{"id":13755,"url":"\/distributions\/13755\/click?bit=1&hash=4a49bc9ad259aa8d20fdf5f5cb6cf844e7de4bb2ba8ca3a458efcedefcf5ada8","title":"\u041d\u043e\u0432\u044b\u0435 \u0432\u043e\u0437\u043c\u043e\u0436\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0434\u043b\u044f \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u0439, \u0441\u043e\u0437\u0434\u0430\u044e\u0449\u0438\u0445 \u043a\u043e\u043d\u0442\u0435\u043d\u0442 \u043d\u0430 vc.ru","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}

Артем Агабеков: «Каждая гениальность ненормальна, но не каждая ненормальность гениальна»

Почему у одних получается, а у других — нет? Что самое важное для предпринимателя? Как связаны бренд основателя и компании?

Об этом — в интервью с Артемом Агабековым, предпринимателем, основателем «Фабрики окон», сооснователем digital-агентства Adventum, проекта #любиточтоделаешь .

По твоим наблюдениям и из опыта человека, который вот уже более 18 лет занимается бизнесом, что самое важное для человека, который решил стать предпринимателем?

Как и в любом другом деле, намерение. Например, как в работе над телом: если у тебя есть намерение, чтобы к концу года были кубики, то, чем сильнее намерение, тем больше энергии, ты в это дело вкладываешь. Она может измеряться временем, а может — фокусом внимания, включенностью. Когда у человека есть искреннее намерение, то процент присутствия внутри чего-то, какого-либо проекта будет высоким. Также очень важен эмоциональный интеллект. Мир так устроен, что мы все связаны между собой. И если мы говорим о позиции основателя или о человеке, который автономен или о том, кто занимает какую-то лидирующую роль внутри структуры, то важно быть качественным проводником — тем, кто соединяет между собой людей. Кто коммуницирует, доносит смыслы, отвечает на вопросы, проливает свет на темноту, рассказывает о том, куда идет компания, какие риски, называет вещи своими именами, не боится об этом говорить первым. Компания задает правила игры, как правило, сверху вниз. Люди их либо принимают и дальше продолжают каскадировать, либо правила становятся формальными. И тогда появляется некая двойная мораль: есть люди, которые создают вид, что эти правила существуют, и они по ним играют, а есть вторые, которые создают вид, что они им следуют.

Как научиться создавать сильную команду, которая поддержит и усилит компанию? Как выбрать тех, кто будет свою энергию вкладывать в общее дело?

По принципу, подобное притягивает подобное. Если человек решает делать дело, принимать людей и двигаться с ними по жизни, то очень важно таких людей находить. Отвечать на невысказанный вопрос человека: «А зачем я здесь? Чтобы что?». И иметь возможность и необходимость рисковать: на этих людей опираться с тем, чтобы дать им возможность это доверие оправдать. Опираться на твердых, но самому быть тем, на кого можно опереться. Люди класса А ищут людей класса А, а люди класса Б ищут людей класса С. То есть руководители класса А нанимают сотрудников класса А, руководители класса Б нанимают сотрудников класса С. Потому что сильному интересно играть с сильными, создать команду, которая в какой-то момент может его превзойти. Он может себя почувствовать лишним, отпадает нужность быть каждый день «на передовой». Слабый человек будет бояться того, что сейчас придет другой сильный, окажется лучше и заменит его. Поэтому он будет, на всякий случай, искать другого человека, который еще слабее, чтобы им можно было манипулировать и стать незаменимым. У сильного логика от щедрости, у слабого — от нищеты.

В чем заключается привлекательность лидера для других? Что такое «харизма»?

