Советский модернизм: как строили здания в XX веке в Казахстане?

С началом «хрущёвской оттепели» на улицах городов СССР появились не только типовые дома с малогабаритными квартирами, но и оригинальные, а порой и противоречивые здания: одних новаторские сооружения восхищали, других — приводили в недоумение.

Модернизм — архитектурное движение, которое охватило ХХ век вплоть 90-х годов и включило в себя сразу несколько направлений. Архитекторы-модернисты пытались «забыть» о классических стилях и придумать что-то совершенно новое: функциональное, но при этом оригинальное по форме. Для реализации идей был использован прежде всего железобетон.

Советский модернизм: как строили здания в XX веке в Казахстане?

Сделали для вас подборку зданий в этом стиле в Алмате.

Дворец Ленина (Дворец Республики), 1970

Архитекторы Н. Рипинский, Л. Ухоботов, Ю. Ратушный, В. Ким, В. Алле, А. Соколов; конструкторы В. Кукушкин, В. Сушенцев. Реконструкция — Т. Ералиев и др.
Архитекторы Н. Рипинский, Л. Ухоботов, Ю. Ратушный, В. Ким, В. Алле, А. Соколов; конструкторы В. Кукушкин, В. Сушенцев. Реконструкция — Т. Ералиев и др.

Самое важное и красивое здание советской Алматы. Оно олицетворяло казахскую архитектуру во всех журнальных публикациях и фигурировало на обложках книг того времени. Здание стало символом культуры народа Казахстана — лихо загнутый козырек кровли, схож с пологом казахской юрты. Облицован козырек чешуйками из анодированного алюминия, которые штамповали прессом на местном автозаводе. Чешуйки золотятся на закате, а крыша будто «парит» в воздухе. Кровля лежит на собственных опорах — как в японской архитектуре, которая находится в сейсмоопасной зоне и всегда прибегала к подобному разведению нагрузок.

Кинотеатр «Целинный», 1964

Первый в стране широкоформатный кинотеатр на 1,5 тысячи мест с трудом вмещал всех желающих. Рекорд: 2 миллиона зрителей в 1982 году. Сияющее по вечерам фойе манило людей лучше любых рекламных плакатов. Целиком стеклянный фасад был для города новостью. Главным же шедевром «Целинного» стали летящие кони художника Евгения Сидоркина. Изначально они были только за стеклянным фасадом внутри здания, позже изображения вынесли на боковую стену фасада.

Жилой комплекс «Три богатыря», 1967–1970

Архитекторы А. Петров, А. Петрова, Г. Джакипова, Б. Чурляев, Н. Чистоклетова; конструктор Н. Матвиец
Архитекторы А. Петров, А. Петрова, Г. Джакипова, Б. Чурляев, Н. Чистоклетова; конструктор Н. Матвиец

Сами башни являются примером особой сейсмической инженерии. Основная часть каркаса построена с использованием типовых элементов, но главным элементом конструкции стал каркас здания, вынесенный наружу и связывающий воедино три блока, тем самым обеспечивая распределение сейсмических нагрузок. На этом каркасе в хаотичном порядке были устроены открытые террасы с выходом из квартир.

Советский модернизм: как строили здания в XX веке в Казахстане?

Цирк (Казахский государственный цирк) и гостиница цирка, 1966–1972; 1978

Архитекторы В. Кацев, А. Кайнарбаев, И. Слонов; конструкторы Дробинко, С. Матвеев, М. Плохотников
Архитекторы В. Кацев, А. Кайнарбаев, И. Слонов; конструкторы Дробинко, С. Матвеев, М. Плохотников

Здание стало первым сооружением такого рода в республике. До этого представления проходили только в теплое время года: сначала на территории Зелёного базара, а позже на месте Казахского драматического театра им. Ауэзова.

Цирк состоит из двух различных по функциям частей: круглой конструкции с главной ареной и прямоугольного корпуса с административно-техническими помещениями и гостиницей. Объём главной арены на 2 160 зрительских мест, напоминающий ротонду, опоясывает лента витражного остекления, разбитая множеством отклоняющихся кверху бетонных опор. Перед витражами закреплены горизонтальные металлические полосы солнцезащитных элементов. Козырьки над входами образуют балконы на уровне второго и третьего этажа. Здание из железобетонного каркаса венчает чешуйчатый купол, установленный на металлических фермах. Фасады отделаны белой штукатуркой и гранитом. На площади перед цирком установлена рекламная мачта, состоящая из трёх изломленных элементов.

Гостиница «Казахстан», 1973–1978

<p>Архитекторы Л. Ухоботов, Ю. Ратушный, А. Анчугов, В. Каштанов; конструкторы А. Деев, Н. Матвиец; инженер А. Татыгулов; художники М. Кенбаев, Н. Цивчинский</p><p><br /></p>

Архитекторы Л. Ухоботов, Ю. Ратушный, А. Анчугов, В. Каштанов; конструкторы А. Деев, Н. Матвиец; инженер А. Татыгулов; художники М. Кенбаев, Н. Цивчинский


Помня о страшных землетрясениях 1887 и 1910 годов, Алмата долго не решалась покорять небо. Это было первое в СССР 26-этажное здание, построенное в зоне девятибалльной сейсмичности: сначала залили мощную плиту фундамента, затем методом скользящей опалубки отлили 102 метра ядра жесткости, потом нанизали на него стены — тоже монолитные, но уже в объемно-переставной опалубке. Триумф технического прогресса неожиданно увенчала корона из анодированного алюминия. Изначально она не предполагалась. В каждом номере есть вид на горы — для этого все эркеры хитроумно вставлены под углом к фасаду. Что помогает и проветриванию: именно с гор дуют прохладные вечерние бризы.

Жилой комплекс «Аул», 1986

Архитекторы Б. Воронин, Л. Андреева, В. Ви, М. Джакипбаев, Е. Рыков; конструкторы С. Матвеев, Г. Клочковская, В. Зинштейн, С. Кайнарбаева, А. Зайковская
Архитекторы Б. Воронин, Л. Андреева, В. Ви, М. Джакипбаев, Е. Рыков; конструкторы С. Матвеев, Г. Клочковская, В. Зинштейн, С. Кайнарбаева, А. Зайковская

В отличие от десятков микрорайонов Алматы данный жилой комплекс ценен фасадным решением, которое заключается в нагромождении ступенчатых балконов, отдалённо напоминающих старинные горные аулы.

11
реклама
разместить
Начать дискуссию