А может ли быть оформлен кредит без участия банков?

Есть такой забавный экономический показатель – распределение прибыли. Он показывает, как распределяются прибыли и убытки между отраслями экономики. В данном случае меня интересует банковский сектор.

Более ста лет назад, еще до создания Федеральной Резервной Системы в США, в 1913 году, весь банковский сектор всех стран мира создавал около 5% прибыли. И так было почти весь ХХ век, до 1981 года. До начала Рейганомики и кредитного стимулирования спроса. За 40 лет этого кредитного шабаша банкиры невероятным образом перераспределили прибыль мира в свою пользу. В 2008 году, в момент начала текущего кризиса, банковский сектор генерировал более 75% мировой прибыли! Вы это себе представляете – из 4 долларов прибыли 3 забирали себе банкиры!

Но и этому приходит конец. Жадные банкиры в дорогих костюмах перекредитовали экономику. Что там Гиппократ говорил – одно и то же средство может быть и лекарством, и ядом, все зависит только от дозы. Еще до Ковида вся мировая экономика была банкротом. Обязательства всех юридических лиц во всем мире превышали стоимость их активов примерно в 2,5 раза. Отсюда и пошел термин – зомби-фирмы. Это фирмы, которые по текущему состоянию баланса являются банкротами (обязательства превышают активы), но не обьявляют банкротства, потому что банки постоянно подпитывают их новыми займами. Так называемое рефинансирование долга.

Прочитав предыдущие три абзаца, вы уже поняли, что банковская система во всем мире работает не лучшим образом. Но природа не терпит пустоты. Поскольку кредитное финансирование спроса является имманентной потребностью современной экономики, а банки сейчас не могут обеспечивать потребности экономики, они слишком заняты спасением самих себя, то должен был появиться кто-то, кто возьмет на себя функцию кредитного стимулирования спроса. И этот кто-то появился. И как всегда – совсем не там, где его ожидали.

Тут нужно сделать важное отступление. Банковский бизнес во всем мире отрегулирован по одним и тем же правилам. Декорации, видимые снаружи, отличаются разнообразием моделей и красок. Тут вам и русские медведи, и красные китайцы, и арабы в белых бурнусах, и чего только нет. А внутри жёстко отрегулированная машина Базель – 3. За соблюдением правил которой следит куча сторожевых собак (так и называются - watchdog, это официальный термин деловой переписки и статей Bloomberg) типа FATF, готовых разорвать в клочья любого, кто не то чтобы отступит от правил, а только намекнет о подобном намерении.

Но вернемся к кредитному стимулированию спроса. Поскольку банкиры слишком увлеклись стимулированием себя любимых и немножко подзабыли про экономику, то первыми почувствовали приоткрывшуюся рыночную нишу цифровики. Различные платформы интернет-торговли, типа Алибабы, начали без участия банков предоставлять кредит своим пользователям для покупки товаров.

Я полагаю, что эти ребята даже не успели понять – какую пещеру Алибабы они распечатали. На самом деле это золотое дно называется «кредитная эмиссия». Возможность создавать деньги из воздуха. Мечта средневековых алхимиков.

Но те, кому надо, watchdogs текущей экономической модели, те поняли все как надо, и отреагировали быстро. Практически одновременно по всему миру у цифровиков возникли проблемы. В Китае Джек Ма - основатель и бессменный руководитель Алибабы - вдруг куда-то запропастился. Потом он вынырнул на поверхность, но вот как это описывает Forbes: «Он залег на дно»: Джек Ма увлекся живописью и сосредоточился на филантропии.» И в Штатах «… глобальный сбой в работе сервисов компании Facebook, сотрудники которой, как сообщает The New York Times, «не могут попасть в свои офисы для решения проблем с сервисами компании из-за отказа системы безопасности комплекса». Странные такие чудеса.