Думаю, здесь есть, как минимум, четыре аспекта. Первый — это насколько человек в контакте с самим собой. Соединен ли он в своем внешнем проявлении с собой внутренним или он играет роль? Есть хорошая фраза Оскара Уальда: «Будьте собой, остальные роли уже заняты!». Нужно быть оригиналом, подлинником, аутентичным. Второй — уровень энергии. То количество жизни, которое за этим человеком стоит. Это часто вещь природная. Но ее можно развивать, существуют разные известные способы. Третий — точка сборки человека. Это тот уровень мировосприятия человека, который нарабатываем. За счет воспитания, обучения, общения, окружающей среды, эстетики человек меняет свое мировосприятие. Он может его прокачать своим стремлением. Чтобы звенеть чисто, струне необходимо натяжение. Когда человек натянутый, как струна, в нем заложено много творческого напряжения, очень много харизмы. Но запрос на развитие у человека может быть, а может не быть. И четвертый аспект — мне кажется, сейчас очень важно быть Человеком. Думаю, здесь можно не объяснять.

Артем, зачем тому, кто развивает свое дело в офлайн, выходить в онлайн и вести соцсети, почему ты начал вести блог? И если ли на твой взгляд формула, как стать популярным в сети?

Соцсети — это инструмент. И если ты хочешь, чтобы люди тебя видели и тратили свое внимание на то, чтобы тебя слушать, то, наверное, и нужно идти по всем четырем пунктам, о которых я до этого говорил. Если в том, что человек создает есть польза для других, авторство, если люди, читая или слушая его, понимают, что за этим есть жизнь… То это автоматом привлекает внимание, а внимание сейчас — это самая ценная валюта.

Мы готовы тратить внимание на тех людей, в ком есть жизнь. Где мне интересно, где мне любопытно, где мне красиво, где мне полезно, где мне вкусно… То есть тогда, когда все рецепторы человека, который это видит, слушает или читает говорят: «Да!». Вот тогда, мне кажется, все остальное будет складываться. Здесь вопрос в том, какие мы ставим перед собой цели? Хотим быть массовым кино или авторским? Редко эти две вещи дружат. Если гнаться за охватами, то тогда нужны массовые темы, что-то попкорновое. Поэтому выбирай: либо охват, либо глубина. «Приключения Электроника» или «Три мушкетера» смотрели гораздо больше людей, чем фильмы Тарковского.

Знаю многих людей, которые говорят, что им для развития своего дела нужен свой блог, но они оттягивают его создание. Потому что «а что обо мне подумают партнеры/ друзья, это как-то несерьезно». Что бы ты мог им посоветовать?

Если мы говорим про друзей, то настоящие друзья порадуются, что ты осмелился на публичное проявление. Порадуются за тебя, если все получилось или поддержат, если что-то не получилось. Но это всегда в каком-то смысле путь индивидуалиста. Ты можешь быть окружен друзьями, но если ты решаешься к выступлению онлайн, то это некая декларация и решимость к сольному, индивидуальному проявлению. Кстати, это вовсе не связано с тем, что ты уже должен точно сформулировать свою роль, как мрамор. Ты можешь уточняться в процессе. Мне близка мысль, что человек — это процесс. Мы в процессе жизни себя формируем, создаем, знакомимся, отсекаем лишнее, находим круг общения, осваиваем новые навыки, уточняем себя. Это такая спираль развития. Ты не знаешь, каким ты станешь через пять лет, но ты можешь в эту сторону начать двигаться сейчас.

Не ждать, когда синдром самозванца уйдет, и вот тогда стану настоящим экспертом и можно заняться брендом?

Да. Это вопрос практики, нарабатываемости, как и во всем. Как в фигурном катании, как в вождении автомобиля — все это нарабатывается. Поэтому здесь, наверное, важно то, что на эту, не дай Бог, внешне негативную обратную связь, внутри включается внутренний прокурор, который тебе говорит: «Господи, мы и так знали, что мы с тобой не знаем ничего, что мы не достойны, что мы плохие». Все детские скелеты в шкафу в этот момент начинают выпадать наружу. И это страшно. Но, мне кажется, мы еще больше боимся не своих слабостей, а своей силы. Когда мир увидит нас, когда мы узнаем, почувствуем свой настоящий размер, то с этим дальше что-то придется делать… Поэтому многим выгоднее быть незаметными, тихими, серыми, чтобы не пришлось с этой ответственностью дальше идти по жизни.

Почему может быть страшно, что все получится? Это же хорошо!

