри компании.3 важных предпосылки для использования мастермайндаВсе мы в курсе, что происходит на российском рынке, — у компаний не хватает тех ресурсов, которые раньше были в избытке.В результате бизнес приходит к логическому выводу: максимально использовать свой внутренний потенциал и возможности.И тут на помощь приходит мастермайнд, который позволяет задействовать все навыки сотрудников внутри компании и не обращаться к сторонним консультантам и агентствам.Вторая трудность, с которой столкнулся рынок, — это ситуация неопределённости и для компании, и для людей. Когда не известно, что ждать завтра, когда не понятно, как планировать, когда затруднена коммуникация:Сокращение горизонта планированияСокращение сроков и объёма обученияОтсутствие гибкости базовых процессов бизнеса в условиях быстрого изменения средыНе уточнены приоритеты и цели в новой ситуацииЗдесь мастермайнд становится точкой общей синхронизации.Третья сложность — работа в удалённом формате, когда нет полноценного контроля над деятельностью сотрудников и естьОтсутствие систем управления задачамиУдалённый найм и адаптациея, оценка компетенций на расстоянииТрудности координации между бизнес-единицами, командами и регионамиДля компаний, у которых по каким-то причинам не получилось выстроить политику ведения дистанционной работы, мастермайнд является спасением.Он даёт возможность совершать регулярный трекинг команды и выработать формулировку постановки и контроля задач.Что такое мастермайндМастермайнд – это группы достижения целей или решения проблем и технология организации таких групп. Он подразумевает регулярные встречи по определённому сценарию, и именно за их счёт отстраивает процессы и становится фокусной точкой для сбора команды.В организации мастермайнда важно учитывать 3 правила:Группа участников должна быть постоянная и небольшая: от 4 до 15 человек.Есть чёткий сценарий ведения встречи.Группа фасилитируемая.Ведущий мастермайнда выполняет роль камертона — настраивает всех участников группы на нужный лад, останавливает споры, возвращает фокус на слаженную работу.Чем полезен МастермайндВ мастермайнде не разбираются учебные задачи, а прорабатываются проблемы из реальной жизни. На основе общения в группе создаются MVP (Minimum Viable Product), которые тут же применяются в жизни. Это многочисленные сценарии развития, а не какая-то глобальная стратегия.Мастермайнд – это постепенная регулярная практика, а не одна встреча, во время которой пытаются одномоментно разобрать все вопросы и забыть о них. Прогресс происходит за счёт того, что участники дают некое обещание друг другу о выполнении поставленных задач. Группа в данном случае является своеобразной совестью.Дальше происходит интересный феномен: когда мы делаем что-то из недели в неделю, изо дня в день, происходит ускорение результата.В книге Евгения Щепина «ВкусВилл. Как совершить революцию в ритейле, делая всё не так» приведён очень хороший пример:«Раньше мы каждый год проводили стратегические сессии, на которых планировали, какие проекты хотим реализовать за ближайший год.Однажды мы собрались на очередной такой встрече и подвели итоги предыдущей, имевшей место год назад. Из 15 запланированных проектов было реализовано 0.Но появилось множество других крутых проектов, о которых мы даже не думали. И эти нововведения подсказала нам жизнь со своей вечно меняющейся повесткой.На этой встрече мы коллективно решили раз и навсегда перестать планировать.»Это очень важно, когда в ситуации неопределённости нет возможности разработать стратегический документ, чтобы потом положить его в стол.Лучше что-то делать регулярно и по чуть-чуть, ведь именно эта схема и позволяет двигаться дальше.Мастермайнд — пространство коммуникацииКомпании с сильными инструментами управления корпоративной культурой в кризисные времена чувствуют себя устойчивее и легче адаптируются к быстро меняющейся ситуации.При работе удалённо, когда привычные каналы коммуникации разрушаются, мастермайнд может стать и форматом рабочей встречи, и площадкой для внутренних коммуникаций или информирования. Это своеобразная точка сбора информации и анализа проблем.Мастермайнды меняют и обеспечиваютФорматы и инструменты рабочих встречПлощадки внутренних коммуникаций и практики информированияСоздание и поддержание инфополя. Событие – точка сбора распределённой компанииМесто для обратной связи, регулярные планёрки/собрания/встречи для корректировки курса компанииПсихологическую поддержку сотрудниковПролонгированные комплексные программыСпособы организации обучения, в том числе так, чтобы сотрудники учили сотрудников тому, что им нужно здесь и сейчасКому нужна своя группаПотенциальные заказчики есть и внутри организации, и вне её.Корпоративный бизнес:HR-специалистыT&D направлениеВенчурные фондыОнлайн-школыКоманда стартапаКонсультанты:Бизнес-тренерыФасилитаторыПсихологи/коучиАвторы курсовТимлиды, Scrum-мастераРуководители и собственники:Топ-командыБизнес-сообществаПроектные менеджерыНКО и фонды:БлаготворителиВолонтёрыКорпоративные сообществаГде применять Мастермайнд внутри компанииОтдел продажКадровый резервАдаптация новичковКоманды руководителей. Топ 100. Топ 500.Проектные командыКСО: клубы, волонтёрские проектыОтдел обучения: поддержка обученияКакие задачи HR и компании решает МастермайндМастермайнд прекрасно показывает себя в любом из четырёх направлений:1.Организация работы командДля руководителей:Командный фреймворкОрганизация коммуникации между сотрудникамиПоддержание мотивации и эффективной работыСнижение стресса неопределённости/отсутствия информации у сотрудников распределённых и удалённых команд2.Обучение и наставничествоНаставничество и групповой коучинг, Р2Р-обучениеПред-тренинг: сбор корзины проблем, успешных кейсовFollow Up: внедрение результатов и промежуточный контрольПоддержание вовлечённости в обученииСоздание корпоративной базы знаний3.Управление вовлечённостью4.Изменение культурыДля HR:Удержание сотрудников и работа с кадровым резервомСоздание и развитие сообществ для компанииСоздание профильных дискуссионных площадокКружки качестваПоддержка корпоративного волонтёрстваНетворкингДля сотрудников и компании в целом:Недирективное лидерство и фасилитацияДоверие, открытость и безопасностьПостроение горизонтальных связейТренинг коммуникативных навыковЭффективные совещанияМастермайнд как формат обучает работать в кругу равных, коммуницировать в тайминге, давать развивающую обратную связь, не критиковать, общаться друг с другом.И за счёт этого происходит усвоение формата на уровне ценности, тренировка коммуникативных навыков и тренинг по проведению эффективных совещаний.Как спроектировать свою группуДо первой встречи1. Определяем цель. Нет цели, нет запроса у участников — нет мастермайнда.2. Отбираем людей — проводим анкетирование и узнаём:Опыт и интересыЦели участияНеобходимую помощьГотовность планировать время3. Проектируем группу — определяем:размер группы – тест/фактместо встречидату первой встречисрок жизни группычастоту и длительность встречлидера/фасилитатораМы на встрече. Что делать?Познакомьтесь, озвучьте цели участников и зафиксируйте их.Определите роли: модератор, глава протокола, таймкипер.Придумайте название и определите правила.Отчитайтесь за неделю и проработайте сценарий.Не забываем: нет прогресса — нет мастермайнда!***В статье использованы материалы Вячеслава Руденко, бизнес- тренера, члена Российской Ассоциации Фасилитаторов, преподавателя курса «Инструменты фасилитации для HR».