В общем вы поняли – внебанковское кредитование на маркетплейсах не прижилось. Хотите кредит – обращайтесь в банк. И хотя сейчас много где в рекламе указывается – возьмите наш товар в кредит от завода/производителя, если копнуть глубже, то выясняется, что за всем этим стоит банковский капитал и банковские процедуры. А цифровики продолжили заниматься своими цифровыми делами, и в кредитную эмиссию играть перестали.

И хотя банкиры смогли сохранить свою монополию на создание денег, неудовлетворенный рыночный спрос остался. Поэтому мы с вами сейчас наблюдаем новый сезон сериала «Создай свою маленькую кредитную эмиссию»

В этот раз в главной роли выступают капитаны (и капиталы) криптоиндустрии. Я не буду строить гипотезы – откуда растут ноги у феномена крипты. Хочу только поделиться наблюдением – стремительное развитие криптовалютных экосистем по времени синхронизировано с внедрением в денежное обращение compliance-процедур, которые позволяют блокировать практически любую транзакцию без объяснения причин. Третий закон Ньютона в денежном обращении: «Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе, взаимодействия двух тел субъектов права друг на друга между собою равны и направлены в противоположные стороны.» Забавно, что никто не хочет этого замечать. Но это так – к слову.

Если допустить, что криптовалютная экосистема есть система денежного обращения (пусть и со своей спецификой). то в криптовалюте должны действовать те же законы денежного обращения, что и в фиатных деньгах. Эти вопросы исследует Александр Яковлев - подробнее о нем

Я же хочу отметить, что официальная, так сказать «Базельская» банковская система, правильно оценивает криптовалюту как способ уйти из-под compliance-контроля, и уже начала противодействовать этому. Это проявилось в разделении крипто-деятелей на «белых и пушистых», которые задействуют системы KYC (Know Your Customer), и поэтому сливают данные своих пользователей куда надо, блокируют тех, кого надо, и в общем работают по Базельским принципам. И есть темные криптовалютчики, которые мутят свои дела ни перед кем не отчитываясь.

Проиллюстрировать это можно на примерах разной судьбы Three Arrows Capital и Александра Винника.Вот ребята из 3AC.

Su  Zhu
Su  Zhu
Kyle Davies
Kyle Davies

Им дали 18 миллиардов денег. А когда некоторая (значительная) часть этих денег пропала, то ничего страшного не произошло. Ну – поругали ребят. И даже сейчас продолжают ругать. Но в тюрьму никого не посадили, и можно сказать – обошлось.

А вот злодей Александр Винник. Он чужих денег не брал – по крайней мере, в суде это не доказано. Жил на свои. Но он ПРИЧАСТЕН к структуре, которая пропустила через себя 4 миллиарда денег. Ни перед кем не отчитываясь.

Поэтому Винника поймали.
Поэтому Винника поймали.

Во Франции этому бедняге предъявили 19 обвинений. В суде 18 из них отпало. По одному оставшемуся (которое французский суд классифицировал не как уголовное преступление, а как проступок) ему на всякий случай присудили 5 лет тюрьмы. Винник отсидел. Но на свободу его не отпустили. Теперь США затащили Винника к себе и хотят добавить ему еще 50 лет заключения.

Теперь вы понимаете – насколько жестко Базель оберегает свое право на контроль денежного обращения?

Говоря о криптовалюте в дальнейшем, я буду иметь в виду только темную часть, неподконтрольную FATF. Потому что «белая и пушистая» часть криптомира является производной от фондового рынка, можно сказать – деривативом. Она получает капитализацию от фондового рынка, регулируется по правилам фондового рынка, и санкции там применяются тоже по правилам фондового рынка. И когда фондовый рынок США накроется медным тазом (не торопитесь злорадствовать – он слишком большой и сложный, чтобы исчезнуть совсем, но пузыри там полопаются неминуемо), то и «белая» крипта разделит его судьбу.