Здесь может быть очень много установок, начиная от бытовых, где тебе говорят «не высовывайся, дед твой высовывался и его раскулачили». Или «тебе что, больше всех надо что ли?». Социум воспитывает что-то среднее арифметическое. Любая индивидуальность — это отклонение от нормы. Любое авторство — это уход в сторону от нормального. Каждая гениальность ненормальна, но не каждая ненормальность гениальна.

Как быть с тем, что экономическая и политическая ситуация сейчас сложнее, чем была еще пару лет назад. Может лучше подождать подходящего момента?

Мы никогда не знаем, что было бы, если бы не попробовали. Больше всего на смертном одре люди жалеют об упущенном случае, о том, что можно было сделать, но они этого не сделали. Это не мои слова, но мне очень нравится мысль, что мы не можем управлять длиной жизни, но можем управлять ее глубиной и шириной. А глубина и ширина точно связаны с проявлением себя в своей роли, со стремлением, смелостью, куражом, риском, пользой. И даже, если это какое-то небольшое дело, но ты в нем являешься лучиком света, который что-то собой освещает и где-то наводит красоту, то ты точно уже приносишь большую пользу, чем ролевые модели, даже если они более популярны, чем ты.

В кризис люди тщательнее выбирают к кому обращаться с большей вероятностью они это сделают к тому, кого они опосредованно знают, кому доверяют, чем к малоизвестному какому-то человеку. То есть, это тоже такой момент практический?

Да. Понятно почему, потому что авторитет.

Заметил ли ты, как твоя большая активность на протяжении двух лет в соцсетях повлияла на то, как какие люди приходят в «Фабрике окон»? Adventum?

Ты знаешь, я думаю, что в «Фабрике окон» и «Adventum» какой-то эффект, наверное, косвенный есть, напрямую его трудно оцифровать и оценить. Но совершенно точно есть какое-то количество людей, которые мне регулярно дают обратную связь. Не далее как сегодня в обед, сказали: «Спасибо, за то, что вы это делаете». То есть, эти информационные круги по воде, которые расходятся, как-то повлияли на траекторию жизни этих людей. Они нашли в себе силы что-то сделать, кого-то встретили, пошли чем-то заниматься, у них начался какой-то следующий этап, появился интерес к самим себе. Если ты находишься в своей роли и себя искренне в свое дело вкладываешь, то мир совершенно разным способом может сказать Спасибо. Иногда это абсолютно не линейно. Я бы даже не стал вступать в такие бухгалтерские отношения с миром: тут отгрузил столько-то добра, значит, должно прилететь столько-то назад. Тогда я встаю в позицию торговца с миром. И чистота замысла исчезает.

Если у человека не получается: он ставит себе цель, она не сбывается. Что бы ты мог посоветовать?

Помню, как мой дедушка сказал, что ты не научишься кататься на коньках, пока не упадешь 100 раз. Я стал считать количество падений, чтобы понять, когда научусь. Так и в любом деле. Мы не рождаемся мастерами, мы осваиваем навыки. Если мне это зачем-то нужно, если я туда трачу свое время, если присутствую в этом деле внутри, вижу в этом какую-то пользу, то человек обречен на успех. Может быть не с первой попытки, потому что ему нужно какое-то количество раз упасть. Но именно это и определяет его стремление стать мастером. Ту несправедливость, которую я наблюдаю в Инстаграм можно охарактеризовать фразой: «Наглость кричит, а мудрость молчит». Внимание забирают не люди-эксперты, а те, кто больше экстравертирован, кто может себе позволить большую свободу самовыражения, но при этом, он в меньшей степени эксперт. А эксперты часто в своем перфекционизме считают, что они недостаточно экспертны, чтобы об этом говорить. В итоге, первые, которые не боятся, но делают, набивают руку через практику, а вторые, которые считают, что они недостаточно экспертны, мышцу самопрезентации не прокачивают никак. И в режиме «человека в футляре» встречают старость.

Важно позволить себе попробовать и не корить себя, если не получится с первого раза. Добавить больше игрового элемента. Как дети учатся? Они играют. Жизнь — игра.

Беседовала Ирина Яппарова

Соцсети Артема Агабекова:

Телеграм-канал здесь

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null