«Из огня да в полымя»: универсальный специалист

Немногим более 10 лет назад в период до 2010-2015гг., звание «универсальный специалист» вызывало волну уважения в адрес носителя. На таких людях, как правило, держался весь бизнес и им платили достойные гонорары т.к. «универсал» мог заменить почти любого выбывшего сотрудника.

Однако в период с 2015г. и по настоящее время универсальность стали превращать в обыденность и теперь узкая специализация вызывает больше вопросов к сотруднику, чем развитие компетенций сразу в нескольких сферах - «Универсальность» поставили на поток.

Заранее оговоримся, что такой подход, может и несёт краткосрочный прирост прибыли для предприятий, но в длительной игре на рынке может сыграть плохую ставку.

Такая позиция со стороны работодателей и образовательных учреждений нацелена на снижение расходов на кадровую деятельность, однако, если смотреть на картину в целом, многозадачность и универсальность подходят далеко не каждому человеку и этот нюанс может наоборот увеличить затраты компании. Не стоит забывать, что люди, это не роботы и кроме внедрения в их сознание определенного набора программ, необходимо учитывать ресурсы психики и риск выгорания.

Мы все понимаем и видим, что производство становится более сложным, в продукции появляется всё больше деталей, а специалистам приходится учить всё большие объёмы информации для понимания своей сферы. Это неизбежно, т.к. прогресс за последние два десятка лет не просто идёт, и даже не «шагает семимильными шагами», он летит подобно ракете. На этом фоне развитие компетенций даже в смежных областях становится для сотрудников камнем Сизифа - в попытках стать универсалом, они теряют опыт и навыки наработанные в своей профильной сфере - что говорить про области, которые далеки от основной?

Каждый собственник достигший определённого уровня развития в своём деле начинает осознавать, что для работы всей системы нужен крепкий фундамент. Этот фундамент и составляют узкопрофильные специалисты, которые максимально компетентны и знают все нюансы своей работы, но при этом совершенно беспомощны в остальном. Универсалы становятся дополнением для таких сотрудников - им можно делегировать часть лёгких задач, для того, чтобы углубиться в долгосрочные проекты, либо заняться срочными задачами не теряя общий КПД, их можно без серьёзных просадок поставить на подмену в случае больничных и отпусков, и это пример правильно работающего механизма, который приносит прибыль.

В обратной ситуации, когда команда полностью собирается из универсалов мы можем наблюдать, что все задачи выполняются поверхностно, решение тяжёлых вопросов задействует сразу нескольких сотрудников, а кадровая смена превращается в «текучесть». Сложно не согласиться, что когда текучесть IT-отдела в компании встаёт на уровень с курьерской службой, компания начинает терпеть убытки. Каждый новый специалист требует обучения «под компанию», внедрения в проекты и, что немаловажно, поиска, а значит дополнительных расходов на HR-отдел. Стоит учесть, что поиск даже позиции Junior-разработчика требует не только в несколько раз больших финансовых затрат, но и гораздо более высокого уровня компетенций кадровой службы.

Универсалы должны выполнять роль колонн, которые стоят на фундаменте из «спецов» и поддерживают всё здание, но когда весь фундамент состоит из универсалов, они становятся котлом, в котором сгорают деньги и, что важнее, время компании.

Остаётся надеяться, что такая ситуация возникла исключительно на фоне испытаний, которые нам преподнесло последнее десятилетие и в момент стабилизации рынка мы вновь увидим уважение к узкому профилю. Чем быстрее это произойдёт, тем лучше. Если ситуация начнёт затягиваться, то переход к таким специалистам произойдёт гораздо более болезненным и затратным способом оставив за собой множество «погибших» предприятий и серьезный профицит «универсалов» на рынке труда.

Начать дискуссию