Что касается не подконтрольной compliance-процедурам части криптовалютного рынка, то здесь есть несколько уникальных, заслуживающих внимания феноменов. То, что криптовалюта развивалась как способ избавиться от назойливого внимания и контроля транзакций было вполне закономерным и уже упоминалось в данной статье. То, что возникнет своеобразный «карго-культ» успешных крипто-проектов, когда различные авантюристы будут косплеить рост Биткоина и предлагать наивным простакам «иксануть» (словечко-то какое, а?) тоже является вполне закономерным и ожидаемым. Фальшивомонетчики были всегда.

Но вот появление стейблкоинов, привязанных к реальным, физическим активам, а не фондовым деривативам – это уже вызов системе. В первую очередь я имею в виду Норникель с его палладием, но есть и еще несколько проектов. Если люди, которые стоят за данными проектами не вздрогнут, не поддадутся на различные искушения, то в условиях инфляции введение такого стандарта стоимости неминуемо сломает позвоночник и доллару, и евро, как мировым резервным валютам. Это будет конец фондовому рынку как основе могущества «западного» мира. В общем – тема серьезная, заслуживает отдельного исследования. Пока продолжаем наблюдение.

Что же касается кредитования через крипту – то лично я считал это востребованным, но не-реализуемым по техническим причинам. Ну какой может быть кредит в условиях полной анонимности?

Однако нашлись ребята, которые придумали такую модель. Причем именно в условиях полной крипто-анонимности, безвсякого KYC. Кому интересно – вот ссылка на их YouTube ,там это разъяснено более подробно в той части , где идет речь о монете GDC:

Я не проводил аудит их компании и поэтому не могу сказать – насколько добросовестно они отнеслись к техническим деталям своего проекта. Но модель кредитования, которую они предложили, вполне жизнеспособна. На практике это означает два возможных варианта – идею реализуют или текущая команда разработчиков, или их конкуренты.

И вот здесь начнется самое интересное. Я думаю, что ни у кого нет сомнений, что мировое банковское сообщество будет отчаянно бороться за монополию на такой инструмент как кредитная эмиссия. Проект, который рискнет это осуществить, будут дискредитировать всеми возможными способами. Впрочем – это происходит, указанная команда разработчиков, один из их сайтов - уже находятся в черных списках Роскомнадзора.

Но это только начало. Я предвижу апокалиптические статьи о том, что излучение именно этих смартфонов вызывает рак мозга. Профсоюзы врачей, учителей и водителей трамваев будут писать правительству петиции с требованием – немедленно запретить. И как апофеоз – какой-нибудь деятель с трибуны ООН будет провозглашать, что данные смартфоны заряжены бактериями оспы обезьян.

<p>Вы помните – как это уже было?</p>

Вы помните – как это уже было?

Но описанный сценарий – это эмоциональная сторона вопроса. С научной точки зрения меня гораздо больше интересует другое. Реализация кредитной эмиссии в криптовалюте будет означать изменение баланса между крипто- и фиатным денежным обращением, перетоки ликвидности. Выстроить адекватную модель этих процессов не представляется возможным, нету достаточного количества статистических данных. Поэтому мне очень интересны сведения о воплощении подобных проектов в реальность.

И в заключение хочу сказать следующее:

1. Чтобы меня не обвиняли в рекламе ЦФА я по возможности старательно избегал упоминания всяких криптобирж.

2. Криптомир уже достаточно большой и продолжает расти. Может быть такое, что интересующие меня проекты стейблкоинов, привязанных к реальным, физическим активам и внебанковского кредитования через крипту уже где-то реализованы, а я об этом не знаю. Поэтому буду признателен за ссылки на подобное в комментариях.

2
3 комментария

Так, образовался вопрос. Можно легко и почти без последствий накрутить банк на шекели, а вот эти крипто-кредиты-как там дела обстоят с взысканием задолженностей? Можно ли анонимно поиметь криптошекелей с них?

Ответить

Эти господа шекелей/денег в кредит не дают. Они дают смартфон, и если Вы не платите - так они дистанционно блокируют ваш смартфон, превращают его в кирпич.

Ответить

Обширно описано, а главное на доступном языке! Без всяких неясностей. Статья огонь! Было интересно читать.

Ответить