CDO Директор по цифровой трансформации. Иван Самолов и Арсений Тарасов в подкасте

Каждую неделю в новом подкасте «Цифровая трансформация» Иван Самолов приглашает эксперта, чтобы обсудить цифровые технологии и стратегии.

Сегодняшний выпуск посвящен теме Цифровой трансформации. Гость: Арсений Тарасов (Connected BIM и экс-Microsoft)

Ниже – выдержки из подкаста.

Цифровая трансформация среднего бизнеса

Давайте скажем честно: в основном, в среднем бизнесе, цифровых компетенций мало. Поэтому эту компетенцию нужно привлекать и её, так сказать, внедрять правильным образом в бизнес. Поэтому те, кто осознал – в основном это люди, которые могут саморефлексировать и у которых есть, например, совет директоров, поскольку совет директоров и коллегиальное управление начинают задавать неудобные вопросы: «А какая у тебя цифровая стратегия? Что ты собираешься делать с точки зрения цифрового продукта? Как ты собираешься через цифру взаимодействовать с заказчиком? Как у тебя изменится корпоративная культура?»

Новый подход к выпуску продукта

Поэтому изменилось всё. Изменилось производство. Раньше как: идёшь годовыми этапами, выпустил продукт, отметил это дело, фееричное шоу, и год ты сидишь тихо, что-то разрабатываешь. Может собираешь требования от заказчика, и у тебя есть год между выпуском лицензий. А сейчас у тебя обновления продукта выходят каждый месяц. Поэтому нельзя говорить о том, что тебе нужно раз в год напрячься и всё. Это первое.

Второе, у тебя изменилось производство. А раз изменилось производство, изменился полностью маркетинг, изменилась партнёрская политика, изменилось то, как какого рода сервисы предлагаются. Изменилась служба продаж, потому что ты компенсируешься уже не за лицензии, а за продажу подписок. Изменились финансы – ну то есть всё изменилось. Хотя вроде бы продукт – ну те же байты и биты.

Капитализация цифровых компаний

Почему вообще такой огромный интерес к этой теме? С чего вдруг он возник? Возник он, в первую очередь, из-за зависти, и из-за того, что люди начинают оценивать рынок вокруг и смотреть на остальных, что делают остальные. Если мы посмотрим на капитализацию американского фондового рынка, то 10-20 лет назад лидерами на этом рынке были далеко не IT-компании. Это были крупные индустриальные игроки. То сейчас это только IT. Если посмотреть на мировом рынке, то там затесалась Saudi Aramco – крупнейшая нефтяная мировая компания. Но, например, капитализация Apple сейчас приближается к двум триллионам, немножко отстаёт Microsoft, дальше идут уже Amazon, Alphabet, Facebook и так далее.

И это потрясающе! То есть крупные советы директоров смотрят на то, что происходит на фондовом рынке, и говорят: «Чёрт, что-то они делают правильно. Как-то вот эти вот цифровые бизнесы организованы правильно, что они приносят такой потрясающий рост с точки зрения капитализации»

CDO – «неприятная» должность

Самолов: То есть CDO – это ещё один згд?

Тарасов: Да. Причём згд очень некомфортный, потому что, как я уже говорил, люди не хотят меняться. Поэтому этот человек должен стать не просто членом совета директоров или управленческой команды, а он должен быть уважаемым человеком, который, по сути, начинает, как и генеральный директор, пинать остальных.

CDO и CIO

Если мы возьмём типичного IT-директора, то это, что называется, человек на хозяйстве. Это человек, который занимается IT-инфраструктурой, безопасностью, чтобы всё работало. Чтобы всё было хорошо. CDO – это, всё-таки, такой внутренний предприниматель, который ставит бизнес-задачи, который формирует бизнес-кейсы, которому не нужно, чтобы всё было как есть, которому нужно, чтобы что-то постоянно развивалось. Он шебаршит постоянно это вот болото.

Поэтому компетенции IT-директора и CDO принципиально отличаются. Единственное, на чём они сходятся – это понимание IT, понимание IT-технологий.

Проблема цифровизации строительства

В стройке всё совершенно не так. То есть ты что-то такое спроектировал, а как потом построилось – это две большие разницы. Потому что на этих больших стройках сильно, конечно, отличается то, что получилось, от того, что было спроектировано архитекторами. Поэтому есть модель, как спроектировано, и потом модель, как построено. И это большое отличие.

И вот построили, и поэтому уровень цифровизации в процессе и проектирования, и стройки, традиционно, был очень низким. Когда дело касалось эксплуатации, то это вообще особая ситуация, потому что там ставится функциональная автоматика, которая была спроектирована ещё в 80-90х. Системы живут своей жизнью, у них действительно есть данные и там есть устройства, которые управляют автоматически своими инженерными системами, но здание, в отличие от человека, не может сказать, что у него что-то пошло не так.

Смотрите полную версию подкаста Ивана Самолова «Цифровая трансформация»

Начать дискуссию