Почему стартапам в России тесно и как выйти в США

В подкасте «Цифровая трансформация» Иван Самолов (Samolov Group) и Дмитрий Калаев (ФРИИ) обсудили стартапы, бизнес в США и последствия продажи TikTok.

Ниже – выдержки из подкаста.

Почему США привлекательнее России, Китая или другой страны для стартапа

Как зарабатывает инвестор: он находит стартап, который на ранней стадии, допустим, в момент инвестирования стоит $3 млн. И мы, как инвесторы, вкладываем $500 тыс. – получаем долю. Теперь мы зарабатываем не на дивидендах – мы зарабатываем, продавая нашу долю. То есть компания, условно, доходит до IPO, и наша доля стоит уже не 500 тыс., а там 50 млн. Или эту компанию покупает кто-то крупный: Google, Microsoft, Facebook и т.д. И вот в этот момент наши доли меняются на деньги.

И кроме того, что сам рынок большой, возникает вопрос: «А где частотность покупки наибольшая?» Если смотреть на количество сделок такого плана, именно покупки компании, то США – это самый развитый в этом плане рынок.

Вера в себя и свой продукт

Если ты сам в себя не веришь, то и в России ничего не получишь. Если предприниматель не уверен в своём результате, то все остальные – и сотрудники, и инвесторы, и партнёры, и клиенты – тоже будут говорить: «дружище, а как?»

И именно поэтому часто у предпринимателей зашкаливают амбиции, на грани фола, и кажется, что он даже сумасшедший, который пытается тебя обмануть.

Трудности переезда ради бизнеса

Действительно есть трудности. И в какой-то мере, когда думаешь про другую страну, тебе надо решиться. То есть какое-то количество основателей компаний, в которые мы инвестировали, даже когда они говорили про международные рынки, оказалось, что они на самом деле не готовы ехать в другую страну.

И это не про то, что в России там плохо или хорошо. Просто переезжая в другую страну, ты обнуляешь много чего. Ты обнуляешь свои социальные связи, у тебя дети ходят в такую-то школу, ты привык к какому-то фитнесу, у тебя есть друзья, у тебя есть какие-то врачи, у тебя парикмахер – и вот это всё ты, получается, обнуляешь. И первый год ты пытаешься либо решить какие-то свои бытовые проблемы, либо наоборот смириться, что: «Ладно, я так и не нашёл нормального стоматолога, и буду шепелявить, потому что мне немного не так сделали зубы»

Копирование бизнес-идей

Я бы не рекомендовал копировать. Если бы я увидел какой-нибудь сервис, взлетающий в США, и я такой: «О! Я сейчас скопирую, и запущу его тоже в США» Ещё копировать в Россию – туда-сюда. Но биться в Америке, отставая от конкурента, а часто ведь это ещё битва денег, то есть условно попробуй побейся с Uber’ом – как ты сможешь поднять такой объём инвестиций? Никак. Это значит, что то же самое точно делать бессмысленно. Если видишь неудовлетворённый спрос, то тебе нужно делать альтернативный продукт.

Ещё стратегии из Америки в Россию работают, но тоже не 100%. То есть, допустим, в Америке есть такая миллиардная компания Square, Inc. – это мобильные платежи. И в большинстве кофеен и других точек продаж в Америке просто стоит планшет от Square, через который ты делаешь транзакции. В России несколько подобных стартапов запускалось, но они вышли на не очень большую выручку – 100-200 млн рублей. Причина очень простая – совершенно другая политика банков, другая политика банков по установке терминалов и другая политика по процентам.

Привлечение первых инвестиций

Как выглядит механики, в которых мы работаем – как я только что описал, есть 2-4 человека, которые в течение нескольких месяцев показывают на конкретном рынке, что находят потенциальных клиентов, потом что у этих клиентов действительно существует такая потребность, и может закрывают несколько сделок. Это ничего – кто-то может дать миллионы, но не всегда.

Но как минимум это подтверждение, что ты в состоянии, как команда, что-то сделать, что твой продукт не совсем промазал мимо рынка, что в целом, ты какую-то машинку продаж, маркетинга в состоянии выстроить, и вроде как ты попал в рынок.

Полная версия видео подкаста по ссылке

11
Начать дискуссию