Per aspera ad astra

“Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”.

К. Э. Циолковский

Мечты человека, издревле отраженные в сказках, легендах, а позднее в фантастических романах, стремились в космос и об этом свидетельствуют и многочисленные изобретения прошлых лет. И только в XX в. осуществилась возможность воплощения этих дерзких мечтаний в реальную действительность.

В 1903 г. в одном из русских журналов появилась статья калужского учителя К. Э. Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где он впервые обосновал возможности межпланетных полетов с помощью ракеты.

Для того, чтобы полеты в космос стали реальностью, потребовалась огромная работа на Земле: ученых, конструкторов, заводских коллективов самых современных отраслей науки и техники.

Per aspera ad astra

Космическому запуску предшествуют проведение необходимых баллистических расчетов, определение оптимальности траектории полета, выбора удобных моментов для старта и посадки.

Каждый новый полет — это и новая программа научных исследований. Для них создаются уникальные установки и приборы, разрабатываются невиданные до сих пор методики экспериментов.

Когда-то в 60-70-х годах прошлого века все мальчишки мечтали стать космонавтами. Шла космическая гонка между Советским Союзом и США.

СССР был абсолютным рекордсменом по количеству космических пусков в год — 108 в 1982 году, на втором месте США с 77 стартами в 1966 году.

Несмотря на то, что первопроходцем в исследовании космического пространства в XX веке был Советский Союз, США вошли в историю, по мнению многих, как победители этой космической гонки.

В современной истории России такой рекорд равен 55 пускам в 1992 году. Китай, совершив 55 космических запусков в 2021 году, установил свой национальный рекорд.

У NASA и Пентагона очень большие космические бюджеты, а это важный показатель. С другой стороны, денег у NASA все-таки не хватает для организации пилотируемой экспедиции на Марс, поэтому пока приоритет у лунных программ. В США утверждена программа «Артемида» по возвращению людей на Луну в 2024 году.

На втором месте — Китай со своей амбициозной космической программой. Но, несмотря на все амбиции и адскую трудоспособность, китайцам еще многое нужно сделать, чтобы приблизиться к возможностям США.

К сожалению Россия, утратила лидирующие позиции в освоении космоса и ракетостроения. Проект ракеты «Ангара А5» и новые проекты ракет «Союз-5» и «Союз-6» устарели еще до начала разработки. Мировые технологии космического ракетостроения ушли далеко вперед, а ракеты «Союз-5» и «Союз-6» создаются на основе лучшей советской ракеты среднего класса «Зенит», созданной еще в прошлом веке! Но в пилотируемой космонавтике Россия все еще сохраняет ведущую роль, пусть это и касается эксплуатации давно разработанной техники.

Успехи в развитии космоса в первую очередь зависят от людей, которые заняты в этой отрасли: ученых, испытателях, программистов, электронщиков, рабочих и многих и многих других. Но первые зерна в души мальчишек-мечтателей закладывают книги и учителя-подвижники.

Мне повезло побывать на интересном мероприятии в Институте Механики МГУ, где я и познакомился с однофамильцами Антоном и Александром Рогачевыми – создателями ряда учебных программ и образовательных продуктов.

Учебный проект (voltbro. ru) развития инженерного образования для подготовки будущих специалистов в области комплексных инженерных проектов: роботизации и ракетостроения зародился в 2015 году в рамках проекта Воздушно-инженерной школы МГУ при создании лаборатории аэрокосмической инженерии МГУ.

Эта программа – первый шаг в космос для молодых ребят – будущих инженеров, ученых, летчиков-космонавтов. Занятия рассчитаны для молодых ребят в возрасте от 12 лет. На занятиях студенты изучают теорию реактивного движения, расчет ракет с использованием оригинального программного обеспечения, системы безопасности при пуске ракет, физику полета, конструирование, программирование контроллеров, разработку электронных схем, учатся управлять полетом ракеты.

Лаборатория подвижников
Лаборатория подвижников
Здесь рождаются роботы
Здесь рождаются роботы

И самое главное: ребята – учатся работать в команде, где от успеха каждого, от слаженности и поддержки – зависит успех всего проекта, который студенты делают в течение года и, в итоге — победа в ракетостроительном чемпионате «Реактивное движение» (gorocket. ru) , олимпиаде НТИ «Аэрокосмические системы» (ntcontest. ru) , всероссийском конкурсе приема космических данных в УКВ диапазоне «Космические данные» (spacecontest. ru) .

Чемпионат охватывает несколько регионов страны: Москву и Московскую область, Екатеринбург, Калугу, Красноярск, Нефтеюганск, Нижний Новгород, Пермь, Тверь, Томск и Чебоксары.

Увиденное в МГУ впечатляет, и хочется пожелать ребятам поменьше терний на их звездном пути.

22
Начать дискуссию